- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 10
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Концепция биографического справочника «За Христа пострадавшие».
Дорогие братья и сестры!
Предлагаем вашему вниманию концепцию вышедшего в издательстве ПСТГУ биографического справочника «За Христа пострадавшие».
Настоящее издание представляет собой многотомный биографический справочник и состоит из кратких биографических статей, которые приводятся в алфавитном порядке. В основу статей положены справки-статьи, извлеченные из Базы данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие». В приложениях приводятся список использованной литературы и списки сокращений.
Структура статьи.
Биографические статьи в книге построены по следующей схеме.
Фамилия, имя, отчество: полные имена белого духовенства и мирян начинаются в справочнике с фамилии, в то время как для канонизированных святых, монашествующих (в том числе для епископов) сначала приводится имя (для монашествующих – монашеское), а фамилия, мирское имя и отчество, если они известны, приводятся в скобках.
Священный сан или наименование церковного служения: епископ, священник, монах, староста церкви, певчий и т. д. даются в заголовке статьи вслед за именем.
Фотографии, имеющиеся в базе: светские, в церковном облачении, тюремные.
Хронологическая часть: дата и место рождения, сведения о духовном образовании, рукоположении, постриге, сведения о работе, местах служения и проживания, сведения об арестах, ссылках, пребывании в заключении, о кончине и погребении.
Сведения о канонизации.
Комментарий: рассказ о некоторых ярких эпизодах жизни, об обстоятельствах кончины пострадавшего за веру, краткое дополнение к первой части, иногда – развернутая статья о каком-либо выдающемся историческом или церковном деятеле.
Список источников: имена людей и названия организаций, сообщивших используемую информацию, названия архивов и печатных материалов, содержащих сведения для данной статьи; сначала приводятся источники в алфавитном порядке (начало списка обозначено двумя звездочками), затем – публикации (их список начинается с одной звездочки).
Источники информации.
Сведения о репрессированных клириках и мирянах Русской Православной Церкви поступали в Университет со всех концов страны, а также из ближнего и дальнего зарубежья. Одновременно большая исследовательская работа по выявлению данных о репрессиях велась в самом Университете.
При сборе данных использовались: а) архивные документы; б) письма родственников и знакомых пострадавших; в) опубликованные материалы; г) неопубликованные рукописи; д) магнитофонные записи и видеозаписи; е) результаты научных исследований; ж) материалы, присланные епархиями или отдельными исследователями-энтузиастами; з) материалы, собранные сотрудниками Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
В книге приводится большое количество данных из документов (следственных дел):
— Центрального Архива ФСБ РФ,
— архивов УФСБ РФ по Архангельской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курской, Куйбышевской, Липецкой, Московской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Томской, Тульской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Читинской, Ярославской и др. областей, по С.-Петербургу и Ленинградской обл., Республики Башкортостан, Карелии, Марий-Эл, Татарстан, Республики Саха (Якутия), по Краснодарскому, Красноярскому, Приморскому, Ставропольскому и Хабаровскому краю, др. регионам;
— Информационного центра МВД РФ по Республике Башкортостан, по Амурской обл., Архива Центра правовой статистики и информации г. Караганды, Архива ДКНБ Республики Казахстан, Республики Казахстан по Павлодарской обл., Архива УКГБ Краснодарского края, Архива УСБ Украины по Житомирской обл.;
— архивов ГА РФ, МВД РФ, ОСФ ИЦ ГУВД МВД ОСФ ИЦ ГУВД МО,
ОСФ ГУВД МО, ЦИАМ, ЦГАМО, ЦМАМ, РГИА, РГАДА, РГАКФД, ОР РГБ,
ГОПАЛО;
— Центрального государственного архива С.-Петербурга, государственных
архивов г. Екатеринбурга, Житомирской, Кировской, Нижегородской, Пензенской, Пермской, Ярославской и др. областей;
— ЦДНИ Воронежского областного архива, Костромской и Оренбургской обл.; а также из документов местных городских архивов и краеведческих музеев, других государственных и частных хранилищ.
Часть информации была получена из расстрельных списков и региональных Книг памяти. Широко использовались материалы из архива Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Достоверность информации.
Данные, поступавшие из разных источников, имеют различную степень достоверности, при этом опубликованные материалы могут содержать не меньше ошибок, чем рассказы родственников и очевидцев. Следственные дела также нередко оформлялись небрежно, в них искажались имена, отчества, фамилии, названия населенных пунктов. Часто следственные дела содержат фальсифицированные сведения, например: следователь, сочиняя протокол допроса или обвинительное заключение, вставляет в показания подследственного информацию, полученную им из других (обычно не упоминаемых) источников. При этом подписи подследственного на страницах протокола могли быть поставлены самыми разными способами. В соответствии с секретными постановлениями КГБ, ЦК КПСС, Президиума Совета Министров СССР в период с 1955 по 1989 гг. родственникам выдавались ложные справки о судьбах репрессированных: вымышленные даты смерти указывались в пределах 10 лет со дня ареста, причины смерти также целенаправленно фальсифицировались. Места расстрелов и захоронений под Москвой (Бутовский полигон и «Коммунарка») стали известны исследователям, начиная лишь с 1993 г., в других местах – еще позже.
Много ошибок и неточностей присутствует в «ранних» публикациях – известном двухтомнике протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские», в каталоге митрополита Мануила (Лемешевского) «Русские православные иерархи» и др.
Все данные, внесенные в справочник, уточнялись и проверялись возможными способами — путем сличения разных свидетельств, использования справочных материалов, указателей, именных списков, следственных дел и т. д. В тех случаях, когда у редакции оставались сомнения в достоверности приводимой информации, в скобках ставился знак вопроса. В других случаях в скобках приводились варианты имен, названий, дат и пр.
Отбор персоналий.
В книгу были включены сведения о членах Русской Православной Церкви, осужденных по так называемым «церковным делам», репрессированных по обвинению в «контрреволюционной пропаганде и агитации» или за различные уголовные преступления, а также расстрелянных без суда и следствия, хотя единственной виной этих людей была их принадлежность к церковному клиру или просто — религиозность. В исключительных случаях приводятся статьи о тех, кто не испытал ужасы тюрем и лагерей, но был вынужден скитаться, прятаться от властей, нелегально осуществляя пастырское попечение о своих духовных чадах. В книгу включены также сведения о лицах, добровольно отправившихся в ссылку вслед за своими духовными отцами, родными и близкими.
Это — жены священников или духовные чада арестованных и сосланных духовников.
В книгу не были включены сведения о тех, кто скончался вне Православной Церкви, отрекшись от веры или перейдя в обновленческий, григорианский или другие безблагодатные (осужденные Церковью) расколы. Не помещались в книгу материалы о ныне живущих людях.
Имена.
В тех случаях, когда монашеское имя неизвестно, либо нельзя с уверенностью определить, мирское или монашеское имя было указано в следственном деле, имена приводятся по образцу мирян. В случаях, когда люди меняли имена, скрываясь от преследований, другое имя, если таковое имеется, приводится в скобках. Также в скобках приводятся варианты фамилий, имен, отчеств в случае разночтений. Имена, указанные в источнике в народном произношении, заменены в книге на соответствующие православные имена, первоначальные
варианты имен приведены в скобках.
Датировка.
В России новый стиль был введен декретом СНК от 25 января 1918 г.: день после 31 января 1918 г. нужно было считать 14 февраля, поскольку разница между старым и новым стилем достигла в XX веке 13 дней. В книге по старому стилю указываются даты событий до Февральской революции (т. е. до 27 февраля 1917 г.), по новому стилю указываются даты после 14 февраля 1918 г. Даты, находящиеся в промежутке между 27 февраля 1917 г. и 14 февраля 1918 г., приводятся одновременно по старому и новому стилю. Так же обозначаются даты церковных праздников (при этом на первое место ставится дата по старому стилю). Даты из дореволюционных источников приводятся, как и в оригинале, по старому стилю с указанием «ст. ст.». Для некоторых церковных деятелей, особенно тех, кому трудно было принять советскую реальность, было характерно использование старого стиля и неприятие нового. Однако порой этот принцип ими же нарушался, поэтому нередко требовалась большая работа по уточнению датировки. Возможно, некоторые ошибки так и не были исправлены.
Терминология.
В архивных документах следственных органов священный сан или церковные должности обозначались с помощью специфической лексики и фразеологии, которые не могли быть использованы в настоящем издании. Например, типичное «служитель культа», употреблявшееся в отношении священников и диаконов, было заменено в книге на «священнослужитель». Так называются и те клирики, в отношении которых нет точных данных об их священном сане. Наименования «председатель церковноприходского совета», «староста церкви», «ктитор» объединены в книге понятием «староста церкви». Для лиц,
обслуживавших храм, используется словосочетание «трудился (трудилась) при храме».
География.
Географические названия, приводимые в источниках, могут соответствовать или не соответствовать времени описываемых событий (расхождения часто присутствуют в архивных документах репрессивных органов). В книге приводятся исправленные названия, выверенные по справочным изданиям и картам. При этом приводимые в источнике названия указываются в скобках. При работе над книгой приходилось уточнять административно-территориальное деление местностей, часто изменявшееся при советской власти. Названия республик, входивших в состав России, приведены в их исторической форме — Чувашия, Татария и др. Также сохранены исторические названия известных мест ссылок и заключения — Зырянский край, Туруханский край, Нарымский край, которые приводятся вместе с более точными названиями — Коми (Зырян) АО, пос. Нарым и др.
Фотоматериалы.
Фотографии получены из множества источников: из семейных и частных коллекций, музейных и архивных фондов. Парные фотографии в фас и в профиль (тюремные), пересняты из следственных дел. Были использованы также фотографии, хранящиеся в следственных делах в качестве компромата или «вещьдоков».
Библиографические описания.
Ссылки на литературу в конце каждой статьи часто приводятся в сокращении. В конце книги дается развернутый список использованных публикаций.