Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Русь Святая Храни Веру Православную

О РУССКОМ ДИАКОНСКОМ ИСКУССТВЕ


Л. Таежная
Источник: Журнал "Покров"
Константин Розов


Русскому диаконскому искусству идет уже десятый век. На протяжении столетий шлифовались его традиции. Уже в Остромировом Евангелии 1057 года отражен богослужебный опыт ее писца, диакона киевского Софийского собора Григория.

Средневековые источники не сохранили известий о наиболее славных в свое время диаконах-певцах. Однако известно, что культ басов на Руси был столь велик, что не остался без внимания заезжих иноземцев. Так, посетивший Россию в середине XII века антиохийский диакон Павел Алеппский писал: «У московитов пение идет без всякого обучения, как случится, все равно – они этим не стесняются. Лучший голос у них – грубый, густой, басистый, который не доставляет удовольствия слушателю. Как у нас он считается недостатком, так у них наш высокий напев считается неприличным».

Эту характерную черту национальной эстетики объяснить трудно. Быть может, низкий бас олицетворял собой народный идеал героя-богатыря. Так или иначе, без колокольного звона да зычного диаконского баса не представлял себе большого праздника русский человек. Диаконский голос вел церковную службу, связывал ее части в единое целое, он провозглашал ектении – прошения о мире, здравии, спасении христианских душ, читал тексты Священного Писания – ветхозаветные пророчества, Евангелия, послания апостолов, провозглашал многолетия церковным и светским властям и анафематствовал еретиков. «Трубный глас» диакона возвещал гражданам с Лобного места о начале войны и о заключении мира.

Лучшие хоры русского средневековья – государевы и патриаршие певчие дьяки, служившие в Благовещенском и Успенском соборах Московского Кремля, также состояли из басов и баритонов.

Однако после реформы Патриарха Никона эстетические представления о благолепии церковной службы начали меняться. В духовных композициях эпохи барокко высокие тенора заняли с басами равное положение. Но и в новое время русские остались верны своему идеалу, отныне воплощавшемуся в искусстве певцов-октавистов хора и в искусстве протодиаконов.

История сохранила немало преданий о непревзойденных басах, которые в былые времена щедро рождала Русская земля. Образы протодиаконов и даже целых диаконских состязаний вошли в классическую русскую литературу.

В свете народной любви к церковному пению и диаконскому служению в конце XIX – первой четверти XX века было суждено появиться целой плеяде известнейших протодиаконов, память о которых жива в русских сердцах и поныне. Имена отцов К. Розова, Н. Сперанского, М. Холмогорова, А. Здиховского, М. Лебедева, М. Михайлова, А. Остроумова, В. Прокимнова и многих других были на устах современников и потомков.

В предреволюционной Москве была еще жива традиция басового хорового ансамбля, верность которой сохранил древний Успенский собор Московского Кремля. По старинному обычаю, причт этого храма состоял исключительно из обладателей низких голосов – басов и баритонов, приезжавших в Москву со всех концов страны и проходивших специальные испытания в Синодальном училище церковного пения.

Каждый момент службы в Успенском соборе был незабываемым. Так, глубокое впечатление производило на молящихся чтение в алтаре Евангелия протоиереем Ермонским, обладавшим необычайной красоты басом. Не менее потрясающим был хоровой ансамбль духовенства, состоявший из низких голосов великой силы и мощности. Во время всенощных хор священников и диаконов выходил из алтаря, спускался с амвона и, обратясь к царским вратам, пел на два клироса подобны, стихиры и антифоны роспева Успенского собора.

Для того чтобы представить качество звучания этого ансамбля, достаточно сказать, что в числе его участников был выдающийся русский бас, протодиакон Успенского собора отец Константин Розов (1874–1923). В своей монографии «Великий архидиакон» его дочь Людмила Константиновны Розова (1907–2002) рассказала о своем отце, как о человеке необыкновенного таланта и доброты. В служении Отечеству он видел свое предназначение. Служение в церкви Зимнего дворца, куда он был приглашен Его Императорским Величеством Николаем II, оглашение всех важных государственных документов, манифестов перед народом на Красной площади в Москве и другие возложенные на него обязанности, ответственные поручения, великий архидиакон Константин выполнял с честью. В начале 1920-х годов он совершал гастрольные поездки по сбору средств для оказания помощи голодающим Поволжья.

Когда начинал петь своим редчайшим могучим басом Великий Архидиакон Константин Розов, в храме в окнах дребезжали стекла, начинали мигать лампады и свечи.

19 сентября 1921 года в Москве в Храме Христа Спасителя, где собралось свыше 15 тысяч человек, торжественно отмечалось 25-летие диаконского служения отца Константина Розова. Тогда же состоялось его торжественное наречение Великим Архидиаконом, впервые в Русской Православной Церкви. Это знаменательное событие произошло при Патриархе Тихоне.

Ценнейший архив (около 200 единиц хранения) был передан Л.К. Розовой в дар музею «Московский Кремль».

Л. Таежная
Источник: Журнал "Покров"
21 октября 2016 г.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы.Записки

    Сообщество