Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

ЧЕРКАССКИЙ БЛАГОВЕСТНИК

Беседа с архиепископом Боярским Феодосием

О политических инициативах создания так называемой ЕПЦ и возможных последствиях.
vicariate.church.ua/ru/news/beseda-sarxiepiskopom-boyarskim-feodosiem/
Православная общественность встревожена недавней инициативой Петра Порошенко о создании так называемой Единой Поместной Церкви и поддержанием Верховной Радой Украины этого обращения за подписью «епископов» УПЦ-КП и УАПЦ к Патриарху Варфоломею, Предстоятелю Константинопольской Церкви. Насколько реальны такие планы политиков и к каким последствиям могут привести? На эту тему наша беседа с архиепископом Боярским Феодосием (Снигирёвым), викарием Киевской митрополии. Как известно, владыка Феодосий по благословению Предстоятеля УПЦ участвует в различных церковно-государственных и межконфессиональных мероприятиях, встречается с представителями разных посольств в Украине, дает комментарии о межконфессиональных отношениях для светских СМИ.

– Ваше Высокопреосвященство, заявление Президента о необходимости создания некой «ЕПЦ» вызывает недоумение, тревогу у многомиллионной православной паствы Украины. Мы знаем, что на протяжении ряда минувших лет с подобной инициативой обращался в Стамбул и Виктор Ющенко, и некоторые депутаты различных созывов. Известно, что обращения эти носили не столько межконфессиональный, сколько политический характер. И каждый раз политические радетели о церковном устройстве в Украине получали в Стамбуле какие-то смутные обещания «содействия урегулированию церковных разделений». Как сейчас обстоят дела, на Ваш взгляд?

– Недавние заявления Петра Алексеевича Порошенко, возможно, основаны на каких-то заверениях из Стамбула. Уже не в первый раз за последние десятилетия мы с вами наблюдаем, как наши политики сначала окрыляются такими заверениями, а потом начинают отмахиваться при одном упоминании о церковной теме. Почему? Да потому, что не нужно политикам заниматься не свойственными им делами и малопонятными вопросами. Не нужно. Ни разу ведь ничего хорошего ни у кого из них не получалось. И опять – на те же грабли…

– Владыко, в заявлениях инициаторов подобных идей в лице политиков различных рангов аргументы выглядят внешне благородно – объединить православных в некой Единой Поместной Церкви…

– У Церкви свои законы, как внешние, так внутренние, глубинные, духовные. Иногда они накладываются на обычные закономерности общественной или политической жизни, но не становятся от этого тождественными. А политикам кажется, что для них все в Церкви понятно, что они могут все «порешать» по своим лекалам, как привыкли. Но не получается так. Наши политики умеют только создавать новые расколы, а не врачевать их.

– Можно вспомнить инициативу Филарета по созданию «КПЦ-КП», когда он заверял Леонида Кравчука, что это новое «церковное детище» объединит под его омофором и УПЦ с УАПЦ, и раскол будет уврачеван. Но раскол лишь усугубился. Неужели нынешние власти этого не понимают?

– В том, что все без исключения высокопоставленные деятели УПЦ КП и УАПЦ подписали свежее «Обращение» об автокефалии, нет ничего ни нового, ни удивительного. Непонятно, почему Президент так этому удивляется и радуется? Они и так все это время считают себя автокефальными. Так чего же они просят у Константинополя? Автокефалии? Нет. Они и так «автокефальные». А просят они своей легализации и признания. Может ли патриарх Варфоломей пойти на такой шаг? Будем надеяться, что нет. Ведь такая «легализация» никогда не будет воспринята мировым православием, а значит, принесет не мир, но новые разделения. И Патриарх это прекрасно понимает.

– Но если гипотетически допустить, что Константинопольский Патриархат, вопреки каноническому порядку православного мира, в одностороннем порядке либо признает, либо перерукоположит их «епископат», то чем это чревато?

– Совершенно точно это приведет к негативным последствиям, как в мировом православии, так и в украинском.

Скажем несколько слов лишь об украинских последствиях такого шага. Такой «легализацией» окончательно будет зацементировано церковное разделение в нашей стране. Сейчас вопрос с украинскими расколами открыт, и, рано или поздно, я уверен, все они получат исцеление каноническим путем. Если же будет две параллельных канонических православных структуры в Украине, то они никогда между собой не объединятся. Ни у одной из них не будет к этому ни единого стимула. Посмотрите на пример Православной Церкви в Америке. Там целый ряд канонических национальных Православных Церквей, и никто даже не думает объединяться. И Украина также рискует больше никогда не обрести своей структурно единой Православной Церкви.

Более того, когда политики в итоге это поймут, а некоторые изначально понимают, то могут попытаться силовыми, рейдерскими методами склонить к такому искусственному «единству» миллионы несогласных православных. Чем это может закончиться, предположите сами. Религиозными гонениями большевистского масштаба. Заинтересованы ли наш народ, наша страна в таком сценарии? Очевидно, что нет. Очень не хочется верить, что примитивная недальновидность наших политиков опять нанесет вред нашему обществу, возможно, непоправимый. Надеюсь, что Господь не допустит такого сценария благодаря молитвам тех миллионов настоящих православных людей, которые составляют духовное ядро нашего народа.

Беседовал Сергей Герук

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности