Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Мощи Православных святых

Обретение мощей преподобномученика Антония (Булатовича), исповедника Афонского ч.2

За обедом о. Владимир поднял тост за постройку храма в Луцыковке. Они хотят строить в Луцыковке храм на месте разрушенного. Пока денег на это нет, и они пока хотят сделать на этом месте склеп, в который и перезахоронить мощи о. Антония, чтобы потом храм строить на мощах, а если будет прославление, то мощи сразу можно будет поднять. Но это пока что только проекты почитателей о. Антония, а что на это скажет архиерей, неизвестно. В принципе, о. Симеон обещал нам сообщить о дате перезахоронения (они думали о 14 октября, на Покров, когда в Луцыковке престольный праздник и как бы такой день села - будет торжественная служба, должен прибыть архиерей, и потом еще вроде бы какие-то светские мероприятия и гулянья...); но пока ничего не сообщал.

Отец Владимир предложил и мне сказать тост. Понятно, я не могла сказать ничего, кроме:

- Давайте выпьем за торжество имяславия!

И все с радостью выпили, конечно :)

Во дворе у Захарьевны растет старая яблоня с красными яблоками. И стоит будка, где живет небольшая собака, на цепи. Она на нас не лаяла, а Володя даже подошел к ней и погладил. Она завиляла хвостом. Отец Владимир заметил, что собаки чувствуют доброту: обычно она на чужих лает, а тут нет, - видно, решила, что хорошие люди :) Еще там были смешные курицы, белые с хохолками на голове в виде этакого серого одуванчика из пушистых перьев. Володя назвал это "модной прической" :)

После обеда мы поехали к могиле о. Антония, теперь уже пустой. Шли мы к ней через кладбище; я обратила внимание, что там все в основном богатые памятники - не просто кресты, а мрамор, со всякими надписями и пр. На кладбище находится мемориальная могила о. Антония; памятник поставили еще в советское время, на месте, которое указали какие-то местные жители И. С. Кацнельсону, много писавшему об о. Антонии, прежде всего как об ученом-исследователи Эфиопии; но это неправильное место.

На памятнике надпись: "Булатович Александр Ксаверьевич"; ниже даты жизни и надпись на наземной плите: "Русский путешественник, исследователь Африки".

Настоящая могила находится рядом с кладбищем. Один из местных жителей, дед Павлух, похоронил убитого о. Антония на своем огороде. Этого деда Павлуха еще помнят местные жители, которые в детстве видели его; говорят, он был "большой, добрейший, плел корзины".

Недалеко от могилы растет раздвоенное дерево (видно на фото ниже за моей спиной) - оно оказалось очень важной приметой, по которой смогли установить место захоронения. Сохранилась фотография 50-х или 60-х годов, где местные жители стоят на месте могилы о. Антония, и за их спиной как раз вот это дерево. Это фото сыграло свою роль в поисках места могилы, хотя о. Владимир и сомневался, что это именно то самое дерево, потому что казалось, что оно за столько лет вроде бы совсем не выросло. Он все говорил: "предполагаемая могила", - чем очень смущал о. Симеона, который обижался: "Почему же предполагаемая?" В итоге могила оказалась именно там.

Когда я стояла у могилы о. Антония, меня охватило чувство какой-то неправдоподобности того, что происходит: я, еще позавчера находившаяся за сотни километров отсюда, ни о чем таком не думавшая, - теперь здесь, хожу по этой земле, где провел последний год жизни о. Антоний, у его могилы... и мощи... и все вообще... Какое-то это было сплошное чудо, ощущение, что так не бывает - а оно вот есть...
Должно быть, все это сам о. Антоний так устроил, не иначе.

И, между прочим, это был день Владимирской иконы Богоматери, особо чтимой о. Антонием; именно в день ее памяти (правда не в этот, а в другой, который летом) он в 1913 г. закончил свою "Апологию веры во Имя Божие и во Имя Иисус".

От могилы о. Антония мы поехали к часовне, которая была построена, кажется, года три назад на месте, где была келья о. Антония, где его убили. Это было в углу сада в имении Булатовичей.

В часовне икон всего две или три и подсвечник. На столике - икона св. Антония Великого, покровителя о. Антония:
Сразу за деревьями, которые за часовней начинается овраг, но фотографировать его я не полезла, т.к. там все заросло и темно.
А вот подъем на холм и сам холм (он большой и плоский), где когда-то было особняк Булатовичей; от него теперь не осталось никаких следов.
Когда мы посмотрели часовню, и я нафотографировалась, пошел дождь. Вообще, дождь в течение дня периодически принимался идти, но всегда в то время, когда мы были в машине. А пока мы ходили и осматривали те или иные достопримечательности, дождя не было. Сидя в машинах, мы ждали о. Александра, который позвонил о. Симеону на мобильный, когда мы ехали к часовне, и просил там его подождать. Отец Александр - тоже какой-то местный священник, но не знаю, где именно он служит. Когда он приехал, мы все вместе поехали обратно в Луцыковку в храм - о. Александр хотел поклониться мощам.

Там я услышала обрывки разговора о. Александра с о. Симеоном. О. Александр, видимо, человек более трезвый и прагматичный, нежели о. Симеон и даже о. Владимир. Он тоже стал говорить о том, что епископ Иов прохладно относится к Булатовичу, потому что вопрос с имяславием сложный.
- Вы же понимаете, - сказал о. Александр, - имяславие осудил Синод, а главным там был митрополит Сергий Страгородский...
- Ну, что митрополит Сергий! - тут же стал пылко возражать о. Симеон. - Он сам пререкаемая личность. И никогда его не прославят; как бы еще не анафематствовали... А вот митрополит Вениамин Федченков был имяславцем, а его, может быть, канонизируют, его уже многие почитают!

Я только подивилась такой наивности о. Симеона: неужели он не знает, что в РПЦ МП уже давно идут разговоры о канонизации м. Сергия; и уж, по крайней мере, чтобы его анафематствовали и осудили - это просто из области фантастики.

Отец Александр угостил нас кофе - у него с собой был термос с кипятком. Мне показали альбом, посвященный о. Антонию - биография, сканированные и распечатанные фото, вырезки и ксерокопии газетных статей, посвященных ему. Все это сделано с большой любовью; альбом на украинском языке.

На прощание о. Владимир пригласил приезжать на перенесение мощей. Я сказала, что уж не приеду, т.к. дорого и вообще; а он сказал, что если, может быть, кто-то другой захочет приехать, так пусть приезжает.

Из Луцыковки мы поехали в Сумы, потому, что надо было завезти Володю (он там живет), и еще у о. Симеона были некоторые дела. Сумы - довольно большой и красивый город. В Ахтырку мы возвращались уже в полной тьме, я даже, сидя на заднем сиденье, едва различала собственные руки на коленях. Ехать пришлось довольно долго. Ехали молча.

Я испытывала некоторое чувство зависти к самой себе :)

Мы были на квартире Олега и Ларисы уже, думаю, около 10 вечера. Нас накормили ужином, и мы еще немного поболтали о чем-то несущественном; Олег немного рассказал про Ахтырку.

Утром 9 сентября, во вторник, я сладко спала, когда без десяти девять позвонил о. Симеон и сказал, что у меня 15 минут на сборы. Я быстро вскочила, еще успела позавтракать, а через 15 минут у парадной меня действительно поджидала серая "газель" с какими-то двумя знакомыми о. Симеона. Доехали до Харькова быстро, часа за полтора, но ужасно трясло - машина, действительно, как газель скакала по всем ухабам :)

Я думала, что поеду в Петербург тем же поездом, на котором ехала на Украину и который обратно проходил через Харьков в 9 с чем-то вечера, так что я уже готовилась целый день болтаться в Харькове. Но когда я стала покупать билет, оказалось, что в 12.23 через Харьков проходит поезд Новороссийск-СПб. Так что я почти сразу же из Харькова и уехала. Так что если туда о. Антоний меня довез "с комфортом", то обратно, можно сказать, - с ветерком. В среду в полдень я уже была дома.

Если бы не вещественные доказательства, можно было бы подумать, что мне все это приснилось... Но нет.
Действительно. было. такое. чудо.

Сентябрь 2003 г.
инорм.взято из www.pravoslav.de/imiaslavie/foto/obretenie.htm

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Рекомендуем