Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Проповеди протоиерея Андрея Ткачева

Сомнения в вере. Неделя Фомина / Протоиерей Адрей Ткачев / Проповедь 15.04.18

Христос воскресе! Сегодняшняя Фомина неделя заставляет нас говорить о сомнении. Не о неверии, а о сомнении. И о том, что оно может быть полезно. Неверие полезным быть не может, но сомнение может быть благим, обоснованным и полезным.
Апостолы не надеялись даже на себя. А мы сегодня слышим всякие современные термины и наблюдаем, что общество создало себе некий символ веры: верь в себя, верь в свои силы, у тебя все получиться, ты это сделаешь, ты сможешь. Это иногда нам с вами режет ухо, потому, что мы должны знать человеческую ограниченность. И вот, апостолы не имели надежды на себя. Они не верили себе. Они знали, что человек может таить в себе такую предательскую глубину, на которой живет нечто неизвестное. Как море: туда, где солнечные лучи достигают, там плавают довольно понятные нам и приятные на вид рыбы. Но та тьма, которая не просвещается солнцем, она кишмя кишит неизвестными животными. Там не понятно, что живет. И рыбацкие сети иногда вылавливают из этой темной глубины таких чудовищ, что рыбаки готовы от страха выпрыгивать из лодки. Сердце человеческое, примерно, такое же. Снаружи с тобой, со мной вроде все понятно, но глубже ничего не понятно. И поэтому, когда Господь Иисус Христос на Тайной Вечери говорил ученикам своим: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня», – то они стали спрашивать Его, кто именно из них. То есть, это говорит о том, что они не имели веры в себя. Петр как раз чрезмерно надеялся на себя и в показание для нас, была у него такая неоднократная ошибка, когда он говорил: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Он говорил Господу, что готов идти с Ним и в тюрьму, и на смерть.
Знаете, бывает такой избыток чувств, когда юноша влюблен в девушку, его переполняют разные эмоции, а еще ничего не случилось, он говорит: «Я тебе звездочку с неба достану! Ради тебя море выпью! Весь шар земной трижды обойду! Я тебе все сделаю!». Куда потом все девается? Вот эта человеческая поспешность, горячность – она наказуема.
И поэтому, Христос, зная наперед что будет, говорит: «Прежде чем два раза пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». Вот вам сомнение. В чем можно сомневаться? Можно сомневаться в себе. В принципе, каждый человек даже должен сомневаться в себе: смогу ли? получится ли? Поможет ли Бог или оставит меня и я превращусь в вздутый шарик? И ничего не получится. Вот, получалось, получалось, а потом раз и не получилось. Сколько было таких славных мужей, которые воевали, побеждали, а потом, в один миг почему-то проиграли в смешной битве с незнакомым соперником. Возьмем, к примеру, Наполеона. Уж какой бы великий и непобедимый, а проиграл раз, проиграл два, проиграл три. Поймали, связали, посадили на остров. Там он и скончался. Так бывает с человеком.
Фома сомневается в том, что слышит от учеников. Он говорит: «Я не видел». Вы знаете, как в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Ведь одно и то же событие, никогда не описывается свидетелями одинаково. Мы с вами иногда можем увидеть, не дай Бог, дорожную аварию или встречу двух давно не видевшихся друзей, или свадебную процессию, или даже лучше – вместе посмотрим хорошее старое кино и потом, когда мы начинаем его обсуждать, вдруг оказывается, что ты заметил какие-то такие нюансы, которых не заметил другой. Ты замечаешь одно, он – другое. Вот если вы имеете это в своем опыте, то должны понять, что я сейчас говорю. Люди, описывающие одно и то же событие, всегда ошибаются в деталях. Они что-то замечают, а чего-то нет. Женщина обратит внимание на то, кто в чем и как одет, мужчина увидит что-то другое. Поэтому, апостолы рассказывали Фоме и говорили наперебой, что видели Господа. Но он сомневается, потому что видел Христа распятого. Ведь распятый Христос – это такое жуткое зрелище, что представить Его живым было, конечно, большим вызовом для человека. И он говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Не будем его сильно упрекать в этом сомнении, потому что это сомнение достойно внимания.
Вот, например, можем ли мы верить всякой рекламе? Ясно, что нет, конечно. Можем ли мы верить всякому проповеднику? Сколько религий в мире? И даже внутри одной религии существует множество мнений и толков. Если мы будем верить вообще всем, то это будет нечто довольно опасное и даже, удивительное и странное. Мы не одинаково относимся к окружающему миру и, в общем-то, это оправдано. Вот мы к одному врачу идем все, а к другому особо идти никто не хочет. Или, скажем, осаждаем двери одного учебного заведения, в другое – никакой очереди, но не идут. Почему так? А потому, что есть, например, вопрос репутации, другие положительные моменты и мы доверяем этому, а этого не знаем и сомневаемся.
Сомнение – неизбежный спутник человека. И здесь нет ничего плохого. Человек имеет право сомневаться. И благое сомнение будет разрушено. Оно просто смоется, уберется и вместо него будет вера. Но есть упертое сомнение. Есть сомнение перед лицом очевидности, когда человек видит, понимает и упирается. Это и есть то противление Духу Святому, о котором Господь Иисус Христос говорит, что люди противящиеся Духу Святому прощены не будут. То есть, вот, все исполняется, действует перед тобою, а они говорят: «Нет. Это от веельзевула». Упертое противление истине. Это уже не сомнение. Если же человек сомневается, не будем его ругать. Например, ты говоришь: «Христос Воскресе»! А он тебе отвечает: «Я не верю. Не то, чтобы не верю, что Он воскрес, я тебе не верю». Как Григорий Палама говорит: «Если ты, например, будешь развратничать и захочешь наставить кого-либо словами о том, что мы христиане должны знать одну свою жену (а некоторые не знают женщин вообще, берут на себя обет целомудрия, потому что мы знаем, что Христос наш был девственником и родился от девы и христиане почитают целомудренную, чистую жизнь, они блюдут святыни брака), то если тебя знают, как развратного человека – не поверят». Может быть, эти люди с уважением относятся к христианской вере, но слова из твоих уст заставят их усомниться в правдоподобии сказанного тобой. То есть, развратник не может проповедовать девственное рождение Христа, девственность Самого Христа и девственность Церкви Христовой. То, что Церковь Божия – Дева. Что она чистая. Что внутри нее сохранена глубина чистоты. Не взирая на то, что все мы грешники и нам есть в чем каяться, Церковь – чистая Дева. И для того, чтобы нам в этом поверили, нужно чтоб мы сами были каким-то образом причастники чистоты. Тот же Палама говорит: «Ты говоришь, что Христос Воскрес и можно смерти не бояться. Это прекрасные слова, но я тебе не верю, потому что видел однажды, как ты боялся смерти и избегал опасности». Оказывается, чтобы проповедовать Воскресение Христово, нужно не бояться смерти. Почему, собственно, все апостолы и доказали свою проповедь не словами и чудесами, а именно концом своей жизни. Они говорили, творили чудеса, подтверждали свои слова знамениями, но последним знамением была личная смерть. Раз твой Учитель жив и сам сказал, что «где я, там и вы будете, не оставлю вас сиротами, будете живы и не умрете». Если ты веришь в это и проповедуешь это, то, очевидно, самая мощная проповедь о Воскресении Христовом – твоя собственная безбоязненная смерть. И так в отношении всего. Говоришь о милосердии – докажи, иначе тебе не поверят.
Поэтому мы имеем право не сразу доверять всем словам, которые слышим. Нужно иметь некое благое сомнение. И если оно благое, Господь мягко уберет его с дороги и откроет дверь для настоящей веры.
Еще здесь есть такой интересный смысл. Если человек небыстро уверует, не сразу и преодолеет некие препятствия на пути к вере, то она будет для него более драгоценна. Есть люди, которые верят быстро. Об этом сказано в Евангельской притче о Сеятеле. Там говориться, что есть такая мелкая земля, а под ней камень. И вот, посеянное семя в эту землю быстро вырастает, но поскольку под низом камень и некуда пустить корень, это выросшее семечко быстро засыхает. Господь здесь Сам объясняет, что это люди, быстро слышат и радостно принимают слово и начинают веровать, но наступает какая-нибудь жизненная неприятность и они веру бросают. Они-то думали, что начав верить, у них теперь в жизни все будет хорошо. Но очень часто бывает совсем наоборот.
Часто можно замечать, что человек поверил и сразу же в семье начались нелады, или бизнес затрещал по швам, или ушло здоровье, или дети взбеленились, или друзья отвернулись. Начал веровать – докажи, что любишь Господа. В благе, в благоденствии, в счастье, кто не будет верить? Если бы Бог нас так дешево покупал за благоденствие, чтобы в Него верили, то тогда бы весь мир кричал «аллилуйя!» с утра до вечера за добавку к заработной плате. Ты докажи, что любишь Бога в скорбях и неприятностях. Легко верить не надо. Те, кто долго сомневаются, ходят разными кругами, сомневаются, думают, прислушиваются, заходя в храм, выходят, общаются, пробуют молиться – они потом приходят и уже остаются. А не так, что пришел и говорит: «Я с вами». Через месяц смотришь, а его нет, пропал. Не надо верить быстро. Надо верить потихоньку, но навсегда.

Протоиерей Адрей Ткачев

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: