
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 30
- |
- Видео 17
- |
- Мероприятия 0
Святой Силуан Афонский о познании воли Божией
Христос Воскресе!
Внимание! В этой статье описывается опыт познания воли Божьей с помощью способа преподобного Силуана Афонского. При использовании способа, изложенного в этом посте новоначальный мирянин столкнулся с некоторыми серьезными сложностями духовной жизни. Прежде чем использовать что-то из написанного здесь, дочитайте статью до конца, чтобы понимать все риски. Также просьба к читателям - помолиться об автора статьи, чтобы Господь помог решить возникшие проблемы, описанные ниже. Буду очень признателен за комментарии и ссылки по указанной теме. Особенно на святоотеческую литературу.
Как было дело:
Некоторый грешный мирянин в сложной ситуации хотел найти волю Божию и последовал совету преподобного Силуана Афонского и получил мысль, от которой воцарился мир в душе, а ситуация вскоре разрешилась благополучно. Вот этот совет:
--------------Цитата:---------------------------------------
И если у тебя есть недоумение, то сделай три поклона и скажи: «Господи, Ты видишь, Милостивый, душа моя в недоумении, и я боюсь погрешить, вразуми меня, Господи.» И Господь непременно вразумит, потому что он очень близок к нам. Если же ты усомнишься, то не получишь просимого. Так Господь сказал Петру: «Почто усомнился еси, маловере?» (Мф. 14:31), когда тот стал утопать в волнах. Так и душа, когда усомнится, то начинает утопать в плохих помышлениях.
«Господи, даруй нам полную веру к Тебе Духом Святым».
----------------------------Конец цитаты--------------------
После этого продолжал пользоваться этим способом и дальше.
Бывало вразумление приходило в виде какой-то ситуации или предмета. Например как-то было непонятно, что делать, как быть со всеми сложностями жизни. И увидел муравья ползущего по земле. А в голове мысль: "Ты не знаешь даже откуда этот муравей здесь и почему, и где он окажется в следующую минуту. Как же ты хочешь про себя все понять и прояснить?" После этого успокоился и положился на Бога.
(Написано 10.04.2018)
P.S.Обновление от того же мирянина (написано 12.09.2018).
Как-то при использовании способа преподобного Силуана Афонского возникло недоумение по причине отсутствия крепкой веры и должной боязни согрешить в момент молитвы.
К тому же в результате использования этого способа пришли 2 мысли, которые никак не ожидал, понуждающие круто изменить жизнь (из разряда принять монашество или жениться, сменить работу). И начались сомнения, а действительно ли это от Бога, попытки проверить, которые продолжались 3-4 месяца.
Нашел, что этот способ советовал один подвижник 20 века - схиигумен Савва (Остапенко):
azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenko/polnoe-sobranie-propovedej-i-pouchenij-shiigumena-savvy/5.
Похожие способы советовали и другие современные и древние подвижники, в т.ч. прославленные Богом в лике святых. Об этом тут:
https://www.youtube.com/watch?v=YCAfO-VqMSs&app;=desktop
mission-center.com/bookdaniilsisoevm/12071-dan-book-kak-uznat-voly-boziy
Когда сличал эти неожиданные мысли со Словом Божиим или проверял другими способами познания воли Божией - противоречий не нашел. Более того одна из этих неожиданных мыслей ранее также выпадала в результате жребия, но тогда в результате маловерия посоветовался с другим человеком, а он посоветовал не принимать её.
Долго молился, пришел к выводу, что с этим способом нужно быть серьезным. Нужно максимально укрепить веру и Страх Божий.
Из позитивного - больше узнал благость Божию и свою греховность. Заметил, что часто молюсь без страха Божия и веры. Также много другого нового узнал о себе в духовном плане. В целом от использования этого способа получил больше пользы, но, возможно, огорчил Господа маловерием своим и легкомысленностью. Нужно быть серьезнее.
P.S. Обновление от того же мирянина (написано 14.11.2018).
Еще некоторые замечания за и против этого способа:
Святитель Игнатий Брянчанинов:
"Сын Восточной Церкви, единой святой, и истинной! В невидимом подвиге твоем руководствуйся наставлениями святых Отцов твоей Церкви: от всякого видения, от всякого гласа вне и внутри тебя, прежде нежели обновишься явственным действием Святого Духа, они повелевают отвращаться, как от явного повода к самообольщению".
(Источник: azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom2-asketicheskie-opyty/7)
Тут говорится не о мысли, а о гласе, но все равно очень близко к тому, чтобы 10 раз подумать перед использованием данного способа.
***
Архимандрит Софроний (Сахаров), автор книги, в которой записано учение преподобного Силуана Афонского (в том числе и вышеуказанный способ познания воли Божией) так пишет об особенностях использования этого способа:
Человек создан по образу и подобию Божию и призван к полноте непосредственного богообщения, а потому все люди без исключения должны были бы идти этим путем, но в опыте жизни он оказывается доступным далеко «не для всех». Это потому, что большинство людей не слышит в сердце своем голоса Божия, не понимает его, и следует голосу страсти, живущей в душе и заглушающей шумом своим кроткий голос Божий.
В Церкви исходом из такого плачевного положения является иной путь, а именно – вопрошание духовного отца и послушание ему. Сам Старец любил этот путь, шел им, указывал на него и писал о нем24. Смиренный путь послушания он считал вообще наиболее надежным. Он твердо верил, что ради веры вопрошающего ответ духовника всегда будет добрым, полезным, богоугодным. Вера его в действенность таинства Церкви и благодати священства особенно утвердилась после того, как он на Старом Русике, великим постом на вечерне, увидел духовника старца Авраамия преображенным, «в образе Христа», «невыразимо сияющим».
...
По слову Старца, у того, кто усердно молится, бывает много перемен в молитве: борьба с врагом, борьба с самим собою, со страстями, борьба с людьми, с воображением, и в таких случаях ум не чист и все не ясно. Но когда приходит чистая молитва, когда ум, соединившись с сердцем, безмолвно предстоит Богу, когда душа ощутимо имеет в себе благодать и предалась на волю Божию, свободная от омрачающего действия страстей и воображения, тогда молящийся слышит внушение благодати.
Когда к этому деланию – искания воли Божией через молитву – приступает не имеющий достаточного опыта, не могущий «по вкусу» с достоверностью различить действие благодати от проявления страстей, особенно гордости, тогда совершенно необходимо обратиться к духовному отцу, самому же, при встрече со всяким духовным явлением или внушением, до решения наставника строго держаться аскетического правила: «не принимать и не отвергать».
«Не принимая», христианин ограждает себя от опасности демоническое действие или внушение счесть за Божественное, и таким образом научиться не «внимать духам обольстителям и учениям бесовским» и не воздавать божественное поклонение демонам.
«Не отвергая», человек избегает другой опасности, а именно: божественное действие приписать демонам и через то впасть в грех «хулы на Духа Святого», подобно тому, как фарисеи изгнание бесов Христом приписали «силе веельзевула, князя бесовского».
Вторая опасность страшнее первой, так как душа может привыкнуть отвергать благодать и возненавидеть ее, и настолько усвоить себе состояние богопротивления, что так определится и в плане вечном, благодаря чему грех сей «не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:22–32).
Тогда как при первом заблуждении душа скорее познает свою неправду и покаянием достигает спасения, потому что нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного.
Об этом чрезвычайно важном аскетическом правиле – «не принимать и не отвергать», и о том, как оно применяется в жизни подвижника, следовало бы многое сказать, но так как в данном труде перед нами стоит задача изложения лишь основных положений, а не деталей, то мы возвратимся к прежней теме.
В своей более совершенной форме, познание молитвой воли Божией – явление редкое, возможное только при условии долгого труда, большого опыта борьбы со страстями, после многих и тяжелых искушений от демонов, с одной стороны, и великих заступлений Божиих, с другой.
Но усердная молитва о помощи – есть доброе дело и всем необходимое: начальствующим и подчиненным, старшим и младшим, учащим и учащимся, отцам и чадам. Старец настаивал, чтобы все без исключения, независимо от своего положения, или состояния, или возраста, всегда и во всем, каждый как умеет, просили Бога о вразумлении, чтобы таким образом постепенно приближать свой путь к путям святой воли Божией, доколе не достигнут совершенства.
***
Еще о различении мыслей пишет Схиигумен Савва (Остапенко).
"Помыслы от демонов бывают исполнены смущения и печали. Помысл от Бога приходит с тихостью и радостью.
Добрый Ангел тих, скромен, кроток, мирен. Он внушает чистоту, справедливость, целомудрие, ласковость, снисходительность, любовь и благочестие. Злой ангел злобен, гневлив, безрассуден."
www.pravoslavie.ru/44463.html
В моем случае из двух, вызывающих недоумение, мыслей одна несет мир и тишину. А отвержение ее - наоборот смущение. А вот со второй - сложнее. С одной стороны это радость, а с другой и некоторую боязнь, (возможно боязнь неизвестного?) т.к. она связана с решительным шагом в жизни.
***
Авторитетный архиерей сказал про одну из этих мыслей, что еще нужно понять, от кого она. Но он в этом случае лицо заинтересованное т.к. последование этой мысли связано с неудобством для него. С другой стороны было много случаев, когда люди, не прислушавшись к мнению этого священнослужителя потом об этом сожалели и признавали, что он был прав.
Популярное видео
-
26:01
Человек перед Богом. Фильм 02. Икона.
Юрий Павлов · 1890 просмотров -
Великопостные чтения. Святые дня. Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). (12.04.22)
Громовы Валерий и Людмила · 557 просмотров -
02:27
Блаженніший Митрополит Онуфрій про служіння прп. Германа Аляскинського (англ.)
Владимир · 1265 просмотров








