Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Проповеди протоиерея Андрея Ткачева

о. Андрей Ткачев. Нагорная проповедь. Проповедь в субботу 17.06.17

Сегодня я напомню себе и вам слова из Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа. Помните, что Господь Иисус Христос в основном учил притчами. Главный Его способ учения, преподавания своих знаний – это аллегорический рассказ, иносказание. Для того, чтобы было, о чем подумать, о чем порассуждать, найти разные оттенки смыслов. На Востоке любят эту притчевую форму мышления и рассказов. Но есть у Него и прямые повеления. И прямое Его повеление, прямое учение именуется Нагорной проповедью. Исходя из того, что Он ступил на гору, сел, к Нему подступили ученики, слушающие Его, и Он отверз уста свои, начал учить их, говоря: «Блаженны нищие духом…» и т.д. Это 5-6 глава Евангелия от Матфея, это прямые приказы. По сути, это кодекс жизни обновленного человека. Человек не обновленный жить по этим правилам не может. Человеку иногда не то, что отдавать тяжело, ему иногда не украсть трудно. Человеку не то, что какие-то великие вещи делать трудно, а он даже элементарные вещи делать не может… Потому что так. Много причин у нашей расхлябанности. А евангельские слова Иисуса Христа – это обращение к обновленному человечеству, и они читаются в церкви сразу после праздника Пятидесятницы, после сошествия Святого Духа. Поставляются в неразрывную связь таким образом Нагорная проповедь Христа и сошествие Святого Духа. Без Святого Духа, без благодати Божьей, исполнить заповеди Христовы невозможно. Все, что касается молитвы за врагов, например, целомудрия, при котором человек готов глаз вырвать или руку отсечь, но не согрешить, для того, чтобы войти в вечную жизнь без глаза или без руки, а не в геенну огненную с двумя руками. Такое мужество против греха, такая решимость исполнить волю Божью, она свойственная человеку, который принял благодать. Без благодати это какие-то оскорбляющие слова. Потому что когда мы стоим перед судом Евангелия, то мы видим, что мы не можем этого делать, и причина здесь не в том, что заповеди неисполнимы. Христос говорит: «Заповеди Моя не тяжки суть», т.е. они не тяжкие. И еще говорит: «Любящий Меня слова Мои соблюдает, а не любящий Меня словес Моих не соблюдает». Тайна исполнения заповеди не в том, что заповеди тяжкие, а в том, что ты любишь Христа или не любишь. И были такие философы, были такие мудрецы, которые говорили, что Евангелие для исполнения невозможно. Например, Лев Толстой говорил, что Евангелие хорошо читать, приятно читать, но исполнить невозможно. История церкви говорит, что это ложь. Сколько святых на свете есть, сколько их церковь поминает, преподобных, мучеников, исповедников, юродивых ради Христа, благоверных князей и княгинь, страдальцев разного рода – все эти люди были живым Евангелием. Они его исполняли по мере сил, и мы находим в их примерах подтверждение исполнения заповедей Божьих. Заповедей о сострадании, о целомудрии, о мужестве, о праведности т.д. Все это исполнимо, мы находимся на пути, и по этому пути движемся по мере наших сил и нашего желания. В Нагорной проповеди говорится об осуждении, говорится про сучок и бревно, про то, что лицемером называется тот человек, который пытается исправить ближнего, замечая в его глазах какие-то сучки. И при этом он не чувствует, что он сам виноват в том же, только гораздо больше. Как бревно отличается от ветки размерами, так отличаются размерами грехи нас от грехов наших ближних, и смешно, когда грешник грешника хочет исправить. Когда грешник грешнику выговаривает, когда грешник грешника наставляет, особенно, если его не просят. Тайну нам Господь тут еще приоткрывает, Он говорит: «Лицемер, ты вынь сначала бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Т.е. нам дает сразу ответ, как помочь ближнему, если действительно любовь в тебе есть к нему. Тебе нужно повынимать свои бревна, и ты приобретешь знания, опыт, умение, навык, как помочь ближнему исправиться в его недостатках. Иначе не получится. Если ты не работаешь над собой, значит ты ближних исправлять не можешь. Вот об этом говорилось. Все те, кого мы называем учителями, старцами, подвижниками, преподобными – это люди, которые свои бревна вынимали всю жизнь. И потом они уже имели опытное знание приходящего к ним человека принять, утешить и помочь повынимать его занозы, гораздо меньшие, возможно, чем его лично вынутые бревна. Здесь тайна духовного учительства. Потому что учить – это камни с колокольни бросать. А учиться – это камни на колокольню таскать. Бросать может только тот, кто натаскал. А если ты бросаешь то, что натаскали другие – это иное. Это то, что говорили люди, когда видели Христа учащего. Они говорили, что Он учит не как фарисей, а как власть имеющий. Фарисеи говорили от книг, а Христос говорил от себя, как от Сына Божия, и это все как из источника вода текла. Разница была очевидной – слово из опыта и слово из книжки. Это два разных слова. И, наконец, там три глагола в повелительном наклонении идут: «Просите, и дастся вам; ищите, и найдете; стучите, и вам отворят». Такие три повеления даются нам в Нагорной проповеди, этими словами нам возвещается некая энергичность и настырность, неотступность.

о. Андрей Ткачев

Проповедь в субботу 17.06.17

Нагорная проповедь

18 июня 2017 в 12:47

Спасибо, батюшка!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Рекомендуем