- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 3
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Икона-Предание (часть 2).
Списки со списков. C первообразных икон делались списки, в которых соблюдалось точное соответствие оригиналу. Если это касалось Нерукотворного Образа, то копировался он таким же способом, каким и возник, - как подлинный отпечаток, - в результате соприкосновения с Ликом Господа Иисуса, сохранялся даже размер доски, на которой был закреплен впоследствии плат. В результате создания все новых и новых списков постепенно складывается иконография каждого отдельного образа, потом возникают определенные типы изображений. Самые древние сохранившиеся списки восходят к VI в. (они находятся в Риме, на Синае и в Киеве в Музее искусств), Римская-Лиддская икона Богородицы VIII в., предположительно является списком с нерукотворного образа Богородицы из Лидды. Но главное, благодаря воспроизведению списков-повторений сохранились и самые первые изображения-подлинники. Предание и Благовестие о Христе, сохраненное в слове, – Евангелие, так и в образе – икона. "Изображай красками согласно Преданию. Это есть живопись истинная, как Писание в книгах, и благодать Божия покоится на ней потому, что изображаемое свято",- Симеон Солунский. Диалог против ересей. Так и дошедшие до нашего времени древние образы Богородицы (Владимирская икона XII в. Москва) считаются произведениями Евангелиста Луки потому, что они сохранили преемство предания в изображении тех первописанных икон, которые были созданы рукой Апостола.
Опыт иконописания передавался от учителя к ученику, существовало некое преемство в научении, как и в духовной жизни, чем ближе иконописец был к благочестию, тем совершенней были его творения. Нам известны имена многих святых иконописцев первым из них был евангелист Лука, затем Равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов. В иконоборческий период в Византии среди прочих исповедников пострадал святой иконописец Лазарь, который был монахом и иереем. На Руси начало иконописи связано с именем преподобного Алипия и его ученика и сподвижника преподобного Григория, они были монахами Киево-Печерской обители. Иконную премудрость Алипий воспринял от греческих мастеров, приехавших украсить Печерскую Церковь. С именем преподобный Андрея Рублева связана целая эпоха, его творчество послужило основанием для становления новой созерцательной традиции. Но и он был преемником и продолжателем своих великих учителей, среди них был Даниил Черный, как об этом свидетельствует святой Иосиф Волоцкий. Андрей Рублев, Савва, Даниил Черный и его брат Александр работали одной иконописной артелью или же сообща, отличались добродетельной жизнью, большим усердием в постничестве и в иноческом жительстве " ум и мысль возносили к невещественному и Божественному свету" * Сноска: [Преподобный Иосиф Волоцкий. Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже на Рустей земли сущих]. Стоглавый Собор, который был созван в 1551 году в Москве, закрепил древнюю церковную традицию, когда мастера не должны были скрывать свое искусство от учеников, но с усердием их принимать для обучения в иконописи "по преданному завещанию", живя праведно и благочестиво, а также приводить их к духовникам для наставления и совета. Не допускалось " Божия образа в порок и поношение давать", то есть писать "самовластно", "самовольно", " не учившись и не по образу". Образцами должны были служить древние греческие иконы и иконы письма Андрея Рублева. Смысл и истоки иконописного мастерства, навыка, преемственно переходящего от древних иконописцев к их последователям связывался с их духовным жительством, с их личным опытом Богопознания, заключался в следовании Преданию, Церковному учению и пониманию образа.
Поэтому иконописец не может творить вне Православной традиции, сознательно или по неведению её искажать, поскольку это не просто разрыв с человеческой традицией, это - разрыв с Преданием. Предание – это жизнь Святого Духа в Церкви, непрерываемая со дня Пятидесятницы. Эта жизнь сообщается каждому верующему, это способность слышать, принимать, познавать истину в присущем ей Свете, а не в субъективном восприятии человеческого разума и чувств. Чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им, нужно пребывать и жить в Церкви в её полноте. Иконописец, как и каждый христианин, нуждается в Благодатном освящении, посредством участия в Таинствах и в Литургической жизни Церкви.
Неверующий или инославный, не может заниматься иконописанием, недопустимо принимать изображения, написанные ими, об этом пишет преподобный Максим Грек в Слове о святых иконах, при этом ссылается на Священное Писание, поскольку "осквернены их ум и совесть" (Тит. 1, 15). Но иконный образ несет миру свет Православия, обращение к иконе и искреннее приобщение к Православному Церковному искусству может привести к преодолению духовного кризиса, переживаемого на Западе, который оторван теперь от Христианского Предания. kinonia.ortox.ru/gallery/view/id/1101009/page/27#gallerytop