Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Мощи Православных святых

Обретение мощей преподобномученика Антония (Булатовича), исповедника Афонского ч.2

За обедом о. Владимир поднял тост за постройку храма в Луцыковке. Они хотят строить в Луцыковке храм на месте разрушенного. Пока денег на это нет, и они пока хотят сделать на этом месте склеп, в который и перезахоронить мощи о. Антония, чтобы потом храм строить на мощах, а если будет прославление, то мощи сразу можно будет поднять. Но это пока что только проекты почитателей о. Антония, а что на это скажет архиерей, неизвестно. В принципе, о. Симеон обещал нам сообщить о дате перезахоронения (они думали о 14 октября, на Покров, когда в Луцыковке престольный праздник и как бы такой день села - будет торжественная служба, должен прибыть архиерей, и потом еще вроде бы какие-то светские мероприятия и гулянья...); но пока ничего не сообщал.

Отец Владимир предложил и мне сказать тост. Понятно, я не могла сказать ничего, кроме:

- Давайте выпьем за торжество имяславия!

И все с радостью выпили, конечно :)

Во дворе у Захарьевны растет старая яблоня с красными яблоками. И стоит будка, где живет небольшая собака, на цепи. Она на нас не лаяла, а Володя даже подошел к ней и погладил. Она завиляла хвостом. Отец Владимир заметил, что собаки чувствуют доброту: обычно она на чужих лает, а тут нет, - видно, решила, что хорошие люди :) Еще там были смешные курицы, белые с хохолками на голове в виде этакого серого одуванчика из пушистых перьев. Володя назвал это "модной прической" :)

После обеда мы поехали к могиле о. Антония, теперь уже пустой. Шли мы к ней через кладбище; я обратила внимание, что там все в основном богатые памятники - не просто кресты, а мрамор, со всякими надписями и пр. На кладбище находится мемориальная могила о. Антония; памятник поставили еще в советское время, на месте, которое указали какие-то местные жители И. С. Кацнельсону, много писавшему об о. Антонии, прежде всего как об ученом-исследователи Эфиопии; но это неправильное место.

На памятнике надпись: "Булатович Александр Ксаверьевич"; ниже даты жизни и надпись на наземной плите: "Русский путешественник, исследователь Африки".

Настоящая могила находится рядом с кладбищем. Один из местных жителей, дед Павлух, похоронил убитого о. Антония на своем огороде. Этого деда Павлуха еще помнят местные жители, которые в детстве видели его; говорят, он был "большой, добрейший, плел корзины".

Недалеко от могилы растет раздвоенное дерево (видно на фото ниже за моей спиной) - оно оказалось очень важной приметой, по которой смогли установить место захоронения. Сохранилась фотография 50-х или 60-х годов, где местные жители стоят на месте могилы о. Антония, и за их спиной как раз вот это дерево. Это фото сыграло свою роль в поисках места могилы, хотя о. Владимир и сомневался, что это именно то самое дерево, потому что казалось, что оно за столько лет вроде бы совсем не выросло. Он все говорил: "предполагаемая могила", - чем очень смущал о. Симеона, который обижался: "Почему же предполагаемая?" В итоге могила оказалась именно там.

Когда я стояла у могилы о. Антония, меня охватило чувство какой-то неправдоподобности того, что происходит: я, еще позавчера находившаяся за сотни километров отсюда, ни о чем таком не думавшая, - теперь здесь, хожу по этой земле, где провел последний год жизни о. Антоний, у его могилы... и мощи... и все вообще... Какое-то это было сплошное чудо, ощущение, что так не бывает - а оно вот есть...
Должно быть, все это сам о. Антоний так устроил, не иначе.

И, между прочим, это был день Владимирской иконы Богоматери, особо чтимой о. Антонием; именно в день ее памяти (правда не в этот, а в другой, который летом) он в 1913 г. закончил свою "Апологию веры во Имя Божие и во Имя Иисус".

От могилы о. Антония мы поехали к часовне, которая была построена, кажется, года три назад на месте, где была келья о. Антония, где его убили. Это было в углу сада в имении Булатовичей.

В часовне икон всего две или три и подсвечник. На столике - икона св. Антония Великого, покровителя о. Антония:
Сразу за деревьями, которые за часовней начинается овраг, но фотографировать его я не полезла, т.к. там все заросло и темно.
А вот подъем на холм и сам холм (он большой и плоский), где когда-то было особняк Булатовичей; от него теперь не осталось никаких следов.
Когда мы посмотрели часовню, и я нафотографировалась, пошел дождь. Вообще, дождь в течение дня периодически принимался идти, но всегда в то время, когда мы были в машине. А пока мы ходили и осматривали те или иные достопримечательности, дождя не было. Сидя в машинах, мы ждали о. Александра, который позвонил о. Симеону на мобильный, когда мы ехали к часовне, и просил там его подождать. Отец Александр - тоже какой-то местный священник, но не знаю, где именно он служит. Когда он приехал, мы все вместе поехали обратно в Луцыковку в храм - о. Александр хотел поклониться мощам.

Там я услышала обрывки разговора о. Александра с о. Симеоном. О. Александр, видимо, человек более трезвый и прагматичный, нежели о. Симеон и даже о. Владимир. Он тоже стал говорить о том, что епископ Иов прохладно относится к Булатовичу, потому что вопрос с имяславием сложный.
- Вы же понимаете, - сказал о. Александр, - имяславие осудил Синод, а главным там был митрополит Сергий Страгородский...
- Ну, что митрополит Сергий! - тут же стал пылко возражать о. Симеон. - Он сам пререкаемая личность. И никогда его не прославят; как бы еще не анафематствовали... А вот митрополит Вениамин Федченков был имяславцем, а его, может быть, канонизируют, его уже многие почитают!

Я только подивилась такой наивности о. Симеона: неужели он не знает, что в РПЦ МП уже давно идут разговоры о канонизации м. Сергия; и уж, по крайней мере, чтобы его анафематствовали и осудили - это просто из области фантастики.

Отец Александр угостил нас кофе - у него с собой был термос с кипятком. Мне показали альбом, посвященный о. Антонию - биография, сканированные и распечатанные фото, вырезки и ксерокопии газетных статей, посвященных ему. Все это сделано с большой любовью; альбом на украинском языке.

На прощание о. Владимир пригласил приезжать на перенесение мощей. Я сказала, что уж не приеду, т.к. дорого и вообще; а он сказал, что если, может быть, кто-то другой захочет приехать, так пусть приезжает.

Из Луцыковки мы поехали в Сумы, потому, что надо было завезти Володю (он там живет), и еще у о. Симеона были некоторые дела. Сумы - довольно большой и красивый город. В Ахтырку мы возвращались уже в полной тьме, я даже, сидя на заднем сиденье, едва различала собственные руки на коленях. Ехать пришлось довольно долго. Ехали молча.

Я испытывала некоторое чувство зависти к самой себе :)

Мы были на квартире Олега и Ларисы уже, думаю, около 10 вечера. Нас накормили ужином, и мы еще немного поболтали о чем-то несущественном; Олег немного рассказал про Ахтырку.

Утром 9 сентября, во вторник, я сладко спала, когда без десяти девять позвонил о. Симеон и сказал, что у меня 15 минут на сборы. Я быстро вскочила, еще успела позавтракать, а через 15 минут у парадной меня действительно поджидала серая "газель" с какими-то двумя знакомыми о. Симеона. Доехали до Харькова быстро, часа за полтора, но ужасно трясло - машина, действительно, как газель скакала по всем ухабам :)

Я думала, что поеду в Петербург тем же поездом, на котором ехала на Украину и который обратно проходил через Харьков в 9 с чем-то вечера, так что я уже готовилась целый день болтаться в Харькове. Но когда я стала покупать билет, оказалось, что в 12.23 через Харьков проходит поезд Новороссийск-СПб. Так что я почти сразу же из Харькова и уехала. Так что если туда о. Антоний меня довез "с комфортом", то обратно, можно сказать, - с ветерком. В среду в полдень я уже была дома.

Если бы не вещественные доказательства, можно было бы подумать, что мне все это приснилось... Но нет.
Действительно. было. такое. чудо.

Сентябрь 2003 г.
инорм.взято из www.pravoslav.de/imiaslavie/foto/obretenie.htm

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ЕлицыМедиа

    Сообщество

    Елицы.Записки

    Сообщество