- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Творец небу и земли, видимым же всем и невидимым
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
1 член Символа Веры.
Отец, Бог наш, сотворил целый мир, сотворил его совершенным, без пятна и порока, но человек своим грехом оторвал его от Бога, осквернил, изуродовал, и Христос пришел его вернуть к Отцу. Здесь надо сделать некоторое различение, в зависимости от того, говорим ли мы о сотворении остального тварного мира или о сотворении человека. Начнем с тварного, с вещественного мира, мира видимого и невидимого, потому что мы знаем теперь, что не только видимое существует, но существует столько нам невидимого: цвета, которые мы не видим, звуки, которые мы не слышим, и многое-многое другое. То, что я скажу сейчас, это попытка понять и выразить нечто о сотворении. Оно в значительной мере основывается на писаниях не только Отцов, но и разных мыслителей, которые я соберу сейчас в несколько образов.
Прозвучало Слово. Современная наука говорит о Большом взрыве: прогремело нечто, и от этого громового звука все началось. Но мы знаем также, что и неслышимые звуки могут сотрясти целый мир. Несколько десятков лет тому назад была устроена в американском городе лаборатория, которая изучала неуловимые человеческим ухом звуки. И вдруг, когда она стала производить эти звуки, большие здания вокруг пошли трещинами и заколебались, стали качаться. Никто этих звуков слышать не мог, никто не мог их воспринимать, но в них была такая непостижимая сила, что они могли разрушить здания. Поэтому речь идет не о том, был ли звук громогласный. Речь о том, что Бог сказал: приди, ответь на Мою любовь, родись из ничего! Я тебя жду, отзовись, приди! И от этого призыва Божия начали появляться небо и земля.
Один английский писатель говорит о том, что, когда прозвучало это, может быть, неслышное слово, все задрожало, и от звука родился свет, и свет начал разбиваться на краски, и цвета начали сгущаться и превращаться в материю. Он описывает картину, написанную несуществовавшим художником. Льется на полотно свет, но он льется ниоткуда, не из одного угла картины, а непостижимым каким-то образом льется везде, вся картина осияна светом. И этот свет превращается в цвета радуги, а за ними еще — в те цвета, которые нам неуловимы, и эти цвета сгущаются, как я только что говорил, и вдруг созерцающий картину видит, что эти цвета превратились в бревно, бревно — в дерево, дерево расцвело, и начался целый мир сотворенного.
Мы не знаем, как совершилось творение, но такое представление, мне кажется, нам дает какой-то доступ. Да, Божия любовь излилась зовом, этот зов стал светом. Мы знаем из Священного Писания, что Христос является не только Словом, но что Он есть Свет, просвещающий всякого человека грядущего в мир (Ин 1:9), и просвещающий все, пронизывающий все. И создается мир.
В начале книги Бытия нам говорится, что мир был хаосом (Быт 1:2)274. Когда мы говорим о хаосе в нашем современном, страшном порой мире, мы думаем о разрухе, о разбитом бомбами Дрездене, о том, что совершается, когда происходит извержение вулкана, и так далее. Но не в этом сущность хаоса. Хаос — не разрушение той гармонии, которая уже существует; изначально хаос был совокупностью еще не раскрывшихся возможностей, которые были заложены Богом в Свою тварь. Создано было небо, создана была земля, созданы были моря, но еще не было светил на земле, хотя сиял свет Божественный, и земля еще ничего не произрастила, и море еще ничего не дало. Хаос, о котором говорит Священное Писание, — это совокупность всех еще не раскрывшихся возможностей, и над этими возможностями как бы ветром веет присутствие Святого Духа. Слово Божие вызвало к бытию все возможные, потенциальные формы бытия, но Дух Святой дышит над ними и призывает эту тварь как бы себя создать. Потому что Бог создает тварь свободной, Он создает тварь способной быть самой собой, Он не насилует ее. И Дух Святой дышит над этой тварью, и постепенно тварь начинает приобретать формы, приобретать образ. Божественные энергии, то есть сила Божественная, пронизывают все Богом сотворенное, постольку поскольку тварь способна воспринять эти энергии. И мало-помалу все рождается, постепенно возрастает, но в полной красоте, в полной гармонии, до момента, когда падение человека разрушит эту красоту.
И в какой-то момент Бог берет глину, пыль земную и из нее творит человека. Почему, в чем тут дело? Потому что человек Богом призван быть вождем всей твари в богопознание и в полноту бытия, в полный расцвет бытия, и для этого человек должен быть сродни всей твари. Он не самая совершенная обезьяна в том смысле, что тогда он был бы сродни только некоторым тварям. Как пыль земная, как глина, о которой говорит Священное Писание, он сродни всему созданному: земле, и небу, и солнцу, и луне, и звездам, и ветру, и растениям, и животным, которые все вызваны к бытию действием Святого Духа и призывом Христа Спасителя, Сына Божия, Слова Божия. И потому что он сродни всякой твари, всякая тварь в нем себя может узнать, как всякая тварь позже узнала во Христе себя самое исцеленной, достигшей совершенства.
Митрополит Антоний Сурожский
«Я хочу поделиться с вами всем, что накопилось…»
Популярное видео
-
Ложь - главный двигатель современной системы. Но Бог не меняется! (аудио). Отец Андрей Ткачёв.
Громовы Валерий и Людмила · 1214 просмотров -
56:19
Документальный фильм - Благодать
Vera · 1133 просмотра -
Встреча в рамках духовно - просветительского центра имени сщмч. Илариона (Троицкого).
Громовы Валерий и Людмила · 490 просмотров
Митрополит Антоний комментируя 1 главу книги Бытия, опирается на святоотеческую традицию, излагая её доступным нам языком. Хаос - это действительно потенциальные возможности сотворенного мира, которые требуют дальнейшего разделения, для раскрытия заложенной в каждой возможности идеи. Это как в хи...
Развернуть
Митрополит Антоний комментируя 1 главу книги Бытия, опирается на святоотеческую традицию, излагая её доступным нам языком. Хаос - это действительно потенциальные возможности сотворенного мира, которые требуют дальнейшего разделения, для раскрытия заложенной в каждой возможности идеи. Это как в химии: в смешанном растворе ничего не видно, а если фракции разделить, то становиться понятно из чего состоит раствор. Последующие дна творения- это как раз разделение. Уже есть уже сотворено, но ещё не оформлено. Это происходит в последующие дни. А в начале Бог творит и пространство и время одновременно.
Свернуть
Вообще-то в христианстве есть две точки зрения в отношении 1 главы Бытия. Сторонники первой говорят о том что в 1 главе говорится якобы Бог Отец сотворил всю вселенную и жизнь на нашей планете. 2 точка зрения это та, что Бог Отец сотворил на Планете Земля всё живое. И только об этом речь в 1 глав...
Развернуть
Вообще-то в христианстве есть две точки зрения в отношении 1 главы Бытия. Сторонники первой говорят о том что в 1 главе говорится якобы Бог Отец сотворил всю вселенную и жизнь на нашей планете. 2 точка зрения это та, что Бог Отец сотворил на Планете Земля всё живое. И только об этом речь в 1 главе Бытия. Я сторонник 2 точки зрения. А к сторонникам первой вопрос: Если Бог Отец сотворил всю вселенную: галактики, звёзды, планеты и прочие объекты. Сейчас Бог Отец на нашей планете и занимается ей, поддерживая жизнь всего живого. Так? Так кто же сейчас во вселенной продолжает создавать галактики, звёзды и планеты?
Свернуть