- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4367
- |
- Видео 215
- |
- Мероприятия 0
Возвышенное и комическое (Н.Г.Чернышевский)
Мы очень хорошо знаем, что преступления, которые может наказывать государство, в благоустроенном государстве всегда наказывается. Но, кроме преступлений против государственного благоустройства, есть преступления против нравственности, которых государство не может уследить и для которых нет наказаний в уголовных законах; они могут быть наказаны стечением обстоятельств, общественным мнением и совестью самого преступника. И в противность эстетическим понятиям о.трагическом, утверждающим, что преступление всегда наказывается одним из этих путей, мы думаем, что часто преступления против нравственности остаются совершенно без наказаний. Давно мы уде подсмеиваемся над старинными повестями, в которых всегда под конец торжествовала добродетель и наказывался порок внешним образом; правда, мы подсмеиваемся, но и в наше время пишутся подобные романы, где с явною натяжкою порочные под конец терпят наказание, а гонимая добродетель выходит суха из воды; в пример укажем на большую часть диккенсовых романов. <...> Что касается до общественного мнения, то оно преследует не все гнусности, не все преступления. Не будем исчислять гнусностей, которые не роняют человека в общественном мнении в нынешней Европе: так как преступная снисходительность к ним НАША снисходительность, то многие из нас готовы защищать ее, готовы утверждать, что те пороки и преступления против нравственности, на которые указали бы мы, не пороки и не преступления.<...> А если общественное мнение не вооружается против какого-нибудь порока или преступления, не пробуждает своим проклятием совести виновного, то редко, очень редко проснется она.
Представим себе какого-нибудь английского лорда, который эпикурейски проживает на удовлетворение своей страсти к чувственному наслаждению свои огромные доходы. Он человек, любящий комфорт во всех возможных отношениях, даже в отношении к своей совести; потому не подумает он о "низких" или "преступных" средствах удовлетворения своей страсти; он не будет даже и соблазнителем, не говоря уже о том, что не прибегнет к насилию и тому подобным уголовным мерам. Он просто будет утопать в сладострастии с женщинами, которые не через него лишились чистоты своего сердца. От него не пострадала, не погибла ни одна из них. Он очень милый человек, и счастливы его милостями все те, кого он удостаивает своих милостей; не несчастны и те, которые уже надоели ему, потому что не с пустыми руками они оставляют его сераль. Он пагубен только для общества, заражаемого, оскверняемого им; он враг только одной "суровой" нравственности. Нам кажется он злодеем, преступником хуже всякого преступника, потому что он развратитель хуже всякого развратителя; его жизнь говорит: "не бойтесь порока, порок может быть никому не вреден, порок может быть добр, кроток". Правда, что такой личности не изображало, сколько нам помнится, искусство; но, изображенный в настоящем своем виде, такой человек будет самым страшным, самым трагическим лицом, и картина его жизни трагичнее картины жизни Макбета или Яго. В нем выразится ужас порока, ужас самого зла, а не отдельные злодейств, порождаемых злом.
Интересные личности
- Священник
- Священник
- Митрофорный протоиерей
Замысел цикла статей по эстетики возник у автора осенью 1854 года. Опубликована данная статья во втором томе Полного собрания сочинений Н.Г.Чернышевского в пятнадцати томах.
"не бойтесь порока, порок может быть никому не вреден, порок может быть добр, кроток".... x|
Уже много лет это положение поставлено во главу угла бульварной литературы. Нынешние Золушки - бывшие проститутки. Сейчас это и на экранах тиражируется.
Так сказать, прививка от брезгливости.
Страшные вещи творятся и вводятся в обыденное сознание. Дальше Н.Г.Дает определение трагического. Так, что...
Развернуть
Уже много лет это положение поставлено во главу угла бульварной литературы. Нынешние Золушки - бывшие проститутки. Сейчас это и на экранах тиражируется.
Так сказать, прививка от брезгливости.
Страшные вещи творятся и вводятся в обыденное сознание. Дальше Н.Г.Дает определение трагического. Так, что мы, как я понимаю, мы живем в трагическую эпоху.
Свернуть