Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Проповеди протоиерея Андрея Ткачева

Деньги и время. Андрей Ткачев Протоиерей. Проповедь 21 02 18

Сегодня, братья и сестры, я хотел бы сказать вам вот что. Есть две нехватки в жизни человека – это время и деньги. Кого ни спроси, все ответят, что в основном не хватает этих двух вещей. Люди из-за ритма жизни или из-за суетности, или расхлябанности, объективно и субъективно, ничего не успевают. Некоторые говорят, что работали бы 24 часа в сутки, если бы могли выспаться за пол часа. Но надо достаточно спать, отдавая должное природе.

Человеку не хватает времени. Жизнь пролетает быстро, особенно у тех, кто делает что-то полезное. И денег не хватает. Причем, денег не хватает всем. И тем, кто совсем бедные, и тем, которые зависли в серединке, и тем, которые очень богаты. Потому что, как говорит Соломон: «умножается серебро, умножается потребляющий его». И при появлении больших достатков, возникает больше нужд. Должно быть понятно каждому, что завидовать здесь нечему.
И вот в Великом посту, странным образом человек может быть чуть-чуть богаче временем и чуть-чуть богаче деньгами. Вообще, в посту христианам заповедуется творить милостыню выше обычной. Именно потому, что на себя человек в это время тратит меньше.

Как вы сами понимаете, раньше не было холодильников, и на Востоке нет холодных погребов. Все что можно было сохранить из пищи – зерно, мед, сухофрукты, что-нибудь такое, – в темном, сухом, прохладном месте. Но не более того. А чтобы хранить мясо, рыбу, зелень, овощи – такого раньше не было. Все что можно есть свежее, покупали на базаре каждый день. Женщины каждый день ходили к колодцу, и каждый день ходили на базар. И вот в посту, когда люди ели простое – поставили на стол миску сухарей и кувшин с водой, вот и вся еда и не нужно ходить на базар, и денег естественным образом чуть-чуть больше появилось, потому что они не тратились. Это оставшееся, не потраченное нужно было двояким способом разделять: либо отдавать тем, кто нищенствует, либо отложить в кубышку, т. е., сберечь себе на будущее. И постепенно, день за днем, до окончания поста человек чувствует себя не богатым, конечно, но ощущающим прибыток в кармане.

Заметьте еще одно. Соломон говорит, что «все труды человека для рта его, а душа остается голодной». Эти слова характерны для всего человечества на все времена. Что такое – поесть? Это значит, заработать деньги, чтобы купить. Посмотрите сколько транспортных средств возле супермаркетов, которые приезжают регулярно закупаться. Посмотрите, сколько закупают и тащат тачками к багажникам? Заработали, купили, привезли. Потом это все нужно распаковать и приготовить – женское плиточное кухонное рабство никто не отменял.
При Советской власти, в 20-ых годах были плакаты, гласившие: «Освободим женщину от кухонной работы! Женщина не рабыня у плиты!». Предполагалось, что население будет питаться в рабочих столовых, кафе, ресторанах. Потому и кухни в хрущевках строили малометражные. Если вдуматься, в этом есть какое-то разумное зерно. Женщина действительно очень много времени за свою жизнь стоит у плиты. Сегодня ей немного легче, благодаря научно-техническому прогрессу. А раньше, когда нужно было сначала наколоть дров и многое другое, – это было рабство. И вдруг в посту человек становится свободным. На столе сухари и вода, а очаг погашен. И вот в посту, когда не нужно ни покупать, ни привозить домой, ни варить, ни мыть после себя, естественным образом возникает лишняя копейка в кармане и два, три часа свободного времени. Человек освобождается от всего. И это открытие, это откровение рождает две вещи: у одних появляется радость, у других возникает паника. Те, которые хотят быть свободными и молиться больше, – радуются. А есть люди, их большое количество, впадающие в панику от того, что не знают чем заниматься в эти свободные часы.

Человеку бывает очень страшно остаться без привычного занятия. Как говорил один из наших родных писателей, что человек согласен заниматься чем угодно, только не истиной. Когда вдруг человек обнаруживает себя не занятым, а молиться не умеет, он начинает паниковать и сходить с ума. Проверьте себя по этому критерию.
Протоиерей Андрей Ткачев

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Православие.Ru

    Сообщество