Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православное воспитание детей

Так кто же все-таки блажен, когда плачет?

ДЕТСКИЕ СЛЕЗЫ.

В Евангелии написано: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4).
Какой же плач будет утешен Богом, и как мы ответим за слезы наших детей, да и свои собственные?

Чтобы не ошибиться, следует различать бла¬женный плач от совсем не блаженного, а то и прямо греховного, то есть такого, за который мы еще и потерпим наказание.
В жизни людей, а особенно детей слезы — не редкость. Они мгновенно вскипают на дет¬ских глазах, бурно изливаются и бесследно высыхают. Так какие они, детские слезы?

Все мы знаем у детей слезы, вызванные падениями, ударами, болезнью. О таких мы не будем здесь разговаривать. Мы поговорим о слезах, вызванных расположением детской души, ее настроем.
Наиболее часты у детей (как и у взрослых) слезы греха — прямой злобы, зависти, чувства обиды на внешние обстоятельства. Все эти виды плача связаны с теми переживаниями, кото¬рые вызываются в нас взаимоотношениями с людьми. Собственно, во всех этих случаях слезы — не более чем бурное эмоциональное переживание не очень правильных челове¬ческих взаимоотношений, а сами по себе они не имеют никакой пользы для души ребенка. В таких случаях наши слезы — это осознание жизненного тупика, в котором мы находимся, не имея сил реализовать свое желание или чувство мести.
Видимость нравственного оттенка для пла¬чущих такими слезами состоит в том, что и у обидчиков, и у обиженных, и у завидующих в слезах и переживаниях раскрывается ощу¬щение попранной справедливости. То есть «справедливо» — это когда мне хорошо. Полу¬чается, что чаще всего мы плачем от того, что попрали наше желание, а о том, что мы ежеми¬нутно попираем чужие, нам и дела нет. Особен¬но ясно это проглядывает у маленьких детей, не умеющих еще скрывать свои чувства.
Слезы злобы вызываются у детей невоз¬можностью реализовать то или иное желание — получить конфету, отобрать чужую игрушку, выключить мультфильм, или необходимостью подчиниться родителям, воспитателям, вы¬терпеть от них заслуженное наказание. Так родитель лишает ребенка прогулки, посеще¬ния кино и т.д. Наиболее видимы эти слезы где-нибудь в детской песочнице, где то и дело раздается пронзительный рев ущемленного в правах малыша. Причем ревут оба — и оби-женный, и наказанный обидчик. Как реагиро¬вать на эти слезы? Обиженного утешить, объяс¬нив, что нужно потерпеть, отдать игрушку и не жадничать, нужно простить «того мальчи¬ка» или просто отойти от него. Ни в коем случае не ругайте обидчика плохим, не по¬догревайте чувство мести в вашем малыше. Не пинайте «провинившуюся» дверь, о кото¬рую чадо стукнулось лбом. Лучше придумайте какой-нибудь утешительный стишок или при¬сказку и обняв ребенка, прочтите ее, потом переключите его внимание на другое занятие, другую игрушку.
Если же обидчиком выступило ваше соб¬ственное чадо — накажите его строго и беспре¬кословно. Верните отобранную вещь, крепко шлепните, если малыш дрался или кидался песком или камнями. Ревущему шалуну стро¬го и спокойно скажите, что никогда нельзя обижать других детей. Не жалейте его, а объяс¬ните, что нужно попросить у обиженного про¬щения. Никогда не поощряйте «воинственных инстинктов» ни у мальчиков, ни у девочек, если они направлены на оскорбление и унижение человека, животного, игрушки или растения.
Никогда не учите ребенка давать сдачи, от¬вечать силой на оскорбление или обиду. Даже мальчика. И, тем более, девочку. Ребенок не разберется в ситуации, не соразмерит силы уда¬ра, может почувствовать вкус к драке. Тогда и начнутся настоящие проблемы. Лучше пого¬ворить с ребенком, объяснить ему ситуацию. «Видишь, этот мальчик дерется. Он делает пло¬хо (не мальчик плохой, а поступок!). Сам так никогда не делай. Нельзя никого обижать. От¬нимает игрушку? Отойди и играй с другими».
Другое дело, если ребенок заступится за более слабого, проявит смелость. Как правило, в юном возрасте дети не склонны к этому, но если вдруг случится — похвалите. Скажите, что человек призван защищать слабых, помо¬гать им. Лучше всего, воспитывая будущего мужчину, приучите его с малых лет уступать место в общественном транспорте, помогать нести тяжелые сумки, выносить мусор. Пусть даже его помощь в начале будет чисто симво¬лической. Но ребенок приобретет навыки на всю жизнь, и потом это войдет у него в жизнен¬ную норму.
Внушите ребенку жизненный принцип, что лучше быть обиженным, чем обидчиком. Потому что обиженный утешится, а обидчик останется с пятном зла на душе. Плачущему «обиженными» слезами нужно объяснить (в возрасте после 3–4-х лет), что Господь видит наши слезы, и, если мы действительно оби¬жены, то Он утешит нас так, как никто не может утешить. Приучайте ребенка к анализу своих слез, так как нравственно здоровый человек должен осознавать истинные мотивы своего горя.

Есть слезы, вызванные переживаниями различных скорбей и несчастий. Смерть, бо¬лезнь, потеря друга, бедность — да мало ли причин, которые угнетают нас как бы помимо нашей воли. По своей природе и этот плач имеет душевно-эмоциональный (невротичес¬кий) характер. Это плач разрядки и компенса¬ции. Нравственный оттенок может состоять в том, что мы можем переживать и оплакивать эти скорби как незаслуженно посылаемые нам Богом или жизнью испытания. Тогда наши слезы превращаются в самоупоительный и са¬модостаточный способ пожалеть себя и обви¬нить «злого» Бога. Но если мы научимся пла¬кать в скорбях слезами раскаяния за те непри¬ятности, которые и мы причиняли и причиняем ближним, если мы в слезах скажем «Слава Богу за все», то Господь утешит нас, а наши слезы не будут напрасными и озлобляющими нас еще больше.
Когда скорби терпят дети, то нам нужно показать им спасительность таких скорбей, на¬учить их мужественному терпению и, конечно, утешить их родительской лаской и заботой. Главное — не делать из дитятки мученика, задаривая его игрушками, сластями и обещая ему луну с неба, если он согласится выдернуть зуб или пережить смерть любимого хомяка.

Если плач ребенка вызван смертью одного из родителей, родственника или друга, — расскажите ему о Боге и вечной жизни, о Рае, «где нет плача и воздыхания». Призовите его помолиться Богу и святым об упокоении ду¬ши усопшего, напомните ему, что у «Бога все живы», поэтому нас всех вначале хоть и ожи¬дает смерть, но потом наступит и Воскресение. Не умалчивайте перед ребенком факта смерти, ведь именно тогда он испугается ее по-на¬стоящему. Сходите на кладбище вместе, зака¬жите панихиду. Пусть ребенок переживет это вторжение высшей сакральной реальности в свою жизнь и вынесет оттуда уроки надежды и веры Богу.
Не смейтесь над смертью птички или соба¬ки. Если ребенок хочет «похоронить» живот¬ное и ставит на могиле крестик — не ругайте и не препятствуйте этому. Даже так ребенок при¬касается к вечности и учится ценить любую жизнь. Потому что, не уважая смерть, ребенок не научится уважать жизнь. Помните об этом!

Еще одни наши слезы — это слезы сенти¬ментальные, или как говорили в старину — «чувствительные». Причиной таких слез мо¬жет стать и прочитанная книга, и просмотрен¬ный фильм, и жалость к котенку. Все эти «слад¬кие» слезы, свидетельствуя о нашем тонком восприятии, зачастую прикрывают самую гру¬бую душу. Ведь легче поплакать над книжкой, чем делать уроки с ленивым чадом; легче по¬жалеть котенка, чем отдать несимпатичному нищему вещи или деньги; легче наслаждаться искусством, чем научить себя и ребенка помо¬гать ближним.
Научитесь различать такие слезы, и предо¬стерегите своего ребенка. Жалость к собаке может обернуться травлей непонравившегося одноклассника, а пролитие слез над романом — хамством по отношению к немощной бабушке. Не восхищайтесь такими слезами в ребенке, они не делают его нравственно лучше.

Так кто же все-таки блажен, когда плачет?

Блаженным плачем будет тот плач, когда сердце человеческое сотрясает великая скорбь от своей нравственной немощи, от невозмож¬ности избавиться от лживости, гнева, зависти, лени, гордости и похоти; плач от осознания своей греховности — от осознания своей нрав¬ственной убогости и поврежденности.
Когда ребенок впервые осознаёт низость своего поступка, когда стыд охватывает его душу, а сам он скорбит от невозможности ис¬править совершенное зло, тогда он становится человеком. Тогда вы, дорогие родители, може¬те воскликнуть «Слава Богу!» и утвердиться в знании, что в деле воспитания вы на правиль¬ном пути.
Галина Калинина "Трудные вопросы воспитания" azbyka.ru/deti/trudny-e-voprosy-vospitaniya-kalinina-g#_Toc456254313