Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Проповеди протоиерея Андрея Ткачева

«ЕВАНГЕЛИЕ. Инструкция к жизни», тема «Нравственное учение Евангелия: Нагорная проповедь Иисуса Христа» Протоиерей Андрей Ткачев 8.03.18

Здравствуйте. Дорогие братья и сестры. Мне трогательно видеть вас в таком большом количестве в столь поздний час. Это радует.

Я поздравляю женщин с международным Женским днем. Абстрагируемся от Клары Цеткин, Розы Люксембург, от всех историй связанных с праздником Пурим и проч. Я не любитель обо всем этом говорить. Потому, что давно уже отпочковалось первичное возникновение праздника от его нынешнего наполнения. И это просто лишний повод похвалить чистую невесту, послушную дочку, добрую бабушку, верную жену и всех тех, кто хочет такими быть. А мы с вами, так сказать, далеко не разбегаясь, не расшаркиваясь мыслями, действительно время позднее, будем говорить сегодня про Нагорную проповедь.

Первое, что хотелось бы сказать, это то, что главным образом учение Иисуса Христа было изложено Им в притчах. То есть, Он прямо говорил не так уж часто. Конечно, у Него есть прямые повеления. И все слова Христа, сказанные апостолам в повелительном наклонении – это, в общем-то, заповеди. Заповедями являются не только те десять, что даны были Моисею. Допустим, «приимите, ядите, сие есть Тело Мое» – это заповеди, прямая речь. Это не притчи, не аллегории. Но таких прямых обращений к ученикам у Христа было сравнительно немного.

Большой массив Его общения с людьми занимали притчи. Он мог их отдельно трактовать ученикам, которые спрашивали: «Что это значит? Объясни нам о плевелах в поле» и т. д. И Господь говорил им: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах». Но Он исполнял пророчество о Себе: «Отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». Поскольку Он сын Давидов – это Его мессианский титул. Помните, Его звали: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя». Так начинается Евангелие: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». Давид даже раньше поставлен. Сын Давидов, говорящий притчами, мудрейший всех на земле, Царь славы. Это некая сноска на Соломона. Потому, что Соломон сын Давида фактический, царь в Иерусалиме, богатый всякою премудростью и говоривший притчами. Христос тоже Сын Давидов, но не в таком прямом смысле, как Соломон, а имеющий к нему кровное родство. Это уже Его мессианский титул: «Сын Давидов, говорящий притчами, Царь Израиля, Краснейший доброту и паче сынов человеческих». Поэтому, Нагорная проповедь – это прямой текст, без всяких аллегорий, лишь с некоторыми небольшими переносными смыслами. Этим прямым текстом Христос начал Свою проповедническую деятельность. Потом, дальше, Он уже так строго и высоко говорил не каждый раз. Это такой суммированный нравственный кодекс обновленного человека.

Нагорная проповедь просто так в человека не вмещается. Она дается ему большим трудом и кровью на протяжении многих лет. Если честно говорить, то и десять ветхозаветных заповедей, они остаются какой-то трудно досягаемой высотой. Нет ни одного народа в мире, где бы исполнялась заповедь «не прелюбодействуй, не кради, не убивай, не пожелай…». То есть, даже эти вещи являются тяжелыми для исполнения. А Евангелие имеет силу проникать в самую глубину человеческой души и то, что мы будем читать и уже не раз читали, это те слова, которые пугают своей высотой. На фоне этих слов я всегда грешник.

Если сопоставлять Закон, который Моисей снес с Синая и Слово, произнесенное Господом на горе в Галилее, то по Моисеевому Закону, я в некоторых позициях, утверждаю, что являюсь праведником, а по Евангелию – не могу быть таковым. Например, Господь говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не убей; кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам: не гневайся на брата своего напрасно». Есть ли кто-нибудь из нас, имеющий счастье никого не убить, конечно, в расширенном понимании, не в буквальном, как Каин Авеля. Потому, что есть статья за доведение до самоубийства, есть, например, аборты, есть халатность на производстве, когда ты, вроде, никого не убивал, но так плохо закрепил какую-нибудь монтажную конструкцию, что там кто-то упал и разбился – это все связанно с этим. Можно лишить человека доброго имени. Например, украсть у него научную работу и выдать под своим именем, а он умрет через два месяца, потому что не выдержало сердце. Это тоже косвенные формы убийства.

Но даже если мы все-таки имеем чистую совесть в отношении этого вопроса и скажем, что никого не убивали, даже если очень дотошно посмотреть на эту заповедь, то уж совсем трудно найти человека, который скажет, что не виноват перед заповедью «не гневайся напрасно». Это гораздо труднее. Очевидно, это кратное повышение требований.

Точно так же касательно чистоты и целомудрия. То есть, мир всегда тонул в блуде и сегодня тонет в нем же, но даже если человек имеет право сказать: «Я не прелюбодействовал, я не нарушал чистоту супружеского ложа и в брак вступил девственником» – даже если такой чудный человек попадется нам на глаза, то даже ему будет трудно сказать, что он никогда не смотрел ни на кого с вожделением. У нас будет много поводов засомневаться. Если до сих пор я еще ему поверю, то уже дальше будет тяжело поверить. То есть, Евангелие проникает в человека очень глубоко и, в общем-то, пугает его и, если хотите, делает виноватым. Как говорит апостол Павел в Послании к Римлянам, что «…всех Бог заключил в неповиновении, чтобы всех помиловать». Чтобы милование и спасение было от Бога милующего, а не от твоих добрых дел. Поэтому, на фоне Евангелия человек блекнет. Всякая человеческая праведность никнет. Это, собственно, и хорошо – гордиться нечем.

Приходит человек на исповедь и начинает говорить о том, о том, о другом. Батюшка спрашивает: «Гордится нечем, да?». – «Да, батюшка, гордиться нечем».
Вот две позиции, где мы успели обговорить, что это прямая речь, а не притча, это прямое учение. И вещь очень тяжелая, на фоне которой, ты просто чувствуешь себя грешником. И так жить, как здесь написано, тяжело, хотя и возможно, но для этого нужно обновиться. «Обновиться обновлением всяческим» – как там тоже говориться. Господь говорит: «Будьте мудры, как змеи, просты, как голуби». И когда говориться про мудрость змеи, то один из отцов удивляется, почему именно змея, которая не очень приятная, страшная, ассоциирующаяся с искушением в Раю, претендует на мудрость.

Змея, на самом деле, очень часто меняет кожу. Вылазит из старого и обновляется. Может вы даже это и видели. Однажды, у одного знакомого, я видел в серпентарии (такие большие аквариумы без воды), как ползали всякие змейки среди набросанных разных всяких колючек, пытаясь зацепиться своей «одежкой» за эти шипы. И в какой-то момент они освобождались от своей кожи. Это очень интересное зрелище. Потом эта кожа лежит как снятый чулок, а змия остается как новенькая.

Вот в этом смысле человеку нужно постоянно меняться. И совершенно невозможно исполнить заповеди, например, с такой мысленной установкой: «Мне меняться поздно». На каком-то определенном этапе своей жизни, человек может сказать: «Я меняться уже не буду». По разным причинам, например: «Мне уже много лет». И нам с вами понятно, что одно дело трудиться над собой в 20 лет, и другое – в 70. Разные вещи. Глубоко ошибаются те, кто считает, что каяться и молиться нужно старикам. Как раз наоборот, старикам каяться и молиться очень трудно. Им трудно встать, трудно сесть, залезть в ванну, сходить за хлебом – какое там молиться. А молиться нужно молодому и сильному, который может поклоны бить, полночи не спать, а потом на работу пойти и не опоздать. Вот когда нужно молиться. Молодому это делать лучше.

Протоиерей Андрей Ткачев
Встреча в рамках образовательных лекций «ЕВАНГЕЛИЕ. Инструкция к жизни», тема «Нравственное учение Евангелия: Нагорная проповедь Иисуса Христа» (Москва). 1 часть. 8.03.2018 г..
См. продолжение, 2 часть

Огромное спасибо.

10 марта 2018 в 09:37

Спаси, Бог!

10 марта 2018 в 09:37

Благодарю, батюшка!

10 марта 2018 в 21:16

Спасибо вам. нам очень нужны ваши проповеди! Манера вести беседу воодушевляет, притягивает! Хочется слушать и слушать!!!! Господи. спаси и сохрани!

14 марта 2018 в 10:29

Спаси Господи отца Андрея и нас грешных! Так глубоко и доступно!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: