Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православная Поэзия

Современная православная поэзия. Виктор Бараков Часть 2.

(samaralit.ru/?p=16725)
Продолжение
Это иеромонах Роман (Матюшин), А. Васильев, М. Дьяконова, священник Дмитрий Дудко, священник Андрей Кононов, священник Андрей Логвинов, диакон Владимир Нежданов и др. Веру они ставят выше искусства:
Когда этот воздух заполнится серой
И страшною правдой заменится ложь,
Безверие наше закончится верой,
Искусством, художник, тогда не тревожь.
Пространство и время свернутся, как свиток,
В котором искусство – ковровый искус
Из тонких, как нервы, изотканный ниток,
Что в левую руку возьмет Иисус.
(А. Васильев)
Васильев, вероятно, говорит здесь не о литературе, а о беллетристике, пленяющей изяществом, красивым обманом, воспевающей страсть. Но как тут быть? – Ведь, по мнению Вл. Артемова, «поэзия без страсти потеряет многое» [1, с.179]. Налицо смешение понятий. Страсть чаще всего – привычка к греху, наслаждение им, любовь же – не только отношения полов, это благородное чувство имеет всеобщий характер, мы просто забыли о первоначальном значении этого слова. В древнерусской литературе и русской классике XIX века этика и эстетика всегда были неразрывно связаны, этико-эстетическая целостность художественного произведения была важнейшей приметой единства формы и содержания. Если же говорить не о беллетристике, а о великой традиции русской литературы, проповеднической по своему характеру (Д.С. Лихачев), то она способна помочь человеку на путях постижения истины. Поэтов третьей группы объединяет нечто большее: Православная София – мудрость и полнота религиозного чувства. Различие стилей – не показатель, объединяют их идейно-эстетические и тематические координаты.
Так, священник Андрей Логвинов опровергает неверное представление о смирении:
Идёт война, и на войне
Неслыханное к нам вторженье.
А мы как люди – не в цене,
Нас бьют всерьёз, на пораженье.
Тогда – не справилась Орда
С высокой духом Русью древней.
Теперь – разорены деревни,
Содомом стали города.
А где ж защитники – князья,
Вожди, герои, полководцы?
У них свой бизнес, им нельзя,
Их закупили инородцы.
И хоть кресты пронзают высь
И купола блестят в столице,
Кто должен день и ночь молиться –
До сладкой жизни дорвались.
Идёт война, и на войне
Кругом разгром и пораженье.
Но разве умер Бог во мне?!
Но разве умер Бог во мне?!
Но разве умер Бог во мне!!! –
- Он подымает на сраженье.
(А. Логвинов)
И, Поэт связывает воедино духовную борьбу и внешнее действие, борьбу со злом и его
носителями.
Наиболее известный и оригинальный поэт третьей группы – иеромонах Роман.
Монашеская жизнь для людей, далеких от нее, либо тайна за семью печатями, либо расхожее убеждение, еще более далекое от подлинного ее содержания. Все ограничивается внешней «картинкой»: высокие монастырские стены, черные одежды, войлочные боты марки «Прощай, молодость!», взгляд «не от мира сего» и… и, пожалуй, все. – Да, еще послушание, смирение и еще раз смирение…
Может быть, поэтому не все поняли и приняли поэзию иеромонаха Романа начала ХХI века – смиренный молитвотворец превратился в певца-обличителя пороков и грехов наших.
А ведь монах – прежде всего духовный воин. Видно, настал час иного монашеского подвига: воинствующего ревнителя веры, разящего врагов словом правды.
Жизнь будущего отца Романа (в миру Александра Ивановича Матюшина) не предполагала столь резкой смены координат: он родился в 1954 году в селе Рябчевск Трубчевского района Брянской области. «Отец – потомственный крестьянин; мать – учительница, в старости – монахиня Зосима. С 1972 г. иеромонах Роман учился на филологическом факультете Калмыцкого государственного университета, отказался от выпускных экзаменов, работал плотником, рабочим силикатного завода, художественным руководителем во Дворце культуры, учителем музыки в школе. Вехой духовного становления стал 1980, уход в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, в 1981 – в Псково-Печерский. Рукоположен в 1983. Служил в приходах Псковской епархии (пос. Кярово, г. Каменец), с 1993 г. удалился в скит Ветрово. Стихи писал с ранних лет, первая публикация – в районной газете. Зов к монашескому уединению прозвучал еще в юности» [10, с. 213].
Отшельничество иеромонаха Романа непостижимым образом соединило его с нами – стихи были услышаны страдающей Россией. Путь от молитвы к исповеди, а от нее – к проповеди и снова к молитве – стал судьбой миллионов православных.
Нераздельность веры и России (Престола Божия) – непреложный закон для иеромонаха Романа:
Любите Родину! Она у нас одна.
В благословенье Господом дана.
У Царственной отнюдь не царский вид,
Но Истину, как некогда хранит.
И пусть себе гогочущие скачут,
Нам Сказано: — Блаженны те, кто плачут.
А значит, есть Надежда и в кручине!
О, Родина! Души моей Святыня!
( 29 – 30 сентября 2003 г. скит Ветрово.) [19]
Говоря словами Ю. Кузнецова, «мир рухнет в ад», если случится невозможное:
И если вдруг тебя погубят,
То и самим врагам не жить:
Вселенная могилой будет –
Иначе не похоронить.[20]
Отшельник, который сложил множество стихов и песен «для попеченья о запущенной русской душе», как сказал об иеромонахе Романе Валентин Распутин в рассказе «Больница», выслушал в свой адрес немало упреков, но чаще всего этот: «Не монашеское это дело, писать стихи». Ответом всем сомневающимся может стать следующий факт: отец Роман создал свои произведения первой половины 1990-х гг. по благословению Митрополита Иоанна (Ленинградского / Санкт-Петербургского и Ладожского). Книга его стихов «Русский куколь» издана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II [13]. Молитвенность, «уединенная сосредоточенность, самоуглубленность лирического героя поэзии о. Романа сочетается с активной социальной позицией – например, в гражданских стихах о России, с потребностью в прямом, проповедническом по существу обращении к миру. В этом смысле песнопениям и стихам о. Романа близко то проповедническое начало, которое было коренным свойством отечественной литературы и культуры. Наследуя через века древний жанр духовной проповеди и поучения, поэт-певец творчески использует его, обращаясь к современному человеку» [14]. В январе 2011 года иеромонах Роман опубликовал рассказ «С того света», в котором дал свою оценку событиям на Манежной площади: «Пост подходит к концу, казалось бы, радоваться надо приближающемуся Рождеству. Да вот узнал о декабрьских событиях, и душа закровоточила: то ли страна уже летит в пропасть, то ли в безвыходнейшем тупике. Кругом корыстолюбие, лукавство, обман. С ног до головы покрылись нравственной проказой, да ещё, ко всем прочим напастям, ветхозаветный плен. А грозовые тучи всё собираются и собираются, готовя народу величайшие потрясения. И по человеческому разумению – нет ни единой возможности выкарабкаться из трясинного тупика. Ни единой! Несколько дней душу постоянно саднило покаянным воплем:–- Господи, спаси ны, погибаем! И Господь вразумил! И как же вразумил!.. Нет поражения во Христе!» (Роман (Матюшин) 2011).
Мистическая подоплека всего происходящего с нами была раскрыта иеромонахом в статье «За равноправие!», посвященной холокосту. Ряд изданий, которым батюшка предлагал эту статью, отказались от ее публикации. В Интернете же текст, написанный еще в 2006 году, появился на сайте «Русской народной линии» только в апреле 2010-го [26]. Кстати, в том же 2010 году вышел журнальный вариант, а в 2011 – книга Станислава Куняева «Жрецы и жертвы Холокоста», поразившая многих творческой страстностью, интеллектуальной мощью и ясностью мысли. Публицистическое исследование известного писателя, так же, как и статья иеромонаха Романа, направлено против сионизма – страшного явления в новейшей истории человечества.
Сионизм всех своих обличителей объявляет антисемитами, но после книги А. Солженицына «Двести лет вместе» вопрос о русском «антисемитизме» должен быть снят. Невозможно вспомнить ни одного еврейского погрома в России почти за сто лет! Уж как в народе ненавидят Чубайса – а хоть волосок с его головы слетел? Оплеуху получил только Горбачев. Русский, к нашему позору…
Мы живем не в Израиле, а в России. И простые евреи прекрасно понимают, что сильная Россия – их защитница. Однако нашего соплеменника обвинят в расизме и антисемитизме автоматически, сразу – лишь только он рискнет назвать себя русским. И тут никакие ухищрения, никакие уверения и заигрывания не проходят. Уж если Виктору Астафьеву, единственному из великих русских писателей перешедшему в стан «демократов», посмертно припомнили «стойкий антисемитизм» (К. Азадовский), то что уж говорить об остальных.
В этом свете совершенно иной смысл приобретают следующие строки поэта:
Я мечтаю поехать (простите монаху мечтанья)
В необъятную даль по Великой и скорбной стране.
И устрою себе, может быть, напоследок, свиданье
С дорогою Отчизной, что видится пленницей мне. [23]
Монах обязан говорить слово правды, в этом он подражает Самому Иисусу Христу:
И подымался ненавистник лжи,
И шёл к царям с великим дерзновеньем,
И говорил — что Бог ему вложил,
И врачевал глаголом отпаденье.
(«Когда народ ступал от Света в тьму…») [23]
«Мы живём в поразительное время: время великих открытий, великого вырождения, великой лжи – в последнее время! – Говорит иеромонах Роман. – Пир у края пропасти захватил всех и вся! Жажда чести, власти, богатства завладела умами и сердцами! Государствами управляют те, кому без грима можно работать в цирке, но клоунада политическая оплачивается больше, и потому шуты с цирковой арены ринулись на арену политическую. Излукавившиеся правдолюбцы, клеймя расизм, без зазрения совести заявляют о «золотом миллиарде», обвиняя фашистов за убийства, поощряют убийства во чреве! Ратуя на словах за здоровье нации, с юных лет навязывают алкоголь, табак, в школах внедряют уроки разврата! Целые народы превращены в телезрителей, фанатов и интернетовских праздношатаек. И стар, и мал кинулись на развлечения! Спорт объявлен национальной идеей!»… [24].
Хвалятся общим домом,
Сами живут с охраной,
Пахнущие Содомом
Поводыри баранов.
(«Люди забыли Бога!») [23].
Православная душа иеромонаха Романа – это одновременно и душа патриота: «Патриотизм – слово святое, ибо этим словом прославляется верность Родине. Измена же осуждена еще в раю» («О богоугодности не нам судить!»). И поэтому его духовная поэзия – в самом высшем смысле поэзия патриотическая:
Вожди живут себе в угоду,
Во власти полный паралич.
Мы перестали быть народом –
И засвистел кавказский бич.
Его старательно сплетали
При одобрении властей.
Уж как на Русь не клеветали
Искариоты всех мастей!
Разбой телесный и духовный!
В верхах измена и обман!
Но словоблудит вождь верховный
О процветанье россиян.
Иван да Марья – недруг знает –
Хребет страны, её душа!
Когда хребет переломают,
Тогда и рёбра сокрушат.
И что? Мостить страну гробами,
Наполнив ненавистью грудь?
Нас подло сталкивают лбами,
Антихристу готовя путь.
Мир подвела к последней грани
Лапсердаковая напасть.
Русь обрекла на вымиранье
Олигархическая власть.
(«На грани») [25]
– В чем на Ваш взгляд заключается русская национальная идея (идея возрождения нашей многострадальной Родины?
– В воцерковлении. Потому что без возрождения души Родина не возродится. Не коттеджи и иномарки принесли славу России, а русская православная душа, собравшая раздробленные земли, создавшая величайшее духовное богатство. А без души любое тело мертво. Как его ни румянь, как ни забрасывай цветами – покойник есть покойник».
(Из беседы редактора «Трубчевской газеты» Натальи Соболевой с иеромонахом Романом) [24].
Современную православную поэзию часто называют «лирикой русского сопротивления». О каком сопротивлении и противодействии идет речь? – Прежде всего, о сопротивлении потребительскому безумию в ущерб духовности, о разоблачении лжи в условиях информационного вакуума: «Не смиряться перед злом» (Н. Карташева).
Православные поэты понимают свое «служение как пророческое» (Патриарх Кирилл), не имеющее ничего общего с гаданием или предсказанием будущего. Это ощущение, предчувствие, но, как мы знаем из истории литературы, весьма часто сбывающееся в жизни. Поэты прозорливее политиков и философов.
Поэтический анализ национальной трагедии порой излишне эмоционален, но поразительно точен в оценке истинных ее причин: «Нерусские Россией правят…» (Н. Карташева).
Православная поэзия не говорит, а кричит: давний раскол между народом и властью приобрел катастрофический характер. Лирика переполнена предвосхищением национально-освободительной борьбы по возвращению народу власти, собственности и исторической преемственности.
В ней наиболее ярко выражен призыв к действию: «Великомученик-великоросс / И всякий народ! Вставайте», «Сняла кольцо, чтоб ты купил оружье» (Н. Карташева), «Но разве умер Бог во мне!!! / – Он подымает на сраженье» (свящ. А. Логвинов), «Нет поражения во Христе!» (иеромонах Роман).
Все империи рушились от падения нравов, от идолопоклонства и забвения духовных начал. Господь выгнал из храма торгующих и менял (банкиров), а мы наш общий храм – Россию – сделали вертепом разбойников. Уже и Патриарх говорит о «духовной агрессии»… Дело обстоит именно так: сумеем ли мы сохранить свою веру, национальные ценности, или погибнем под напором чуждой западной цивилизации?
Сила рождается в немощи. Появится и национальный лидер – только когда созреет само общество, когда атмосфера станет грозовой. Надо искать правду в народе, в церкви, в обычных приходах, скрепляющих собой духовное пространство Руси. «Россия гибнет», – говорят иные, но она не гибнет, она больна. Но эта болезнь – не к смерти.
Литература
1. Артемов, В. Диалоги о поэзии / В. Артемов // Наш современник. – 1993. – № 1. – С. 179.
2. Архангельский, А. Огнь бо есть. Словесность и церковность: литературный сопромат / А. Архангельский // Новый мир. – 1994. – № 2. – С. 230 – 242.
3. Буслаев, Ф. О литературе: Исследования. Статьи / Ф. Беляев. – М., 1990.
4. Воробьев, С. Стихотворения / С. Воробьев // Наш современник. – 1993. – № 2. – С. 52.
5. Всеволод, инок. Что есть поэзия Православия. Беседа с православной поэтессой Ниной Карташевой / инок Всеволод // Аскетическое творчество. – 2002. – № 2 (165). – URL: http://www.russian-inok.org/page.php?page=ascetic1&dir;=ascetic&month...
6. Гордиенко, Н.Н. Русская поэзия рубежа ХХ – ХХI веков в контексте православной духовной традиции: автореф. дис. … канд. филол. наук / Н.Н. Гордиенко. – М., 2008.
7. Карташева, Н. «Мы должны не выживать, а жить!» Письмо в редакцию Русской линии / Н. Карташева // Русская народная линия. – URL: www.ruskline.ru/analitika/1999/10/16/my_dolzhny_ne_vyzhivat_a_zhit/).
8. Карташева, Н. Порфира и Виссон: Лирика / Н. Карташева. – М., 2000.
9. Карташева, Н. Слава России!: Стихи / Н. Карташева. – М., 2001.
10. Корольков, А.А. «Роман, иеромонах» / А.А. Корольков // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги: био-библ. словарь / под ред. Н.Н. Скатова. – М., 2005. – Т. 3. – С. 213.
11. Логвинов А., свящ. – URL: www.ya-zemlyak.ru/ruspoesia.asp?
12. Матвеева, Н. Дым отечества / Н. Матвеева // День литературы. – 2010. – 17 ноября. – № 11.
13. Минералов, Ю. Имена и тенденции / Ю. Минералов // Литературная Россия. – 2004. – 12 марта. – № 10. – URL: www.litrossia.ru/archive/104/reading_room/2430.php
14. Нечипоров, И.В. Песенно-поэтическое творчество иеромонаха Романа (Матюшина): духовное содержание и образный строй / И.В. Нечипоров // Слово. Православный образовательный портал. Филология. – URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/37281.php?ELEMENT_ID=37281&SHOWALL;_2=1
15. «О богоугодности – не нам судить!» Господь дал ему эти слезы. Встреча с иеромонахом Романом (Матюшиным) // Русское воскресение. – URL: www.voskres.ru/podvizhniki/roman.htm
16. Пикач, А. Бездомные стихи (Поэзия-90) / А. Пикач // Литературное обозрение. – 1991. – № 2. – С. 19 – 25.
17. Питирим (Волочков), епископ Сыктывкарский и Воркутинский. Гражданская проповедь / Питирим (Волочков) // Национальная доктрина. – Сыктывкар, 2006. – № 1. – С. 12 – 14.
18. Рачков, Н. Стихотворения / Н. Рачков // День и ночь. – 2010. – № 6. – С. 120.
19. Роман (Матюшин), иеромонах. Любите Родину! Новые стихотворения (2000 – 2003 г.г.) / Роман (Матюшин) // Русское воскресение. – URL: www.voskres.ru/literature/poetry/roman2003.htm
20. Роман (Матюшин), иеромонах. Радоваться небу / Роман (Митюшин) // Тихоновский Благовест. Приходской вестник. – 2005. – № 7 (19). – URL: www.hram-st.obninsk.ru/arxiv/2005/gaz193.html
21. Роман (Матюшин), иеромонах. Пред всеми душа виновата / Роман (Матюшин). – Минск, 2006.
22. Роман (Матюшин), иеромонах. И возненавиде земля сидящих на ней (Лев. 18: 25) / Роман (Матюшин) // Русская народная линия. – URL: www.ruskline.ru/analitika/2010/03/27/i_voznenavide_zemlya_sidyawih_na_nej_lev_18_25/
23. Роман (Матюшин), иеромонах. «Все боголепно под луной…» Из сборника «Одинокий путь» / Роман (Матюшин) // Русская народная линия. – URL: www.ruskline.ru/analitika/2010/04/24/vsyo_bogolepno_pod_lunoj/
24. Роман (Матюшин), иеромонах. За равноправие! / Роман (Матюшин) // Русская народная линия. – URL: www.ruskline.ru/analitika/2010/04/27/za_ravnopravie/
25. Роман (Матюшин), иеромонах. Господи, прости жестокость нашу… Новые стихи / Роман (Матюшин) // Русская народная линия. – URL: www.ruskline.ru/analitika/2010/12/30/gospodi_prosti_zhestokost_nashu/
26. Роман (Матюшин), иеромонах. С того света. Рассказ / Роман (Матюшин) // Русская народная линия. – URL: www.ruskline.ru/analitika/2011/01/15/s_togo_sveta/
27. Шумейко, И. Уроки русского (беседа с Валентином Григорьевичем Распутиным) / И. Шумейко // Российский писатель. – URL: www.rospisatel.ru/shumeiko-rasputin.htm

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: