Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

о. Димитрий Смирнов. Лекции, выступления, проповеди.

Христианская семья как образ спасения. Часть 1 - Лекция


www.dimitrysmirnov.ru/blog/cerkov-70717/
Для молодых людей эта тема чрезвычайно актуальна, и совершенно нормально к ней проявлять интерес. Последние четыре года я этой теме отдался полностью, вообще занимаюсь ей все 35 лет, и как-то каждый год какие-то новые мысли появляются в силу того, что мы сейчас с вами живём в такое время, когда христианская семья стала реликтовым проявлением человеческой жизни, можно её вполне занести в такую Красную книгу и демонстрировать, как демонстрируют памятники византийской культуры. Но то, что касается человека, имеет такую способность, особенно у нас в России, к возрождению, поэтому нельзя сказать, что дело безнадёжное. Если вы как будущие пастыри и сами будете создавать семьи, этим озаботитесь, дерзну сказать, что это полностью тождественно планам Господа о нас, людях, и Он обязательно этому поможет, и я верю, что Он даст этому расцвести и вырасти. Поэтому я хотел с вами обсудить, потому что размышляя над Священным Писанием, наблюдая жизнь уже очень давно, обращаю внимание, конечно, на те слова, что Господь сотворил человека не как некоего индивидуума со своими правами, а Бог создал человека как семью. Мужчину и женщину сотворил их (Мк. 10, 6).
Потому что с очень давнего времени, примерно лет 30 назад, я как-то озадачился таким вот вопросом: зачем Господь сотворил два пола? Это же очень сложно. В природе существует такая форма размножения как деление. Создал Господь Адама, потом происходит деление и происходит два организма, допустим, Адам и Авель, потом они оба делятся, и так далее, и так далее, и наполняют землю. А Ева - ну как-то сложно слишком происходит, и от этого много всяких проблем. Есть проблемы такого рода: ну как Еве в стихах объяснить своё к ней отношение? У одного это легко получается, даже слишком легко. А другой мучается и начинает эти стихи кому-то заказывать. Потом ты приходишь к Еве в гости, а там какой-то уже сидит совершенно другой человек, и они чего-то хихикают, и приходится его убивать на дуэли. В общем, масса проблем. Было бы деление - не было бы проблем. Но потом я стал размышлять. Очень много говорится у толкователей Священного Писания о том, что человек сотворён по подобию Божию. На эту тему много всяких размышлений. А в чём образ Божий? Подобие - понятно. Даже в Евангелии сказано: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48), то есть станьте подобными Отцу Небесному по своей совершенной любви к Богу и к ближнему. Это всё понятно, тем более у нас огромное количество примеров, и главный наш русский пример - это преподобный Сергий. Я когда стал семинаристом, в 28 лет, очень полюбил преподобного Сергия, я прочёл все его редакции жития, и он мне стал человеком таким родным. Мы ежедневно посещали мощи преподобного, вы тоже, наверно, есть такой обычай. Два человека общаются, они узнают друг друга, и это общение очень много даёт. С подобием как-то всё понятно, особенно, когда преподобный. Читаешь, размышляешь о жизни человека, который действительно как во плоти Ангел и небесный человек. Это всё понятно.
А образ? Бог есть Святая Троица. И я увидел, что так же сильно, как женщина отличается от мужчины, так сильно и дитя отличается и от мужчины, и от женщины. Это совершенно другая ипостась человеческого естества. Я даже удивляюсь, почему такая простая мысль не приходит человеку в голову, начинают размышлять о подобии Троицы в контексте духа, души и тела. Но дух, душа и тело - это же не что-то отдельное, это всё вместе. Если дух вынуть, то это уже не человек, а если вынуть душу из человека, то это уже труп, а не человек. И я подумал о том, что просто человек существует тоже в таких ипостасях, и образ Божий как раз проявлен в семейной жизни человека. На этой мысли я успокоился, она мне показалась весьма приятной. Приятной в том смысле, что я её сердцем принял. Из этого сразу и вытекает понимание того, что такое есть домашняя церковь, проистекает, почему мужчина - глава семьи, почему жена повинуется мужу, как Господу, почему она во всём ему помощник, не смотря на то, что она ему совершенно равное существо. Ну как три Ипостаси в Троице, Они все равночестны, но тем не менее Дух Святый исходит от Отца, а Сын Божий предвечно рождается от Отца. Всё очень естественно: муж - глава семьи, а семья - это часть царского священства, народа, взятого в удел. Христианская семья, как она задумана Богом, специально устроена Господом для того, чтобы человек, даже если он повредится грехом, имел возможность внутри семьи возрастать в любви. Потому что семья создана для того, чтобы каждый из членов семьи учился и терпению, и любви, и самопожертвованию, и смирению, то есть всему тому, чему, собственно, и учит нас Евангелие. И семья - это школа Царствия Небесного. И семья строится по образу Святой Троицы. Так что очень многое становится понятно. Не просто люди друг другу понравились, дальше попробовали, не получилось, и так далее. Нет, совершенно другой подход. Подход, как к подвигу, как человек решается на священство, или избирает для себя какое-то служение в жизни, так он создаёт семью, прямо перед Богом; обеты, которые два человека дают перед алтарём, созидая свою семью, подобны обетам крещения или обетам монашества. Это очень важное действие, которое скрепляется благодатью Святаго Духа. На Предвечном Совете Святой Троицы, можно сказать, проблема будущего создания Церкви Христом уже стояла. Потому что если человечество пойдёт путём использования своей свободы для греха, то понадобится спасение. Спасение придёт от Христа через Церковь. Мы уже в пост- адамово и евино согрешение живём, все носим в себе корень греха, и для нас христианская семья - это есть корень спасения. Но так случилось, что большинство наших церковных учителей в силу того, что имели такую возможность не заботиться ни о еде, ни об одежде, ни о семье, писали более о спасении через путь монашеский, а монашеский путь - это не человеческий, а равноангельский путь, поэтому для всех людей он совершенно не подходит, это только удел избранных, которые принимают на себя ангельский образ. Это образ выше человеческого, это совершенно другая жизнь. А для большинства людей - по образу Святой Троицы - возрастание в любви с самого начала до самого конца, когда люди соединяются друг с другом и душевно, и духовно, и телесно. Недаром, опять же, сказано в Писании, что муж и жена составляют даже одну плоть. Очень интересно, что в юридических формулировках муж и жена как единый человек воспринимаются, и наследство делится пополам. Вроде мать с отцом его родили, а наследует жена. И некоторые люди, не обученные христианству, говорят: "Ну что, жён у тебя много, а мать у тебя одна". Ну и в лесу может быть много сосен, а одна берёза, но от этого ценность не становится меньше. Наоборот, по сравнению с женой мать - это родственница второй степени, а жена - то же, что и ты. Жена - это гораздо важнее, чем мать. Поэтому сказано очень определённо, что если человек создаёт семью, он оставляет отца и мать. И не только прилепляется, прилепляется - это на первой стадии, как эмбрион прилепляется к стенке матки, но это временно, а потом он вырастает, рождается, и становится полноценным человеком, так и муж и жена соединяются именно в одну плоть. У них всё общее: и дом, и дети, и финансы, и общий у них автомобиль, и общая дача, и общие друзья. И всё у них общее. Они даже дышат одинаково, а потом в конце жизни уже даже перестают разговаривать. Потому что им достаточно взгляда, и они уже прекрасно знают, как кто себя чувствует, что он этим хочет сказать, что у него на душе, это может и по телефону звучать, и в предчувствиях. В общем, совершенно общение другого уровня.
И в силу того, что христианскую семью сейчас практически не встретишь, даже у людей воцерковлённых, то появилась необходимость вообще этому учить. Раньше, понятно, что никто об этом даже особенно не говорил. В русской литературе, по-моему, первый о семье архимандрит Илларион Троицкий написал такой труд о браке. Очень интересный, я его в вашем возрасте читал. Где-то у меня есть ксерокопия этой книги, но сейчас уже не найдёшь. А так я бы с удовольствием сейчас перечитал, на меня произвела впечатление эта книга. Нужно этому учить. Я как-то очень глубоко прочувствовал и понял с годами, даже десятилетиями, что каких бы высот человек ни достиг в какой-то своей деятельности, в реализации собственной мечты, кем бы он бы ни хотел бы стать, по настоящему счастливым человек может быть только внутри семьи. Все остальные занятия вторичны, даже если человек любит спорт, или науку, или искусство. И у меня много друзей-монахов, и я очень люблю монахов, благоговею перед их подвигов, но всё-таки самая живучая форма монашества оказалась общежительная. То есть всё равно монахи сбиваются в семью, называют "батюшка", "матушка", то есть всё равно они тяготеют к семье, сама ипостасная сущность человека устремляет к такому образу семейной жизни, и неслучайно.
Человеку жить одному вообще довольно трудно. Не только человеку. Лошади, например. Потому что это, как их именуют, табунные существа... Если нет второй лошади, приходится заводить козу. Потому что лошади одной стоять дискомфортно. Как её ни корми, она будет плохо себя чувствовать психически. У животных тоже есть психика. Так и человеку одному жить очень и очень трудно, поэтому на отшельничество благословляли всегда только ну очень и очень духовных людей. Ну и то, у них была всегда возможность либо отлучаться, продавать своё рукоделие, как-то они общались, всё равно ходили друг к другу в гости, обменивались духовным опытом, иногда собирались на общую молитву, если то скитский был устав, и так далее.
Вот и вам как будущим пастырям очень важно, чтобы каждый священник заранее думал о том, чтобы создать именно свою семью как домашнюю церковь, где он будет исполнять служение отца семейства, главы этого семейства. Он священник этой малой домашней церкви, жена ему во всём помощник, в переводе на греческий это значит: осуществляет дьяконское служение. А дети? А дети - это тот народ Божий, который дал им Господь для того, чтобы они этих детей вырастили в христиан. Вот это смысл жизни - вырастить из своих детей христиан, это важнейшая задача, причём эта задача миссионерская. Семья священника очень важна для всех, кого он окормляет и кого учит христианству. Нужно, я в этом абсолютно уверен, пока вы молоды, выбрать себе помощника на всю жизнь. И для этого этот помощник нужен такой: чтобы мало того, чтобы вас полюбил, а это хорошо и обязательно, но совсем не достаточно, а ещё был в полном единстве, чтобы все какие-то возможные будущие вещи были заранее проговорены. Всё надо друг у друга выяснить: и как будем рожать детей, и какие представления у человека о семье своих мамы и папы и так далее. Очень важно единство взглядов в духовной и церковной. Эти взгляды у будущей супруги должны быть тождественны вашим.
Так это было сто лет назад и дальше вглубь, когда большинство людей, населявших нашу землю, это были христиане, и весь уклад жизни был христианский, и было само собой разумеется. Потому что все семьи строились по одним и тем же этим великим евангельским принципам. Поэтому и разводов не было, и никому это и в голову не приходило. Сейчас, когда какая-то женщина мне жалуется на своих детей, я всегда говорю: "А ты с ним разведись". Удивляется: "Ну как же, это же мой сын". Ну как? А то был муж, ты же с ним развелась. А почему с сыном нельзя развестись? Тебя муж мучил? Мучил. Ты с ним развелась? Развелась. А теперь тебя сын мучает. Ну и с ним разведись. То есть вот люди как-то не понимают, что муж - это важней, чем сын. Сыновей можно десяток нарожать, а можно из детского дома ещё другой десяток взять. А муж-то, он, собственно, один. Это вот совершенно утрачено. Та псевдокультура, в которой мы живём, кино, рассказы, фильмы, статьи в журнале "Работница", телевизор - они всё совершенно о другом, только не о христианской семье. И понятно, даже на людей воцерковлённых это влияет. Если мы хотим быть счастливыми, то нужно не торопясь, с пожданием, очень серьёзно, я бы сказал, научно или даже богословски научно выбирать того человека, с которым я буду жить всю жизнь. Как мы выбираем дом, это очень надолго проект; как мы выбираем поприще, которым будем заниматься всю жизнь. Я несколько всяких поприщ перепробовал, но всё-таки остановился на священстве, уже будучи зрелым человеком, имея дочь, имея высшее образование за плечами, вот решил всё поменять и... Ну у меня там ещё один батюшка на это как-то подвигнул, я и не думал дерзать на это, но он как-то очень определённо сказал, и я проникся. Ну а потом, все молодые люди, которые в церковь ходят, они же хотят быть священниками, это как бы нормально, ничего другого. А потом, выше священства вообще ничего нет. Я думаю, ни один священник не поменялся бы с президентом какой-то страны, это ясное дело. На кой мне это надо?
Семейная жизнь - это дело трудное, потому что два грешных человека, воспитанных в разных семьях, должны стать одной плотью. И главным делом своей жизни должно стать рождение, вскармливание, воспитание и образование из этих детей христиан, вот что должно ставить во главу угла всей своей жизнью. А опыта никакого нет, потому что большинство семей, которые вокруг нас, они обычно малодетные. Я даже уверен, что большинство из вас - единственный ребёнок в семье. То есть реальный опыт правильн устроенной семейной жизни мало у кого есть. И нужно это сначала осмыслить теоретически, а потом, не имея опыта, пуститься в это плавание и стараться доплыть до другого берега житейского моря, который, собственно, и именуется Царствием Божиим. Задача, конечно, трудная, и если б не Господь, Который этому всячески помогает и всячески способствует, особенно если Его об этом просить, конечно, достигается удивительный результат. И вот, кто раньше, кто позже, но достигает человек того, о чём Сам Христос говорил: обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Это вообще такая, знаете, бесконечно сладостная вещь. Это не какой-то такой ленивый сон, нет, это, наоборот, очень энергичное состояние, которое всё время понуждает человека делать, совершать дела любви. Семья даёт возможность человеку взрастить в сердце такую любовь, что хватит не только на семью и на своих деток, а ещё на огромное количество людей. И когда вот преподобный Серафим говорил: "А ты стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи". Что такое мирный дух? Это дух Христов, это дух христианской, или даже лучше сказать, Христовой любви, которого достигнет человек, или можно сказать, дух достигнет этого человека. И тогда именно обладание этим духом и даёт возможность проявлять эту любовь к тысячам людей. А любовь - это есть абсолютно непобедимая сокрушительная сила, перед которой никто не может устоять. Просто никто. Проповедь и миссия таких людей, как Макарий Невский, Николай Касаткин, Иннокентий Московский, была столь успешной благодаря благодати Святаго Духа, которую они стяжали. Как и у апостола Петра, и у нашего равноапостольного великого князя Владимира, когда он переродился настолько, что из разбойника стал человеком, который пиры для нищих устраивал и от этого получал радость, и стал действительно таким необычным человеком с точки зрения жизни того времени. Из драчуна, воина, человека, обладавшего целым гаремом, он полностью свою жизнь поменял, это было столь разительно, что без всякого огня и меча люди принимали христианство, так же, как и глядя на первых христиан, говорили: "Посмотрите, как они любят друг друга", и все хотели этого. Как вот у "Beatles" поётся в одной песенке: "All you need is love", то есть все нуждаются в любви. Слаще этого ничего на свете нет. Но, правда, в той культуре, которую "Beatles" представляли, это как бы сведено только до одной формы, до одного проявления любви. А христианская любовь - имеется в виду всё трёхсоставное человеческое естество в этом участвует. И вот, семья даёт возможность этому возрастать. Причём по мере увядания плоти человека духовная и душевная составляющая, наоборот, развивается. И поэтому любовь меняет свою окраску, форму и приходит к совершенству жертвенной любви. Это вот мы можем наблюдать в бабушках, такая огромная любовь к внукам в них проявляется к старости, потому что ну вот на протяжении нескольких десятков лет человек упражнялся, упражнялся, упражнялся в любви, и, наконец, вот, достиг... Внуки делают из них что хотят, а бабушка не только всё терпит, а ей всё в радость. И часто очень много на этой почве всяких ошибок педагогических, потому что нет рационального мужского управляющего начала. Вот поэтому очень важен для семьи отец семейства, который управляет всем воспитательным процессом. Поэтому очень важно вам, пока вы молоды и способны читать книги, начинать читать и о воспитании детей, и о детской психологии, и о возрастной физиологии, и так далее, это всё вам пригодится, когда вы столкнётесь с тем, что ваша супруга вам принесёт ребёнка и скажет: "Это твой". Вы будете ждать, встречать, всякие симпатичные ритуалы на этот счёт есть. Но это действительно чудо. Ты смотришь на него, говоришь: "Тебя же не было!". Ясно, что это посланник небес, это совершенно очевидная вещь. Такая встреча земной жизни и небесной. Посланник небес, и ты к этому тоже причастен, и в этом участвовал Сам Господь Бог, это, конечно, можно только стихами или в каких-то гимнах изобразить. И ощутить эти высочайшего уровня духовные переживания можно только в семье, которую ты созидаешь. Поэтому нужно к этому отнестись с высочайшей долей ответственности и перед Богом, и перед Церковью, и перед народом. Да даже и перед самим собой, потому что первая заповедь была, данная Адаму от Бога: плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю (Быт. 1, 28). Некоторые говорят: "Вот, на земле много народу". Для того, чтобы разместить все семь с половиной миллиардов людей на нашей планете, достаточно взять площадь внутри третьего транспортного кольца, на которой стоит Сергиев Посад как раз, Малинники, вот это вот кольцо. Если внутри этого кольца семь миллиардов согнать, каждому по метру достанется. Вот, собственно, и всё. А если всё население планеты переместить на полуостров Камчатка, то каждый получит ещё по 20 соток. То есть землищи - непомерное количество, просто непомерное. О том, что нечего есть, нечего пить - это всё сплошные глупости. Поэтому очень важно нам всем, кто выберет для себя путь семейной жизни, начать к этому так же готовиться, как и к будущей пастырской деятельности. Почему? Потому что если ваша семья будет не устроена, вы не сумеете её превратить в домашнюю церковь, даже по канонам Церкви такой человек не может быть и священником. По канонам, если человек не обратит весь свой род ко Христу, то он не может быть священником. А лучший способ миссионерства - создание домашней церкви. Конечно, сейчас Церковь слишком уж нуждается в пастырях, поэтому об этом и не спрашивают. Бывает так, что сын уверовал, обратился к Богу, а отец и мать атеисты. Но в древней церкви это было невозможно. Почему? Ну если ты стяжал благодать Святаго Духа, перед ней никакой атеист не может устоять, это невозможно. Как вот я наблюдал, когда опять же был а вашем возрасте, такой процесс. У меня много было друзей из музея Андрея Рублёва. Сами понимаете, что там занимаются иконами. И вот, многие люди, совершенно светские, приходили туда работать. Но общение с иконам их всех преображало. Они, поработав там несколько лет, становились верующими церковными людьми. Даже икона, и то воздействует на человека. А если уж настоящий христианин, у которого все реакции жизненные христианские, понятно, что это много-много больше.
Ну вот, то что я вам хотел сказать, я уже сказал. Можно перейти к вопросам.
Слушаете вы очень внимательно, это хорошо. Некоторые даже уже спят, это тоже очень симпатично, я совершенно не возражаю

Часть 2 elitsy.ru/communities/36389/354307/

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности