- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 607
- |
- Видео 2364
- |
- Мероприятия 0
Прощеное Воскресение/Проповедь перед началом Великого Поста 18.02.18./Протоиерей Андрей Ткачев
Вступая в Великий пост, я хочу вспомнить несколько моментов из Писания, которое мы сегодня читали. Это совершенно конкретные рекомендации для каждого человека, включая нас с вами.
Итак, вот что пишет апостол Павел: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его».
Постятся не все. Кто поститься – постятся по-разному. Одни, по здоровью, постятся с молоком, другие постятся с телевизором по суетности, третьи постятся без ничего по крепости духа или упертости. Люди, слава Богу, очень разные. Не возможно, чтобы все были одинаковыми. Мир был бы отвратителен, если бы все облака имели одинаковую форму, и все деревья были одинакового роста. Мы все разные люди, но в силу своей эгоистичной болезни, мы желаем, чтобы все были такими как мы. Мы смотрим на окружающий мир и мерим все своей меркой, своим аршином и хотим, чтобы все были похожими на нас. Непохожих мы осуждаем, считаем их какими-то странными, чужими, далекими, непонятными. И пусть эти слова апостола Павла зайдут нам в сознание.
Если ты по болезни ешь, то не осуждай тех, кто не ест. И наоборот, если ты не ешь, не суди студентов, которые где-то у метро, ожидая транспорт, покупают шаурму и едят. Не осуждай человека ядущего. Пусть делают, кто что хочет. Пусть люди едят, пьют, пляшут, бьются о стенку головой – это не ваше дело. Никого не осуждайте. Делайте свое и знайте свое. Господь Бог сам разберется с каждым человеком. Говориться, что каждая овечка будет подвешена за свой хвостик.
«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает… ибо силен Бог восставить его». Это – первое.
Второе, что мы читали сегодня из Евангелия – не нужно во время поста натягивать на себя намеренный унылый вид. До сего дня на Востоке постясь, надевают грязную одежду, специально на ней делают надрывы, или разрезают в знак того, что они скорбят. Мужчины не бреются, например, во время траура по покойнику. Иногда, особенно ревностные, посыпают голову пеплом, в буквальном смысле слова. Если плачут, то размазывают слезы по лицу вместе с этим пеплом и не умываются. Имеют вид людей, находящихся в большой скорби. Но Христос запрещает нам проявлять внешние признаки поста и говорит, чтобы мы помылись и помазали голову. Это Он говорит для тех, кто любит мазать грязь по щекам, и показывать всем своим видом, что он постится. Этого нам делать не нужно. Нам не нужны внешние признаки святости. Например, если кто-то из вас молится по четкам, то будьте любезны носить эти четки так, чтоб их не было видно. Потому что некоторые наматывают себе на руку эти четки и ходят с ними так, как будто бы они монахи. А четки даже не засалены, видно, что в работе бывают редко. Вот такие вещи делать не надо. Можно отпустить бороду до пупа, но это не будет значить в твоей жизни ничего. Как говорил преподобный Максим Юродивый московский: «По бороде Авраам, а по делам Хам».
Можно постричься и побриться, это пост не нарушит. Нужно сохранить его внутри. И там очень важно сказано, что Бог видит тайное. Имейте ввиду, что Бог видит тайное и воздает явно. То есть, мы постимся для Бога, который видит явное. Тайна нашей жизни – наш пост.
Дальше говорится еще очень важное, что пост – собирание сокровищ. Это вообще уникальная вещь, это целое откровение. Там где Господь говорит: умой лицо, помажь голову и не являйся человеком постящимся, Бог видящий тайное воздаст тебе явно. Потом Господь призывает не собирать себе сокровищ на земле, где вор подкопает и украдет, червь источит, а собирать сокровища на небесах, где не будет ни вора, ни червя.
Это сказано Господом Иисусом Христом сразу после слов о посте. Очевидно, пост и собирание сокровищ на небесах, это похожие, или даже одинаковые вещи. Значит, если мы постимся, мы собираем сокровища.
Существуют некие сокровища, которые невозможно украсть. Например, если вы выучили наизусть 90-ый псалом и псалом 50-ый, это есть ваши маленькие бриллиантики, которые никто не украдет. Никто не сможет украсть из вашей памяти и сердца покаянную молитву. Из кармана можно украсть, из памяти – нет. Если, например, человек приобрел умение молчать, или умение забывать обиду, или умение молиться за врага, или умение делиться всем, что у него есть – этот навык никто не сможет у него украсть. Это не кредитная карточка и не ключи от машины. Это не лежит в кармане, это находится в сердце. И человек, если он совершает духовные труды, должен ощутить себя нищим. Слышали великий прокимен: «Да узрят нищие и возвеселятся». Какие нищие? Нищие – люди обнаженные от Бога, от добродетели. Внутренним взором своего ока, ума, увидевши себя нагими, как Адам был голым выгнанный из рая вон, обвязанный смоковничными листьями, плакал о своей наготе и о потерянной райской красоте.
Прощеное Воскресение/Проповедь 18.02.18./Протоиерей Андрей Ткачев
Спасибо большое батюшка