Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Православный травник

Первые русские травники

Первым известным нам врачом на Руси считается грек Иоанн Смер, которого пригласил в Киев князь Владимир. В Средние века были весьма популярны травники и зелейники – книги о лечебных травах или «простых снадобьях». Этот жанр восходил к трактату Диоскорида и трудам Галена, подвергшимся переработкам и переводам в Византии и на исламском Востоке. По всей видимости, именно византийские травники оказывали влияние на медицину на Руси – как правило, ей занимались монахи, собиравшие лекарственные травы. Целый ряд святых (Пантелеимон, Косьма и Дамиан) почитались как покровители врачевания. При этом существовала и народная славянская традиция, зачастую связанная с языческими практиками.
Не сохранилось старославянских травников этого периода, хотя вполне возможно, что они существовали. Но описания врачеваний можно встретить в житиях, например, в «Повести о Петре и Февронии» дочь бортника Феврония, исцеляет муромского князя князя Петра медом. В крупных русских монастырях существовали лечебницы. Древнейшими памятниками медицинской письменности являются лечебники и травники. Описания врачеваний можно найти в изборниках ("Изборник великого князя Святослава Ярославича"), евангелиях ("Остромирово евангелие", "Архангельское евангелие") и житиях ("Повесть о Петре и Февронии").
Из этих старинных летописей и книг, которых, к слову, до нашего времени дошло всего 200 экземпляров, можно узнать, что набольшей популярностью пользовались лекарства из полыни, крапивы, подорожника, багульника, "злоненавистника" (бодяги), цветов липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод.
Позже в Московском государстве появились прототипы аптек — "зелейные лавки", в которых торговали различными травами и приготовленными на их основе лекарствами. При Иване Грозном в Москве открываются аптеки с "немцем", т. е. иностранцем. Приблизительно в это же время врачом Строгановских солеварен в XV веке был составлен "Лечебник Строгановских лекарств о врачевании от всяких болезней и о всяких зелейных спусках".
В середине XV века на Руси получили распространение многочисленные лечебники и сборники (травники, зелейники, «прохладные вертограды»).
В XVII веке в русской медицинской литературе появились так называемые "Вертограды" (сады), составители которых рассказывали не только о приемах изготовления лекарств и некоторых химических операцих, но и о поведении врача с пациентами: "Пришедшему лекарю к больному человеку сести подле него прилично, не торопясь, и разговаривать бы речи к развеселению болезненного человека". Обычно "Вертоград" начинался вопросом: "Грех ли прибегать к хитростям врачебным?" Тут же давался ответ: медицинское искусство нужно "как земледелие".
Но не стоит думать, что на Руси спасались только самолечением! В монастырскую больницу Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева, со всей Руси приходили люди за исцелением от различных недугов.
Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения, где постоянно дежурили монахи. "Киево-Печерский патерик" (XII в.) сообщает о нескольких таких подвижниках, прославшихся своим врачебным искусством. Среди них — пришедший из Афона "пречудный врач" Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее "зелье"; преподобный Алимпий и Агапит — ученик преподобного Антония.
О "народных врачевателях" говорится также в "Русской Правде" — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, составленном при Ярославе Мудром. "Русская Правда" законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Рекомендуем