Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Проповеди протоиерея Андрея Ткачева

Благословение на войну. Протоиерей Андрей Ткачев

Братья и сестры, здравствуйте! Мы будем читать по кусочку святые книги Ветхого Завета, поскольку это обширное море, а мы только ходим и мочим ноги по щиколотку по берегу этого моря. Сегодня мы почитаем следующее: Второзаконие, глава 20. Тут законы о войне. «Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль!» «Слушай, Израиль!» - это клич, который повторяется три раза в день каждым евреем, по идее, и продолжение там такое: «Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един». Это краткий еврейский символ веры. «И возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего, от всей души твоей, всею крепостью и всем разумением твоим». Это подтверждено и Господом Иисусом Христом, потому что в Евангелии от Марка говорится о том, что законник некий приступил к Нему и спросил, какая заповедь больше, и Господь сказал, что большая заповедь – «Слушай, Израиль…». Вот здесь это слово, «слушай, Израиль», имеет другое продолжение. «…вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас». Очевидно, тут некое оправдание капелланству, т.е. война – это дело Божье, как суд Божий есть, так и всякая война как некая неизбежность в гражданской и общественной жизни, как операция, например. Бывают случаи, когда не воевать нельзя. Лучше не воевать, но пацифстического сознания у христиан нет, христианское сознание – это сознание воинствующее, в некотором роде армейское. И мы относимся к боевым действиям как к некой болезненной неизбежности. И лучше всего воевать, когда существует некий священный долг и священное осознание своих обязанностей, когда народ имеет некую сакральную цель. Тогда война имеет некую святость, и эта святость определяет отношение к безоружным, отношение к добыче, к трофею, отношение к собственной смерти. И обязательно нужен священник, который выйдет, благословит и скажет: «Слушай, Израиль! Ты идешь на войну». И это то, что всегда было, и то, что сейчас возвращается в нашу жизнь, потому что без воин человечество никогда не жило и вряд ли будет жить, они просто меняют свой характер, и мы видим здесь некие законы о войне. Их довольно много, они разбросаны по Писанию, допустим, запрет на пользование заклятым. Скажем, для того, чтобы быть успешным в боевых действиях, нужно, чтобы мотивом воюющих не была корысть. Писание оговаривает, что это не бери, это не бери, это не бери, а если возьмешь, то отступает Господь от человека, потому что Бог разбойникам не помощник, Бог не помощник ворам, Бог не помощник мародерам, Бог не помощник палачам и садистам, которые пытают и мучают людей, попавших в ним в плен. Это все оговаривается в Писании. Как поступать с женщиной, которая понравилась тебе, и ты хочешь взять ее в жены. Не просто изнасиловать и бросить в хате разоренной, а именно если она понравилась тебе, и ты хочешь поступить с ней по-человечески. Все это говорится там, и в частности начинается с того, что священник выходит и благословляет этих людей именем Господним, но здесь еще очень интересная вещь, я несколько продлю сегодняшнюю речь, потому что она очень важная. «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его; и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее». Три категории людей изображены: построивший дом и не поселившийся в нем, посадивший виноградник и не собравший первых плодов и обручившийся в женщиной, но не взявший ее в жены. Для таких людей смерть невыносимо страшна, она печальна особо, поэтому эти три категории людей избавляются от военной обязанности. Такой странный закон, полный человеколюбия. Тогда воевали все, не было регулярной армии, и в бой шел всякий молодой человек, начиная с некоторого возраста, могущий поднимать меч или воевать тем, чем работали – серпом, топором, вилами, тем, что в руках держали. И наконец последнее, что здесь в законе о войне говорится: «Если кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце». Потому что один запаникует, закричит, побежит, и волей-неволей увлечет за собой всех остальных убегать, поэтому паникера нужно расстреливать первым, это всем известно. Предателя, паникера, провокатора нужно ставить к стенке в военное время без разговоров. Вот здесь оговаривается это. Если ты трус, если ты боишься так, что чувствуешь – из тебя толку мало, то выйди тоже. Не женившиеся, не вошедшие в дом, не взявшие первых гроздей с виноградников и трусы – выйдите и не мешайте, а все остальные останьтесь. Вот такие интересные законы о войне, оказывается, это все тоже подзаконно, такие сложные вещи как вооруженные столкновения и всякие эти неприятности, они тоже имеют религиозный компонент, на них тоже можно смотреть под религиозным углом зрения. Это говорит нам о том, что и капелланская служба, и религиозное образование в войсках и вообще вопрос веры для воюющих – это основополагающая вещь для того, чтобы люди, даже воюя, оставались людьми. Мы довольно много сегодня поговорили, поэтому будем заканчивать, а потом будет еще много чего интересного.

Протоиерей Андрей Ткачев

Посмотреть предыдущие комментарии
12 июля 2020 в 16:44
Александр# 25 сентября 2019 в 19:37

..).. Сергий, Чеширский Крокодил, дорогой брат, я рад что Вы ответили,"...блаженны алкающие и жаждающие правды, ибо они насытятся.." как Вы думаете откуда я это взял, и что это означает?

Александр, )), как Вы можете быть братом во Христе, если Вас обличили в явном лукавстве - а Вы при этом скользко-"благочестиво" переводите разговор на другую, благочестивую тему ? Честно бы обсудили, без подобных уверток и искусственно притянутых цитат - может, и были бы братом. )) ... ) ...

12 июля 2020 в 20:29

Всех спаси Господи. Да. Война, военные конфликты это серьзное испытание человеку. И во время войны и после... Память человека имеет свойства накапливать прожитую жизь. Но дни войны, смертей и гибели накрывает память довоенных событий. И наиболее яркие, значительные дни смертельной опасности, на г...

Развернуть

13 июля 2020 в 13:55
Александр# 24 сентября 2019 в 13:23

Дорогие братья и сестры, приветствую Вас миром и любовью Господа нашего Иисуса Христа. Я позволю себе не согласится с О. Андреем. Рассматривая этот вопрос в свете книг Нового завета, Христос не когда не призывал участвовать в каких либо конфликтах и тем более военных. Наоборот, "... взявший в ру...

Развернуть

Александр -


" Я позволю себе не согласится с О. Андреем. Рассматривая этот вопрос в свете книг Нового завета, Христос не когда не призывал участвовать в каких либо конфликтах и тем более военных. "


Осипов Алексей Ильич - Профессор Московской Духовной Академии


Мф. 10:34-37


«Не думайте, что Я пр...

Развернуть

13 июля 2020 в 13:57
Александр# 24 сентября 2019 в 13:23

Дорогие братья и сестры, приветствую Вас миром и любовью Господа нашего Иисуса Христа. Я позволю себе не согласится с О. Андреем. Рассматривая этот вопрос в свете книг Нового завета, Христос не когда не призывал участвовать в каких либо конфликтах и тем более военных. Наоборот, "... взявший в ру...

Развернуть

Александр - " А также в учениях апостолов "


Откровение Иоанна


12 глава
7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9 И низвержен был великий дракон, древний змей, называ...

Развернуть

13 июля 2020 в 14:06
Александр# 24 сентября 2019 в 13:23

Дорогие братья и сестры, приветствую Вас миром и любовью Господа нашего Иисуса Христа. Я позволю себе не согласится с О. Андреем. Рассматривая этот вопрос в свете книг Нового завета, Христос не когда не призывал участвовать в каких либо конфликтах и тем более военных. Наоборот, "... взявший в ру...

Развернуть

Александр -


" Если Вы Православные Христиане, следуйте учению Христа. "


Все верно, мы и следуем Учению Христа так, как нас учит наша Русская Православная Церковь -


Основы социальной концепции Русской Православной Церкви


https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russkoj-...

Развернуть

21 апреля 2021 в 13:36

Американский фильм "По соображениям совести" хорошо раскрывает эту тему, на мой взгляд... Режиссёр католик. Мел Гибсон. Рекомендую! Отец Андрей смотрел его, наверняка.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности