- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 607
- |
- Видео 2364
- |
- Мероприятия 0
Благословение на войну. Протоиерей Андрей Ткачев
Братья и сестры, здравствуйте! Мы будем читать по кусочку святые книги Ветхого Завета, поскольку это обширное море, а мы только ходим и мочим ноги по щиколотку по берегу этого моря. Сегодня мы почитаем следующее: Второзаконие, глава 20. Тут законы о войне. «Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль!» «Слушай, Израиль!» - это клич, который повторяется три раза в день каждым евреем, по идее, и продолжение там такое: «Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един». Это краткий еврейский символ веры. «И возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего, от всей души твоей, всею крепостью и всем разумением твоим». Это подтверждено и Господом Иисусом Христом, потому что в Евангелии от Марка говорится о том, что законник некий приступил к Нему и спросил, какая заповедь больше, и Господь сказал, что большая заповедь – «Слушай, Израиль…». Вот здесь это слово, «слушай, Израиль», имеет другое продолжение. «…вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас». Очевидно, тут некое оправдание капелланству, т.е. война – это дело Божье, как суд Божий есть, так и всякая война как некая неизбежность в гражданской и общественной жизни, как операция, например. Бывают случаи, когда не воевать нельзя. Лучше не воевать, но пацифстического сознания у христиан нет, христианское сознание – это сознание воинствующее, в некотором роде армейское. И мы относимся к боевым действиям как к некой болезненной неизбежности. И лучше всего воевать, когда существует некий священный долг и священное осознание своих обязанностей, когда народ имеет некую сакральную цель. Тогда война имеет некую святость, и эта святость определяет отношение к безоружным, отношение к добыче, к трофею, отношение к собственной смерти. И обязательно нужен священник, который выйдет, благословит и скажет: «Слушай, Израиль! Ты идешь на войну». И это то, что всегда было, и то, что сейчас возвращается в нашу жизнь, потому что без воин человечество никогда не жило и вряд ли будет жить, они просто меняют свой характер, и мы видим здесь некие законы о войне. Их довольно много, они разбросаны по Писанию, допустим, запрет на пользование заклятым. Скажем, для того, чтобы быть успешным в боевых действиях, нужно, чтобы мотивом воюющих не была корысть. Писание оговаривает, что это не бери, это не бери, это не бери, а если возьмешь, то отступает Господь от человека, потому что Бог разбойникам не помощник, Бог не помощник ворам, Бог не помощник мародерам, Бог не помощник палачам и садистам, которые пытают и мучают людей, попавших в ним в плен. Это все оговаривается в Писании. Как поступать с женщиной, которая понравилась тебе, и ты хочешь взять ее в жены. Не просто изнасиловать и бросить в хате разоренной, а именно если она понравилась тебе, и ты хочешь поступить с ней по-человечески. Все это говорится там, и в частности начинается с того, что священник выходит и благословляет этих людей именем Господним, но здесь еще очень интересная вещь, я несколько продлю сегодняшнюю речь, потому что она очень важная. «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его; и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее». Три категории людей изображены: построивший дом и не поселившийся в нем, посадивший виноградник и не собравший первых плодов и обручившийся в женщиной, но не взявший ее в жены. Для таких людей смерть невыносимо страшна, она печальна особо, поэтому эти три категории людей избавляются от военной обязанности. Такой странный закон, полный человеколюбия. Тогда воевали все, не было регулярной армии, и в бой шел всякий молодой человек, начиная с некоторого возраста, могущий поднимать меч или воевать тем, чем работали – серпом, топором, вилами, тем, что в руках держали. И наконец последнее, что здесь в законе о войне говорится: «Если кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце». Потому что один запаникует, закричит, побежит, и волей-неволей увлечет за собой всех остальных убегать, поэтому паникера нужно расстреливать первым, это всем известно. Предателя, паникера, провокатора нужно ставить к стенке в военное время без разговоров. Вот здесь оговаривается это. Если ты трус, если ты боишься так, что чувствуешь – из тебя толку мало, то выйди тоже. Не женившиеся, не вошедшие в дом, не взявшие первых гроздей с виноградников и трусы – выйдите и не мешайте, а все остальные останьтесь. Вот такие интересные законы о войне, оказывается, это все тоже подзаконно, такие сложные вещи как вооруженные столкновения и всякие эти неприятности, они тоже имеют религиозный компонент, на них тоже можно смотреть под религиозным углом зрения. Это говорит нам о том, что и капелланская служба, и религиозное образование в войсках и вообще вопрос веры для воюющих – это основополагающая вещь для того, чтобы люди, даже воюя, оставались людьми. Мы довольно много сегодня поговорили, поэтому будем заканчивать, а потом будет еще много чего интересного.
Протоиерей Андрей Ткачев
..).. Сергий, Чеширский Крокодил, дорогой брат, я рад что Вы ответили,"...блаженны алкающие и жаждающие правды, ибо они насытятся.." как Вы думаете откуда я это взял, и что это означает?
Александр, )), как Вы можете быть братом во Христе, если Вас обличили в явном лукавстве - а Вы при этом скользко-"благочестиво" переводите разговор на другую, благочестивую тему ? Честно бы обсудили, без подобных уверток и искусственно притянутых цитат - может, и были бы братом. )) ... ) ...
Всех спаси Господи. Да. Война, военные конфликты это серьзное испытание человеку. И во время войны и после... Память человека имеет свойства накапливать прожитую жизь. Но дни войны, смертей и гибели накрывает память довоенных событий. И наиболее яркие, значительные дни смертельной опасности, на г...
Развернуть
Всех спаси Господи. Да. Война, военные конфликты это серьзное испытание человеку. И во время войны и после... Память человека имеет свойства накапливать прожитую жизь. Но дни войны, смертей и гибели накрывает память довоенных событий. И наиболее яркие, значительные дни смертельной опасности, на грани жизни и смерти, стирает части прошлого о довоенных товарищах, знакомых, даже о детстве. И ты помнишь отрывки частей прошлого, даже и лица иногда стираются. Но на всю жизнь останется в памяти война. Будет на неё тянуть обратно, ибо там честнее, чище и понятливей, несмотря на гибельность, там видно подлеца сразу. Делится жизнь такого человека на "до войны" и "после войны". И нужны годы жизни, чтобы хоть что то забыть, чтобы прекратились сны... Кто воевал видно его за киллометр. Особенно по взгляду. На всю жизнь у всех воевавших одни глаза. По ним видно, что человек убивал людей и хоронил товарищей. Немногословность, надежность и нет неверующего в Господа ветерана боевых действий. К Господу приходят все: и живые и мертвые. Слава солдатам, офицерам, прапорщикам и мичманам, генералам и адмиралам и погибшим и живым. Слава Верховному Главнокомандущему, Президенту России Путину Владимиру Владимровичу за то, что прекратил нескончаемую войну, слава Президенту за то, что перестали гибнуть русские солдаты и прекратил слёзы войны, слава Ему за мир и восстановление спокойствия в России, слава Президенту, что каждый месяц Он направляет всем воевавшим за Родину- боевые, чтобы могли они выпить и немножко закусить, у многих эта единственная возможность. Дай Господи наш и Владыка, здоровья и долголетия Владимиру Владимировичу Путину. Многая лета, многая лета, многая лета Великому Рабу Божьему Владимиру Владимировичу Путину и Его семье, и Его детям, и Его внукам, и Его родителям и всем его сродникам по крови. Аминь
Свернуть
Дорогие братья и сестры, приветствую Вас миром и любовью Господа нашего Иисуса Христа. Я позволю себе не согласится с О. Андреем. Рассматривая этот вопрос в свете книг Нового завета, Христос не когда не призывал участвовать в каких либо конфликтах и тем более военных. Наоборот, "... взявший в ру...
Развернуть
Дорогие братья и сестры, приветствую Вас миром и любовью Господа нашего Иисуса Христа. Я позволю себе не согласится с О. Андреем. Рассматривая этот вопрос в свете книг Нового завета, Христос не когда не призывал участвовать в каких либо конфликтах и тем более военных. Наоборот, "... взявший в руки меч от меча и погибнет..." "....блаженны миротворцы ибо они нарекутся сынами Божьими..". А также в учениях апостолов "...наша брань (война), не против крови и плоти, а против сил тьмы...". То есть речь идет о духовной войне. В ветхозаветное время, Бог сам руководил военными действиями, на то была Его воля во спасение человечества, так как он знает конец от начала и каждое сердце человека. Войны современные и последних столетий, не от Бога, а от князя мира сего. Который искушал Христа 40 дней в пустыне "... и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишся мне..." Оказывается ему принадлежат все царства мира. И в современных войнах, правила ведения войны установленные в ветхозаветные времена Богом, не применяются. Если Вы Православные Христиане, следуйте учению Христа. " Тогда сказал иисус уверовавшим в Него.... : если пребудете в слове моем, то вы истинно мои ученики, и познаете истину, и истина сделает Вас свободными". Евангелие от Иоанна 8 гл. 31, 32 ст.
Свернуть
Александр -
" Я позволю себе не согласится с О. Андреем. Рассматривая этот вопрос в свете книг Нового завета, Христос не когда не призывал участвовать в каких либо конфликтах и тем более военных. "
Осипов Алексей Ильич - Профессор Московской Духовной Академии
Мф. 10:34-37
«Не думайте, что Я пр...
Развернуть
Александр -
" Я позволю себе не согласится с О. Андреем. Рассматривая этот вопрос в свете книг Нового завета, Христос не когда не призывал участвовать в каких либо конфликтах и тем более военных. "
Осипов Алексей Ильич - Профессор Московской Духовной Академии
Мф. 10:34-37
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его».
Речь здесь идёт не о мире между народами, и не о мече кровавых войн и насилий, но о той «войне», которая с пришествием Христа и проповедью Его Евангелия приобрела особенно напряжённый характер внутри душ человеческих, и затем, естественно, вылилась и во внешнюю жизнь. На Христа и Его последователей опустился страшный меч гонений, о котором пророчествовал ещё праведный Симеон, держа на своих руках Богомладенца: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2:34).
Духовную причину этого «меча» точно выразил Достоевский: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».
Этот «меч» нередко приходит и в семью, когда он поднимается на принявшего веру, нарушая её мир.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. В Евангелии от Луки эта мысль выражена еще более сильно: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк.14:26).
Эти слова говорят, конечно, не об отказе любви к родным, и тем более не о ненависти, злобе к ним, но о смысле человеческой жизни, о том, что́ в ней первично, а что́ вторично. Например, понятно, когда началась война, то сын при всей любви к матери, умоляющей его остаться, должен идти. Верность родине, совесть, долг в данном случае являются приоритетной ценностью. Такая же ненависть=любовь к родным подразумевается и в словах Христа: прежде всего, любовь к Богу, то есть верность Истине, а не преходящим чувствам земной жизни.
Но, говоря об этом, Господь в то же время ободряет своих верных учеников: се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28:20).
Официальный сайт - https://alexey-osipov.ru/faq/obyasnenie-evangeliya-ot-matfeya/i-vragi-chelove...
Мф.24:6
1 И выйдя, Иисус шёл от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2 Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 всё же это – начало болезней.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13 претерпевший же до конца спасётся.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, –
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
Евангелие от Луки 14 глава
3 По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?
31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силён ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
32 Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство просить о мире.
33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
34 Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить её?
35 ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают её. Кто имеет уши слышать, да слышит!
От Луки святое благовествование
Глава 21
7 И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?
8 Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
10 Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;
11 будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.
12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;
13 будет же это вам для свидетельства.
14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,
15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;
17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
18 но и волос с головы вашей не пропадет, —
19 терпением вашим спасайте души ваши.
20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:
21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,
22 потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
23 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:
Лк.21:23
24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
25 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26 люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
27 и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
Свернуть
Дорогие братья и сестры, приветствую Вас миром и любовью Господа нашего Иисуса Христа. Я позволю себе не согласится с О. Андреем. Рассматривая этот вопрос в свете книг Нового завета, Христос не когда не призывал участвовать в каких либо конфликтах и тем более военных. Наоборот, "... взявший в ру...
Развернуть
Дорогие братья и сестры, приветствую Вас миром и любовью Господа нашего Иисуса Христа. Я позволю себе не согласится с О. Андреем. Рассматривая этот вопрос в свете книг Нового завета, Христос не когда не призывал участвовать в каких либо конфликтах и тем более военных. Наоборот, "... взявший в руки меч от меча и погибнет..." "....блаженны миротворцы ибо они нарекутся сынами Божьими..". А также в учениях апостолов "...наша брань (война), не против крови и плоти, а против сил тьмы...". То есть речь идет о духовной войне. В ветхозаветное время, Бог сам руководил военными действиями, на то была Его воля во спасение человечества, так как он знает конец от начала и каждое сердце человека. Войны современные и последних столетий, не от Бога, а от князя мира сего. Который искушал Христа 40 дней в пустыне "... и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишся мне..." Оказывается ему принадлежат все царства мира. И в современных войнах, правила ведения войны установленные в ветхозаветные времена Богом, не применяются. Если Вы Православные Христиане, следуйте учению Христа. " Тогда сказал иисус уверовавшим в Него.... : если пребудете в слове моем, то вы истинно мои ученики, и познаете истину, и истина сделает Вас свободными". Евангелие от Иоанна 8 гл. 31, 32 ст.
Свернуть
Александр - " А также в учениях апостолов "
Откровение Иоанна
12 глава
7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9 И низвержен был великий дракон, древний змей, называ...
Развернуть
Александр - " А также в учениях апостолов "
Откровение Иоанна
12 глава
7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9 И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
12 Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
13 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.
14 И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню, в своё место, от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.
15 И пустил змей из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь её рекою.
16 Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.
17 И рассвирепел дракон на жену, и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
13 глава
1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его – имена богохульные.
2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,
4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем.
8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
9 Кто имеет ухо, да слышит.
10 Кто ведет в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.
Свернуть
Дорогие братья и сестры, приветствую Вас миром и любовью Господа нашего Иисуса Христа. Я позволю себе не согласится с О. Андреем. Рассматривая этот вопрос в свете книг Нового завета, Христос не когда не призывал участвовать в каких либо конфликтах и тем более военных. Наоборот, "... взявший в ру...
Развернуть
Дорогие братья и сестры, приветствую Вас миром и любовью Господа нашего Иисуса Христа. Я позволю себе не согласится с О. Андреем. Рассматривая этот вопрос в свете книг Нового завета, Христос не когда не призывал участвовать в каких либо конфликтах и тем более военных. Наоборот, "... взявший в руки меч от меча и погибнет..." "....блаженны миротворцы ибо они нарекутся сынами Божьими..". А также в учениях апостолов "...наша брань (война), не против крови и плоти, а против сил тьмы...". То есть речь идет о духовной войне. В ветхозаветное время, Бог сам руководил военными действиями, на то была Его воля во спасение человечества, так как он знает конец от начала и каждое сердце человека. Войны современные и последних столетий, не от Бога, а от князя мира сего. Который искушал Христа 40 дней в пустыне "... и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишся мне..." Оказывается ему принадлежат все царства мира. И в современных войнах, правила ведения войны установленные в ветхозаветные времена Богом, не применяются. Если Вы Православные Христиане, следуйте учению Христа. " Тогда сказал иисус уверовавшим в Него.... : если пребудете в слове моем, то вы истинно мои ученики, и познаете истину, и истина сделает Вас свободными". Евангелие от Иоанна 8 гл. 31, 32 ст.
Свернуть
Александр -
" Если Вы Православные Христиане, следуйте учению Христа. "
Все верно, мы и следуем Учению Христа так, как нас учит наша Русская Православная Церковь -
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russkoj-...
Развернуть
Александр -
" Если Вы Православные Христиане, следуйте учению Христа. "
Все верно, мы и следуем Учению Христа так, как нас учит наша Русская Православная Церковь -
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russkoj-pr...
VIII. Война и мир
VIII.1.
Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества – братоубийственной ненависти (Быт.4:3–12). Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк.13:7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр.16:16). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, – греховное злоупотребление богоданной свободой, «ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19).
Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. «Не убий», – гласит закон Моисеев (Исх.20:13). В Ветхом Завете, как и во всех древних религиях, кровь имеет священный характер, поскольку кровь – это жизнь (Лев.17:11–14). «Кровь оскверняет землю», – говорит Священное Писание. Но тот же библейский текст предостерегает обращающихся к насилию: «Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее»(Чис.35:33).
VIII.2.
Неся людям благую весть примирения (Рим.10:15), но находясь в «мире сем», который пребывает во зле (1Ин.5:19) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).
Когда святой равноапостольный Кирилл был послан Патриархом Константинопольским на евангельскую проповедь и прибыл в столицу сарацин, с ним вступили в спор о вере ученые последователи Магомета. Между прочими вопросами задали ему такой: «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, – бьющим в ланиту подставлять и другую, – а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?» Выслушав cиe, святой Кирилл спросил у совопросников своих: «если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона – тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?» Когда агаряне сказали, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди, то святой проповедник продолжал: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин.15:13). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом».
VIII.3.
«Взявшие меч, мечем погибнут» (Мф.26:52), – в этих словах Спасителя находит обоснование идея справедливой войны. С христианской точки зрения, понятие нравственной правды в международных отношениях должно опираться на следующие основные принципы: любовь к своим ближним, своему народу и Отечеству; понимание нужд других народов; убеждение в том, что благу своего народа невозможно служить безнравственными средствами. Эти три принципа определили нравственные границы войны, которые были выработаны христианским миром в Средние века, когда, применяясь к реальной ситуации, люди пытались обуздать стихию военного насилия. Уже тогда существовала убежденность, что война должна вестись по определенным правилам, что и сражающийся человек не должен терять своего нравственного облика, забывая, что его противник – такой же человек, как и он сам.
Выработка высоких правовых норм в международных отношениях была бы невозможна без того нравственного воздействия, которое оказало христианство на умы и сердца людей. Требования справедливости в войне на деле далеко не часто удовлетворялись, но сама постановка вопроса о справедливости порой удерживала воюющих людей от чрезмерной жестокости.
В западной христианской традиции, восходящей к блаженному Августину, при определении справедливости войны обычно приводят ряд факторов, которые обусловливают допустимость начала войны на своей или чужой территории. К их числу можно отнести следующие:
· войну следует объявлять ради восстановления справедливости;
· войну имеет право объявить только законная власть;
· право на использование силы должно принадлежать не отдельным лицам или группам лиц, а представителям гражданских властей, установленных свыше;
· война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства для ведения переговоров с противной стороной и восстановления исходной ситуации;
· войну следует объявлять только в том случае, если имеются вполне обоснованные надежды на достижение поставленных целей;
· планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны (принцип пропорциональности средств);
· во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций;
· войну можно оправдать только стремлением восстановить мир и порядок.
В нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии (см. XV. 1). В связи с этим вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала.
Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам. Даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика. Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью (1Ин.2:16) и прочими порождениями ада. Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих. «Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем», – говорит Священное Писание (Сир.8:8). Гуманное отношение к раненым и пленным у христиан основывается на словах апостола Павла: «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»(Рим.12:20–21).
VIII.4.
В иконографии святого Георгия Победоносца черный змий попирается копытами коня, который всегда изображается ярко-белым. Этим наглядно показывается: зло и борьба с ним должны быть абсолютно разделены, ибо, борясь с грехом, важно не приобщиться к нему. Во всех жизненных ситуациях, связанных с необходимостью применения силы, сердце человека не должно оказываться во власти недобрых чувств, роднящих его с нечистыми духами и уподобляющих им. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы. Такой взгляд, утверждая в отношениях между людьми главенство любви, решительно отвергает идею непротивления злу силою. Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было.
В связи с этим Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Соглашения о сотрудничестве с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, заключенные Русской Православной Церковью, открывают большие возможности для преодоления искусственно созданных средостений, для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения отечеству. Православные пастыри – как несущие особое послушание в войсках, так и служащие в монастырях или на приходах – призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их нравственном состоянии.
VIII.5.
В основе христианского понимания мира лежат обетования Божии, засвидетельствованные в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. Эти обетования, придающие подлинный смысл истории, начали исполняться в Иисусе Христе. Для Его последователей мир является благодатным даром Божиим, о котором мы молимся и которого испрашиваем у Господа для себя и для всех людей. Библейское понимание мира значительно шире политического. Святой апостол Павел указывает, что «мир Божий… превыше всякого ума» (Флп.4:7). Он несравненно выше того мира, который люди способны создавать собственными усилиями. Мир человека с Богом, с самим собой и с другими людьми – неотделимы друг от друга.
У ветхозаветных пророков мир изображается как состояние, завершающее историю: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком… Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6–9). Этот эсхатологический идеал связан с откровением Мессии, имя Которого – Князь мира (Ис.9:6). Война и насилие исчезнут с Земли: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2:4). Впрочем, мир – это не только дар Господа, но и задача человечества. Библия дает надежду на осуществление мира с помощью Божией уже в пределах нынешнего земного существования.
По свидетельству святого пророка Исаии, мир есть плод правды (Ис.32:17). Священное Писание говорит и о правде Божией, и о правде человеческой. Обе они имеют отношение к завету, который Бог заключил с избранным народом (Иер.31:35). В этом контексте правда преимущественно понимается как верность союзническим отношениям. Насколько люди нарушают союз с Богом, то есть насколько они неправедны, настолько они лишаются плода правды – мира. В то же время одним из основных элементов Синайского законодательства было требование справедливого отношения к ближнему. Заповеди закона имели целью не обременительное ограничение свободы личности, но построение жизни общества на принципе справедливости для достижения относительного мира, порядка и спокойствия. Для Израиля это означало, что мир в общественной жизни осуществляется не сам собою, в силу неких естественных закономерностей, но он возможен, во-первых, как дар Божественной правды, и, во-вторых, как плод религиозных усилий человека, то есть его верности Богу. Там, где люди благодарно ответят верностью на правду Божию, там «милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс.84:11). Впрочем, история Ветхого Завета дает множество примеров неверности и греховной неблагодарности избранного народа. Это дает повод пророку Иеремии указать на причину отсутствия мира в Израиле, в котором постоянно слышится: ««мир! мир!», а мира нет»(Иер.6:14). Пророческий призыв к покаянию звучит как песнь верности правде Божией. Несмотря на грехи народа, Бог дает обетование заключить с ним «новый завет» (Иер.31:31).
Мир в Новом Завете, как и в Ветхом, рассматривается как дар Божией любви. Он тождествен эсхатологическому спасению. Вневременность мира, возвещенного пророками, особенно явно видна в Евангелии от Иоанна. В истории продолжает царствовать скорбь, но во Христе верующие имеют мир (Ин.14:27:16, 33). Мир в Новом Завете есть нормальное благодатное состояние человеческой души, освобожденной от рабства греху. Именно об этом говорят пожелания «благодати и мира» в начале посланий святого апостола Павла. Этот мир – дар Святого Духа (Рим.15:13; Гал.5:22). Состояние примиренности с Богом есть нормальное состояние твари, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор.14:33). Психологически это состояние выражается во внутреннем порядке души, когда радость и мир в вере (Рим.15:13) становятся почти синонимами.
Мир, по благодати Божией, характеризует жизнь Церкви во внутреннем и внешнем аспектах. Но, разумеется, благодатный дар мира зависит и от человеческих усилий. Дары Духа Святого проявляются лишь там, где существует встречное движение человеческого сердца, покаянно устремленного к правде Божией. Дар мира обнаруживает себя, когда христиане стремятся к его стяжанию, «непрестанно памятуя… дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа»(1Сол.1:3). Устремления к миру каждого отдельного члена тела Христова должны быть независимы от времени и от условий жизни. Угодные Господу, (Мф.5:9), они приносят плоды, где бы и когда бы ни совершались. Мир, как дар Божий, преображающий внутреннего человека, должен проявляться и вовне. Его следует сохранять и возгревать (2Тим.1:6), а потому миротворчество становится задачей Церкви Христовой: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18); старайтесь «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:3). Новозаветный призыв к миротворчеству опирается на личный пример Спасителя и Его учение. И если заповеди о непротивлении злому (Мф.5:39), любви к врагам (Мф.5:44) и прощении (Мф.6:14–15) обращены прежде всего к личности, то заповедь о миротворчестве – «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9) – имеет непосредственное отношение к социальной этике.
Русская Православная Церковь стремится осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в международном масштабе, стараясь разрешить различные противоречия и привести к согласию народы, этнические группы, правительства, политические силы. Для этого она обращает свое слово к власть имущим и другим влиятельным слоям общества, а также прилагает усилия для организации переговоров враждующих сторон и для оказания помощи страждущим. Церковь также противостоит пропаганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать братоубийственные столкновения.
Свернуть
Американский фильм "По соображениям совести" хорошо раскрывает эту тему, на мой взгляд... Режиссёр католик. Мел Гибсон. Рекомендую! Отец Андрей смотрел его, наверняка.