Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Это интересно

Чернички в дореволюционной русской деревне

С особенным чувством в русской деревне относились к так называемым черничкам-келейницам – девушкам, отказавшимся от замужества во имя служения Богу.
Отказ девушки от брака мог быть результатом родительского обета: девочку завещали Церкви в благодарность святым за помощь в тяжелых ситуациях (бесплодие, тяжелые роды, болезнь самого ребенка или близкого родственника и др.). Выполнение родительского обета для девочки было обязательным, это был долг перед Богом.
Родители подраставшей девочки должны были заранее, до наступления брачного возраста, оповестить деревенское сообщество о том, что она встает «на спасённый путь». В большинстве случаев поведение девочек, которых готовили к безбрачию, отличалось от поведения ровесниц. Их воспитывали тихими, спокойными. Они должны были овладеть «книжным разумением», осваивая грамоту у дьячка или в церковно-приходской школе; они много молились, участвовали в церковном хоре, знали Евангелия, Псалтырь, жития святых, в том числе «святых дев и жен, угодивших Богу». Наиболее почитаемыми у богомольных девочек были преподобная Евфросиния Полоцкая и праведная Иулиания Ольшанская, которые приняли «девственное подвижничество» и стали Христовыми невестами. Преподобная Евфросиния Полоцкая, жившая в XII веке, отказалась от замужества, предпочтя «житейному морю» добровольный постриг в монастырь в 12-летнем возрасте и способствовала украшению Полоцкой земли храмами, монастырями и церковным искусством. Праведная Иулиания Ольшанская, жившая в XVI веке, умерла в 16-летнем возрасте «на пороге замужества в невинности младенческой», а от мощей юной святой стали твориться чудеса.
Некоторые девушки, однако, решались посвятить себя служению Богу и в более позднем возрасте, когда находились «в самой поре, в самой красной жире». Причины были самые разные: несчастная любовь, обет, данный девушкой в печальную минуту ее жизни, безысходность ситуации, в которую она могла попасть. В этом случае она прощалась с девичьей жизнью во время специального обряда. К ней в дом для прощания приходили подруги и сестры. Все вместе раскладывали на столе и на лавках ее праздничные наряды, которые девушка оплакивала. Затем она прощалась с «девичьими прикрасами», смывая с лица румяна и белила. После этого переодевалась в темную одежду и отрезала косу. Завязав косу узлом, она убирала ее на божницу, приговаривая: «Как волосы не срастутся, так я не вернусь в девичью жизнь». По завершении обряда девушка раздавала свои праздничные наряды сестрам и подругам.
Став черничкой, девушка могла остаться жить в одном доме со своей семьей, где ей отводился чулан или отгораживался занавеской угол. Но чаще всего черничка селилась в небольшой избушке – келейке, которую строил для нее отец или брат на окраине деревни или на опушке леса, подальше «от мирской суеты». Черничке-сироте такую келейку могли поставить односельчане, особенно если своим поведением она добилась их уважения. Если в деревне было несколько черничек, то они вместе строили избушку, иногда на церковной земле, образуя небольшую общину.
Чернички жили скромно, ходили опустив голову, всегда в черной одежде в знак смирения и обетов благочестия. Вот, например, как характеризовал черничек епископ Воронежский и Задонский Иосиф в своем рапорте Святейшему Синоду в 1857 году: «Некоторые из них, особенно те, кои достигли уже пожилых лет, действительно проводят жизнь уединенную, неукоризненную и благочестивую, постоянно ходят в храм Божий к богослужению и бывают у исповеди и св. причастия, исполняют все уставы Церкви, читают Псалтырь по умершим дома и ведут жизнь скромную, занимаются трудами и обучением детей грамоте».
Главным предназначением чернички, жившей в семье, было «молиться за всю семью». Ее не принуждали к крестьянской работе, однако в страдную пору, если физическое состояние позволяло, она помогала семье жать рожь, копнить сено, теребить лен. Черничка, жившая вне семьи, не имея земельного надела, добывала себе пропитание обучением грамоте или выполняя заказы на какие-нибудь рукодельные работы: вышивала полотенца, шила одежду, стегала одеяла.
Девушки, давшие обет безбрачия, участвовали в похоронной обрядности: они обмывали и обряжали покойника, читали молитвы у гроба, а также в дни поминок по усопшему. Иногда к черничкам обращались с просьбой о лечении больных.
К черничкам относились с большим уважением.

www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/205.jpg

И. Шангина "Русские девушки"