- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Семь интересных фактов о Крещенской воде
С изображениями интереснее: loga-slovo.livejournal.com/69322.html
В Священном Писании место Крещения Господня обозначено, как «Вифавара» (евр. בית עברה, т.е. «место брода»): «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин. 1:28). В ранних греческих рукописях Нового Завета в этом стихе употребляется топоним «Вифания Заиорданская». Известно, что за свою историю река Иордан многократно меняла свое русло, так что сейчас очень сложно понять, где именно оно пролегало во времена земной жизни Спасителя. Аль-Махтас.
Водокреща
Древнее славянское название Богоявления в народе «Водокреща», «Водокрещение», «Водокрестие». Многие, вероятно, обращали на это внимание, когда слышали популярную украинскую колядку «Добрый вечер…» и в ней такую строчку «А що третій же празник – Святе Водохреща, радуйся!».
Термин «Водокреща» логично объясняется сосредоточением в момент совершения главного Богоявленского ритуала на двух священных предметах: воде и креста. Причем, в славянской традиции «водокрещами» или «водокрещением» назывался не только сам праздник, на и сам чин великого освящения воды на Богоявление.
Крещенские купания.
В народном сознании средневековых славян Святочные дни (период с Рождества Христова до Крещения Господня) воспринимались как особое сакральное время. И время это наполнялось гаданием, колдовством, обрядами, по сути языческими по происхождению.
Святочные колядования напоминали собой западноевропейский средневековый карнавал и сопутствующие ему ритуалы; переодевание в животных, ношение одежды навыворот или противоположного пола, использование бесовских масок, пародийная инсценировка таких церковных священнодействий, как отпевание или литургия.
Русская Православная Церковь крайне неодобрительно относилась к этим традициям, тем не менее они сохраняли свое место в общественной жизни. Участники святочных игрищ все же были воцерковленными христианами и ощущали некое нравственное противоречие в своем поведении.
Этот психологический диссонанс и стал одной из причин крещенских купаний, ритуальных омовений участников святочных игр в освященных на Богоявление прорубях, «иорданях». Поэтому именно участники игр ряженых, в основном молодые люди, купались в «Иордани» - специальном проруби на реке, где на праздник Крещения проходило Великое освящение воды. Поэтому крещенские купания, как ритуальные погружения в холодные проруби («иордани»), интерпретируются совершенно логично с точки зрения низовой религиозной культуры, будучи частью святочной карнавальной традиции. Но отсюда совершенно непонятна популярность крещенских купаний в современном секулярном обществе, оборвавшем органичные связи с дореволюционными религиозными традициями.
Однако ответ прост: воздействие светских СМИ на общественное мнение, трактующих крещенские купания как наиболее фактурное событие церковного порядка.
Великая Агиасма.
Вода, освященная в канун Крещения и в день самого праздника, называется Великой Агиасмой (Великая Святыня). Освященную воду Церковь употребляет для окропления домов, храмов, предметов, эту воду дают тем, кто не может быть допущен до причастия, во время болезни ее пьют и окропляются во исцеление, а также для других нужд.
В день праздника Крещения Великая Агиасма употребляется для благословения домов, домашнего скота, различных предметов. Ее хранят в течение года с особым благоговением и используют в экстраординарных случаях, например, для восстановления святости оскверненных церковных зданий или сосудов.
В течение истории многие святые отцы отмечали чудесные качества святой воды.
К примеру, святитель Иоанн Златоуст говорит о свойствах освященной воды не терять свежести в течение года: «природа воды не портится, но чрез целый год, даже часто чрез два и три года, вода, почерпнутая ныне, остается неповрежденною и свежей» (Беседа о крещении).
Святой Епифаний Кипрский отмечает древнюю традицию черпать 6 Января (ст. ст.) воду из источника и сохранять ее на целый год для священного употребления.
Крещенскую воду с просфорой традиционно принимают утром натощак. Этот благочестивый обычай мирян восходит к средневековым литургическим традициям; исходя из свидетельств богослужебных книг Русской Церкви, вплоть до середины XVII в. был распространен чин причащения крещенской водой.
Славянская традиция сближения вкушения крещенской воды с Причащением, в свою очередь, имеет свои корни в византийской покаянной практике. «Канонарь» Псевдо-Иоанна Постника (IX в.) предписывает вкушение крещенской воды в качестве духовного утешения для отлученных от Причастия.
Двукратное водоосвящение.
Чин водоосвящения на праздник Богоявления появился на Востоке в V – VI вв., уподобляясь освящению воды при Таинстве Крещения. С течением времени образовалась традиция двукратного освящения на праздник Богоявления.
В навечерие Крещения (18 января) освящение воды совершается в воспоминание Господа, освятившего естество воды, поэтому в древности в навечерие Господне совершалось крещение оглашенных.
В день Крещения (19 января) освящение воды совершается в воспоминание самого события Крещения Спасителя.
Откуда пришла традиция двукратного освящения не вполне ясно. Вероятно, такая практика связана с обычаем Иерусалимской Церкви VI в. дублировать водоосвящение на Иордане утром в день праздника (в дополнение к вечернему водоосвящению в храме).
Кроме того, Константинопольская литургическая традиция, а конкретно Типик Великой Церкви, предполагала водоосвящение в двух разных храмовых местах.
У маронитов, восточносирийских христиан, также отмечалась традиция двукратного водоосвящения - вечером накануне праздника в храме и утром на источниках.
Обычай двукратного водоосвящения не вошел в уставы студийской традиции, и лишь при переходе Православных Церквей на неосавваитский устав этот обычай стал общепринятым.
В Русской Церкви водоосвящение в навечерие происходило в храме, а крещенское водоосвящение на открытом источнике. Обычно совершали молитвенное шествие к водоему и водоосвящение в крестообразной проруби («иордани»).
Крещенское водоосвящение у водоема считалось одним из самых торжественных мероприятий литургического года. По обыкновению, крещенское водоосвящение в больших городах совершалось архиереем при участии местного духовенства.
Греческая Теофания.
В Православной Греции праздник богоявления имеет особое значение и с его проведением связана множество церковных и народных обычаев.
Как и в Русской Церкви, здесь существует традиция двукратного освящения. После первого водоосвящения, которое проводится в храме, священник обходит дома прихожан, благословляя их Великой Агиасмой и окропляя с помощью пучка базилика (в Русской Церкви, напомним, используется т. наз «кропило).
Традиционно в православной Греции принято надевать на себя в день навечерия Богоявления новую одежду, чтобы через окропление Великой Агиасмой, она была освящена.
В сам день праздника Крещения торжественное богослужение завершается массовым крестным ходом к открытому водоему, обычно это море. Образуется длинная многолюдная процессия, которую возглавляет предстоятель, клирики и церковнослужители со святыми образами. Молитвенная процессия совершается под музыкальный аккомпанемент, обычно военных оркестров. На месте освящения водоема происходит необычное действо. Это исконно греческая традиция, связанная с этим чином великого водоосвящения. Предстоятель, благословляя и освящая воду, бросает крест в водоем. За крестом прыгают люди, по обыкновению молодежь, соревнуясь в извлечении креста. Быть первым нашедшим – считается благословением Божьим. Тот, кто поднимет крест, получает благословение от духовенства. Далее в небо выпускают голубя, символ Святого Духа.
Мирянские «иордани».
В Древней Руси существовал любопытный мирянский обычай, известный нам по исповедным вопросам поселянам, помещенным в рукописном Требнике 17 века.
Речь идет о следующем обычае. Утром в день Крещения, то бишь ранее праздничного чина водоосвящения, простой мирянин приходил к реке и вырубал крестообразную «иордань», тем самым воображая, что освятил водоем.
Крестообразный вид проруби имел для мирян совершительное значение, как факт законченного освящения. В Древней Руси такие действия, а именно обычай «на льду многие пишут крест, будто воду крестят на реках», рассматривались как случай кощунственного подражания церковному обряду.
Описанный обычай может отражать то, как фольклорные инсценировки (подражания) церковных обрядов приводили в дальнейшем простых верующих к укреплению в мысли об их действенности.
В действительности праздник Крещения вызвал в народном воображении не только традицию самосвятских иорданей, но и множество других «низовых» ритуалов. Вспомним крещенские купания в «иордани» после водоосвящения, хождение к проруби в полночь под праздник, лучинные или написанные мелом кресты в жилых домах и в других хозяйственных постройках в канун Крещения, и множество подобных обычаев.
Родившись на почве церковного обряда, они несомненно пережили длинную историю своего развития, удалившую их от своего источника, изменившую подчас до неузнаваемости.
6 января
Почему восточная Церковь остановилась на 6 Января для Богоявления?
В основе этого выбора видят аллегорическое сопоставление древнего Адама, источника греха и смерти, с Новым Адамом – Христом, источником спасения и вечной жизни. "Древний Адам, первенец смерти, явился в мир в шестой день мироздания; вполне естественно, что христианская мысль о живом, или дyxoвнo-физиoлoгичecкoм родстве между древним и Новым Адамом, раскрытая уже у ап. Павла (1 Кор.15, 20-22), приурочила к шестому же дню (января) явление в мир во плоти Нового Адама – Христа, т.е. Того, с Кого начинается новый мир, новое небо и новая земля, как бы новое творение.
Подобные аллегорические параллели прочно укоренились в древнехристианском сознании, и между еврейским и христианским календарем. Во этот период о праздновании 6 дня говорится потому, что в в этот день Бог сотворил свет; в тот день падала манна с небес; в тот день Господь благоволил родиться; в тот же день принял от Иоанна крещение во Иордане; в тот день Сам Премилостивый Искупитель человеческого рода, нашего ради спасения, воскрес из мертвых; в тот день излил на учеников Святого Духа.
Как… Он зачался в утробе Девы в пятницу, после благовещения Архангела, и в пятницу пострадал.
Миссионерский отдел Тверской епархии
Интернет-портал Миссия сегодня
Иерей Антоний Русакевич.
Семь интересных фактов о Крещенской воде
Аль-Махтас, Вифавара: здесь крестился Господь. В Священном Писании место Крещения Господня обозначено, как «Вифавара» (евр. בית עברה, т.е. «место брода»): «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин. 1:28). В ранних греческих рукопи...
Комментарии отключены и скрыты