- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 694
- |
- Видео 91
- |
- Мероприятия 0
Священник в городе. О взаимоотношениях пастыря и паствы в больших и малых приходах
Беседа с архиепископом Боярским Феодосием:
— Ваше Высокопреосвященство, в начале нашей беседы разрешите от имени редакции сайта Киевской Митрополии поздравить Вас с возведением в сан архиепископа и пожелать Вам помощи Божией в архипастырских трудах. Темой нашей беседы сегодня будет священник в городе. Скажите, владыка, можно ли сказать, что у городского и сельского священника различная специфика служения. И чем это различие состоит?
— Конечно. Основное различие, наверное, — это статичность паствы в сельском приходе и динамичность в городском. И вытекающая отсюда специфика пастырской работы для священника. Ну и, зачастую, неодинаковый уровень прихожан: финансовый, образовательный, возрастной.
— То есть? Поясните, пожалуйста.
— В сельском храме прихожане одни и те же. Хотя от священника и зависит, увеличится ли количество пасомых, но они будут из жителей того же села, вряд ли кто-то захочет ездить из соседнего, где свой храм. И прихожанам, если, например, им что-то не нравится в священнике как духовнике, или уставе храма, податься некуда. Они, в отличие от города, крепко территориально привязаны к своему приходу. В этом отношении сельский приход статичен. И это накладывает свой отпечаток на внутренний микроклимат и взаимоотношения пастыря и паствы. Больше компромиссов, результативней «взаимоперевоспитание» священника и прихожан, но, в то же время, возникающие конфликты иногда приобретают более резкие, радикальные формы, так как сторонам конфликта деваться друг от друга некуда.
Совсем другое положение в большом городе. Если прихожанину что-то не понравилось в храме, в чём-то не устраивает священник, пение, чтение, устав — на соседней улице есть другой храм с другими священниками, есть монастыри и т.д. Всюду можно быстро добраться на общественном транспорте. В силу этого пастырю в городском храме бывает легче быть принципиальным (в хорошем смысле), легче воспитывать паству, меньше возникает конфликтов, а если они и возникают, то, как правило, когда замешаны чьи-то личные корыстные интересы. При этом, если у пастыря есть зачатки недобросовестности, то в городских условиях ему будет легче закостенеть в недобрых качествах. Поэтому молодому священнику в городе опасно сразу становиться настоятелем. Нужно вначале получить практическое приходское воспитание от духовенства старшего поколения.
— Скажите, сегодня в Киеве построены большие храмы и соборы, в современных районах проживают десятки тысяч людей. Можно ли в таких условиях объединить прихожан в одну дружную общину? Ведь часто можно наблюдать: люди приходят на службы, добросовестно выстаивают, а потом расходятся. И знают друг друга в лучшем случае в лицо.
— Одна дружная община, как правило, бывает в маленьком городском храме «шаговой доступности», которых в Киеве немало. Такие приходы формируются вокруг священника, строившего этот храм с нуля, поэтому они бывают похожи на большую семью, с одним отцом и общими интересами, радостями, скорбями. Ну и трапезами, конечно. И это естественно и гармонично, и никто специально таким «объединением» не занимался, обстоятельства к этому привели.
В большом соборе со штатом духовенства такую задачу поставить, конечно, можно, но нужно ли? Собор есть собор, монастырь есть монастырь, везде своя специфика. А большой многолюдный и многоштатный храм — это всегда «собор», даже если ему и не усвоен такой статус. Лично я с осторожностью отношусь к модному сегодня тезису о создании каких-то особых крепких «общин» в рамках больших городских приходов. В качестве аргумента выдвигается евхаристическая общность малой Церкви — приходской общины, и что у первохристианских общин всё было общее и т.д. Всё это прекрасно и неоспоримо, но из этого никак не следует, что наше приходское евхаристическое единство и даже готовность душу свою положить за собрата во Христе (или защищать свой приход) должно непременно приводить к общности земных интересов, общему досугу и вне-храмовому времяпрепровождению, или одинаковому культурному мировоззрению.
В малых городских храмах, как уже было сказано, дружная семейно-общинная жизнь прихода бывает естественна и гармонична. Но не думаю, что такой же принцип следует шаблонно применять к большому приходу соборного храма. И тем более внедрять его какими-то искусственными методами. Хотя, при этом, нет ничего предосудительного, если естественным образом в рамках большого прихода образуются группы прихожан вокруг своих духовников, с общими интересами, радостями и досугом. А если в силу здоровой харизматичности настоятеля такой большой дружной семьёй станет крупный многоштатный приход, то такому можно только радоваться и приветствовать.
— Как Вы считаете, какие мероприятия должен или может организовывать настоятель, приходское духовенство для общения с верующими?
— Формы внелитургического общения на приходе сегодня есть самые разные. Помимо хорошо организованного благолепного богослужения, духовничества и богослужебной проповеди, что является главным и самым важным в храме Божием (и первым делом для священника), настоятель может организовать разные прихрамовые мероприятия с миссионерской целью.
Конечно, воскресная школа для детей и для взрослых в этом направлении является приоритетом. Причем формы общения со взрослыми могут быть самые разные: чаепития, «молодёжки», общий просмотр и обсуждение фильмов, творческие вечера православной песни или поэзии, фотовыставки из паломничеств, сами паломничества и т.д. Во всем этом пастырь должен четко видеть перед собой свои задачи и конечную цель — воцерковление и евангелизация приходящих, утверждение в них веры во Христа, приобщение их к богослужебной жизни храма, участие в Таинствах Церкви и, в конечном итоге — спасение душ человеческих. Если священник не будет постоянно помнить и стремиться к этой конечной цели, то всё это может превратиться просто в приятное времяпровождение за церковный счёт, за которое потом пастырь будет давать ответ перед Богом.
— А как правильно организовывать паломничества, должен ли их возглавлять священник? Или лучше обращаться в паломническую службу?
— Жизнь показывает, что паломническое направление на сегодня так хорошо проработано и отлажено уже существующими паломническими службами (епархиальными и приходскими), что намного удобней и выгодней для священника и прихожан воспользоваться их услугами, чем организовать что-то для самих себя. А если группа с прихода собирается в паломничество, хотя и не дальнее, конечно будет лучше, если возглавит поездку священник. Он и расскажет что-то полезное в дороге, и поисповедует, если надо, и молебен у святыни послужит. Да и в местах паломничеств, зачастую, группу со священником допустят туда, где без священника не пустили бы.
— Скажите, владыка, а при рукоположении и назначении священников на городские приходы, какие требования предъявляются при этом кандидату на такое послушание?
— Могу сказать о Киеве. Основные требования — отсутствие канонических препятствий к рукоположению, духовное образование и безупречная рекомендация от настоятеля храма или духовника, который выдвигает такого кандидата. Важное условие — качества жены будущего священника: церковность, нравственная чистота и эмоциональная адекватность. Также условием, хотя и не безусловным, является наличие места жительства в столице. Кроме этого, каждый кандидат проходит собеседование с викарным архиереем на предмет его личных нравственных и человеческих качеств, преданности вере и Церкви, самоотверженности в будущем служении. После этого кандидат сдает ставленический экзамен на знание и понимание православного богослужения.
— Вопрос о приходских информационных ресурсах. Необходимо ли приходам иметь свои информационные сайты, издания и какие к ним требования?
— Думаю, да. Завести и поддерживать приходской сайт сегодня легко и просто. Наверное, в любом храме может найтись прихожанин, который этим займётся на добровольной основе. Какие в этом плюсы? При правильной постановке дела через сайт о вашем храме могут узнать люди, и кто-то приедет, возможно, на службу, кто-то расскажет знакомым, кто-то пожертвует средства на безналичный счет. А если даже всего этого не случится, то сами прихожане смогут быстро и легко освежить для себя расписание богослужений на неделю, или просто посмотреть фотографии со службы, на которой они не смогли побывать. Ну и самое главное, любой информационный ресурс — это возможность проповеди о Христе и о Его Церкви. Это о сайтах.
Что же касается изданий, то на приходах, особенно сельских, очень уместным может стать издание небольшого еженедельного листка. Бесплатного, конечно. А4 или А3 (сложенного пополам) формата, со своим названием, с расписанием богослужений на следующую неделю, контактами и реквизитами, и с одной небольшой нравственно-назидательной статьёй каждую неделю. Тут же можно размещать и Послания Синода или Блаженнейшего Митрополита, когда они бывают. Распечатывается на простом принтере. Тираж — по количеству прихожан и «захожан», чтобы каждому в руки, шрифт крупный, в расчете на слабое зрение читающих. От такого листка будет и духовная, и практическая польза.
А требования что к сайтам, что к изданиям одинаковые — православность содержания и соответствие церковной позиции по всем вопросам. При этом никогда нельзя забывать, что главная задача таких ресурсов — привести человека в Церковь и ко спасению. Ответственность за содержание и качество церковных сайтов и изданий лежит на настоятелях приходов.
— На городской территории множество предприятий, учебных заведений, есть воинские части, фирмы, а также органы госструктур. Как нужно их опекать с миссионерской, попечительской точки зрения? Нужен ли для этого специальный план?
— Да, план, безусловно, нужен. Когда священник принимает в управление приход (и это касается не только большого города, но и района и села), он должен в скором времени выяснить, какие предприятия и учреждения находятся на территории его канонической ответственности. Затем нужно продумать и распределить, куда в первую очередь, куда во вторую и в третью нужно будет сходить познакомиться с руководством, завести личные контакты, пригласить на богослужение и на приходские мероприятия. А в дальнейшем — предложить какие-то совместные действия, например, открытую лекцию в учебном заведении, совместное паломничество, общую исповедь и причастие в интернате и т.д.
Иногда, особенно в городских условиях, такое духовное окормление может перерасти в устройство или даже строительство ведомственной часовни или храма.
— Касаясь этой темы, какая роль при том правящего архиерея и викарного в больших городах? Возможно, у Вас, владыка, есть свой опыт и сложившиеся традиции?
— Мы как-то с Вами уже подробно общались на эту тему. Сегодня лишь вкратце озвучу некоторые мысли.
Где епископ — там Церковь, и где нет епископа — там нет Церкви. Все мы хорошо помним эту аксиому Новозаветной Церкви, озвученную ещё священномучеником Игнатием Богоносцем почти две тысячи лет назад. И хотя на современных приходах пастырская инициатива и действие в основном принадлежат священнику, но он по-прежнему совершает всё лишь в силу делегированных ему епископом благодати и прав.
При этом духовенству и приходам онтологически необходимо именно архипастырское попечение. Ведь у каждого в Церкви — свое служение, как писал апостол Павел: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» (1 Кор. 12;28-29). Каким бы ни был талантливым, опытным и заслуженным священник, но есть сакральные функции созидания Церкви, присущие только епископу — в силу благодати, полученной епископом в хиротонии, а не в силу даже его личных или деловых качеств.
В практической плоскости попечение архиерея о пастве (епархиального архиерея, или по его поручению викарного в больших епархиях) выражается в совершении богослужений по епархии, молитвенном предстательстве перед Богом за духовенство и паству, а также в общем управлении монастырями и приходами, в отеческом контроле за ними: поощрении доброго и спасительного и запрещении вредного и духовно опасного.
vicariate.church.ua/ru/news/svyashhennik-vgorode-beseda-sarxiepiskopom-feodosiem/