Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Проповеди протоиерея Андрея Ткачева

Победить блуд реально? Протоиерей Андрей Ткачев. Проповедь 25 03 18

Житие Марии Египетской - это одно из тех житий, которое должно быть всем известно, поскольку оно читается на богослужении вслух на чтении Великого канона. Впрочем, ничто не запрещает читать в храме и другие жития. Для этого есть место после 6-ой песни канона, или после окончания вечернего или утреннего Богослужения. Хорошо было бы познакомиться нам с вами, всем христианам, с изрядной долей этих чудесных повестей о жизни людей живших до нас и уже переселившихся своею душою в рай. Поэтому, задача эта широкая. Но Мария известна нам всем. И поскольку она известна, то я сегодня обойду ее вниманием, а буду говорить о том, что составляло главный смысл ее жизни – отмаливание своих грехов и спасение из цепких челюстей блуда, как одного из главных человеческих грехов на земле.
Христос характеризовал наш род человеческий, как «прелюбодейный и грешный». Он говорил: «Кто постыдится меня и моих словес в роде этом прелюбодейном и грешном…». То есть, получается, что блуд, прелюбодейство – это грех. Там еще есть много грехов – жадность, злопамятство, коварство, глупость (которая тоже грех), леность и проч. Грехов-то много, но Христос ничего не перечисляет, а называет род человеческий прелюбодейным. Из всех грехов, Он отделяет один грех в сторону. Это означает, что прелюбодейство и любодейство, все эти плотские сласти, это не отдельный грех, а что-то самодостаточное, гигантское. Спрут, опутавший человеческий род, и мешающий нам правильно смотреть на мир. То есть, если мы с похотью смотрим на окружающие лица, то ясно – у нас испорченная картина мира. В общем, это проблема не одного человека и не одной страны, а это проблема всех людей. Просто, можно ее не чувствовать, а можно в ней не признаваться. Вот об этой проблеме мы сегодня поговорим. Я буду рассказывать вам некие истории.
Иногда мы с вами говорим про Писание и пытаемся углубиться в него. Но это не всем нравится, хотя именно это и есть самым полезным. А вот всякие интересные истории любят слушать все. Я постараюсь кратко пробежаться по тем историям, которые мне известны в части борьбы с блудом и победы над ним. Потому что, историй поражений от блуда мы знаем очень много. И каждый из нас знает много таких историй, касающихся себя самого, своих друзей, знакомых. Про это написаны разные книжки. Типа «Анна Каренина» или «Мадам Бовари». Шедевры описывают падение человека. И потом, в конце, – бутылка с ядом или колеса поезда. Потому что, за блудом стоит, маячит еще нечто более страшное. Это не шутка, не просто сласть, а разрушение жизни. Дальше глядишь и поезд уже приехал. Об этом написаны книги. Потому, истории поражений, они известны. Истории побед известны гораздо меньше. Поэтому, некоторых людей, кроме святой блаженной чудной и Богоносной Марии, мы назовем.
Вот, например, есть история про святого Мартиниана и двух женщин – Зои и Фотинии. Это был человек, который, выкопав себе келью, прожил в пустых местах долгие годы. Потом, когда о нем узнали люди, то приходили за молитвой и благословением. И какая-то ветреная распутница побилась об заклад, что придет к нему и, что-нибудь придумав, втащит на ложе и развратит его. Этот сюжет может быть известен вам по произведению «Отец Сергий» Л. Толстого. Потому что, это литературный сюжет, взятый именно из жития святых. И вообще, нужно понимать, что распутная женщина. Особенно красивая и имеющая власть в обществе, это такое специальное стенобитное орудие лукавого, которым он пользуется для погубления избранных. У Ф. Достоевского в романе «Братья Карамазовы» самое чистое лицо – Алеша. Он человек, в нем кипят страсти, однако он святой и он Божий. У него еще все впереди, но он Божий. И вот, эта красавица Грушенька, говорит: «Я с него ряску-то стащу». Есть мемуарные записи, воспоминания о жизни дворянского общества до революции. Л. Толстой, например, говорил, что жизнь всех дворян, за редким исключением, – сплошной дом терпимости. Революция ведь не зря обрушилась на голову всей страны и элиты в первую очередь. И есть там такие фразы у некоторых записных красоток, известных лиц: «Нам ряса архиерея или архимандрита дороже генеральских погонов». На мирских они смотрели с меньшим интересом. Им интереснее было победить в блуде тех, кто вроде бы к блуду не причастен. Тут и литература и жизнь вместе. Такая кошмарная история.
Так вот, эта женщина, кажется, ее звали Зоя или Фотиния, оделась в простую одежду и стала стучаться в келью к Мартиниану. И говорит ему: «Заблудилась я. Ночью съедят меня шакалы. Пусти меня». И он, чтобы не брать греха на душу, пустил ее. Она начала греться около какого-то очага, потом спросила, где можно прилечь. Потом сняла с себя какую-то рогожу, а под ней оказалась красивая одежда. Далее слово за слово и он сердцем упал. И уже хотел лечь с нею, но подумал, что к нему ходят люди и знают его, как человека духовного. Потому решил выйти и посмотреть, нет ли кого, чтобы его не застали с этим, и не было позора. И вышел. Там, на свежем воздухе его обдуло, и он сказал сам себе: «Что же ты делаешь? Взять и перечеркнуть половину жизни. Ради чего?». А недалеко, во дворе, тлел огонек. Он подложил туда хворосту и сказал: «Заходи Мартиниан в огонь. Вытерпишь – блуди, не вытерпишь – будет тебя ждать вечный огонь». Залез в этот огонь и стоит, а она его ждет. Потом выходит и видит его горящим. Она с перепугу начала кричать и убежала от этой жути. И случилась с ней такая перемена сознания, что она оставила прежнюю жизнь, а оставшуюся закончила хорошо. Ее история не рассказывается подробно, но известно, что она вооружилась на свое прошлое и стала вести себя целомудренно.
Этот бедняга решил поменять пустыню на остров, чтобы пребывать в уединении и не общаться с людьми. Нашел какого-то рыбака и попросил перевезти его на остров. И поселился там, надеясь, что здесь его никто не найдет. Но случилось, что недалеко от того места разбился корабль и люди спасались на досках, на чем попало. И вот, приплыла к нему на такой доске молодая женщина, в чем мать родила. Мартиниан говорит: «Ну что же это такое? На земле такого не было. Даже на острове меня достали». Предложил ей остаться здесь. Рассказал, что раз в месяц рыбак привозит еду, а сам бросился в воду, вцепился в ту самую доску и начал грести подальше от этого места. Она живет на этом острове. Приплывает рыбак, приносит еду и предлагает ей вернуться в его лодке на большую землю, но она отказывается, желая жить вдалеке от людей. Кто-то из них Фотиния, кто-то Зоя. В общем, Мартиниан от этих женщин бегал всю жизнь и на суше и на море. А те, кто волей или неволей пытались вступить с ним в грех, становились подвижницами монахинями.
Вот вам история, которая имеет литературное отображение. Это факт. Это не придумаешь. Кто любит мелодрамы, детективы, триллеры и еще эротические триллеры – вот вам, все вместе. Больше ничего не нужно, там все есть. Только все чисто и правильно. То есть, без греха там не соблазнишься, только порадуешься, улыбнешься и пойдешь дальше.
Есть подобная история и с Марией Египетской. Блаженной Таисии рано умершие родители оставили большое наследство. Она без присмотра пошла направо и налево. И весть об этом дошла до одного человека, который о ней сильно переживал. Он пришел к ней и говорит служанке: «Доложи, что пришел некий человек». Таисия увидела его и подумала, что он, наверное, принес предложить драгоценности или захочет остаться на ночь. В разговоре он расположил ее к себе и сказал такие слова: «Пойдем, согрешим с тобою на улице». Она ответила, что стыдно, смотрят люди. В ответ услышала такие слова: «Ты думаешь, что Богу не видно, что ты творишь за стенами». Эти слова в его устах были такими сильными, что она сказала: «А что мне делать»? И он предложил ей, ничего не собирая в дорогу, тут же оставить все и пойти с ним. Они ушли и пришли в монастырь.
Таких историй было две. В одной из них, по дороге женщина умерла. Они шли, в пути их застала ночь. Чтобы не ложиться рядом, расположились на расстоянии брошенного камня. Утром он пришел ее будить и увидел бездыханное тело. Он сильно плакал, о душе погибшей, не покаявшейся овечки. А ему кто-то из святых сказал, что покаялась. Они видели, как ангелы стремительно несли на небо ее душу. Одной ночи слез ей хватило.
А другая история закончилась тем, что такая же женщина пришла в монастырь. Она спросила, как правильно молиться. И услышала в ответ, что нужно закрыться в кельи и так как своими устами она не имеет права призывать имя Христа, то нужно говорить так: «Ты, создавший меня, Ты и помилуй меня». Она долгие годы прожила в трудах и грехи ее отсохли от нее.


Протоиерей Андрей Ткачев