- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 607
- |
- Видео 2364
- |
- Мероприятия 0
Христос - главная тема Евангелия (1 часть) Протоиерей Андрей Ткачев Встреча в рамках образовательных чтений "Евангелие - инструкция к жизни."
Сегодня, дорогие христиане, мы должны взять на карандаш одну очень серьезную тему. А именно о том, что Христос принес нам в части Учения не так уж много нового. А все новое, что Он принес – Он Сам. Занимаясь нравственным Богословием или просто размышляем на разные темы морали, мы можем найти очень много параллельных мест между Евангелием и учением различных этических систем, вплоть до непризнающих существование Бога. Например, конфуцианство ничего не говорит о Боге, но тем не менее, задается вопросом, как жить на свете? И все, в конце концов, эллины, китайцы, естественно евреи до Нового Завета, приходят к мысли о том, чтобы не делать никому ничего такого, чего не желаешь себе. Есть две редакции этого тезиса. Первый положительный, а второй отрицательный. Положительный – делай другим, чего хочешь себе. Отрицательный – не делай другим, чего себе не хочешь. Это есть золотое правило нравственности. И оно универсальное, существующее и в Евангелие, и в книге Деяний Св. Апостолов, где о нем упоминается. Может, между тем, обрестись нами в книгах по нравственности. Например, в переписке Сенеки с Луцилием.
И некоторые могут сказать, что Христос не принес ничего нового, что такие же нравственные максимы даны в других этических системах. Это касается и других вещей. Например, смерти за веру. Тот же Конфуций говорил: «Когда веру гонят, появляются верующие». Потому что, когда за веру не гонят, то не понятно, кто верит, а кто нет. Здесь можно спрятаться, затесавшись в толпе.
Есть такой анекдот. Собрался народ на молитву и ждет, когда батюшка скажет: «Благословенно Царство…». Заходят люди в масках с автоматами и приказывают остаться только православным, а остальным уйти. И все ушли, кроме нескольких человек. Тогда пришедшие снимают маски и говорят: «Ну вот, верующие остались, можно молиться». Вы понимаете, что это шутка. Но здесь есть и правда нашей действительности. Когда за веру гонят, тогда есть верующие. Когда за веру не гонят, не притесняют, не точат на тебя нож, тогда не понятно на своем ли ты месте или забрел случайно. Может просто пришел от скуки на огонек. Может, понравились хорошо поющие люди. Для чего приходят в церковь? Послушать, например, красивое пение. Мотивы посещения церкви бывают очень разные, в плоть до самых диких: «Мне нравиться атмосфера, здесь хорошая аура». Говорят же такое. Вы сами это слышали, наверное, не раз.
Я это все говорю к тому, что если брать планку нравственных требований, то можем найти достаточно хороших, вполне параллельных Евангелию, вещей в других системах, включая совершенно не имеющих касания к христианству. Это, между прочим, о многом говорит. И когда мы начинаем разбираться в чем уникальность христианства и что такое особенное принес Христос, то, в общем-то, приходим к мысли, что Христос не принес нам какое-то новое учение. Учение Христово – это дело прекрасное, как и все, что с Ним связанно, но второе. А первое, что Он принес – пришел Сам. Все Евангелие заключается в такой, может быть, даже банальной фразе «Я пришел. Вы же ждали? Я пришел».
Он поэтому и пришел к своим, к тем, кто Его ждал. Язычники Его не ждали. Его ни китайцы не ждали, ни индусы, ни арабы, ни славяне. Вообще, Он никому не был нужен. Его ждал только один народ на земле, который тоже изрядно подпортил представление о Нем и составил себе некие ложные мысли о Нем, далеко ушедшие от того, каким Он был на самом деле. В Евангелие так и написано, что Он пришел к своим, но они Его не приняли. Здесь я давлю на кнопку антисемитизма, потому, что своими Он называет евреев. Если вы обижаетесь, что евреи для Него свои, то вы больной человек. Не мы, не славяне, для Него свои. Конечно, Он пришел для всех, но мы свои потом. А изначально Его ждал только один народ в мире – евреи. И больше никто не ждал. Все, что касается нас, описывается в случае с исцелением бесноватой девочки, дочери сирофиникиянки. Эту историю мы знаем из Евангелия.
Протоиерей Андрей Ткачев