- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Смысл жизни. Екклесиаст
Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета!
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё - суета и томление духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Рекомендую прочитать полностью всю книгу. Она во многом может поколебать устоявшиеся взгляды на жизнь, как это и случилось со мной, уже к тому времени вполне сформировавшемуся и прожившему большую часть жизни.
Продолжение: days.pravoslavie.ru/Bible/B_ekkl2.htm
Андрей, Странно. В Евангелии Христос говорит о 10 заповедях счастья. Другого счастья не существует. Что либо иное просто человеческие заблуждения.
Вадим, отвечаю не в качестве дискуссии, а к сведению: заповедей "счастья" не существует, а есть заповеди блаженства. Просьба не продолжать обсуждение этой темы.
Вадим, отвечаю не в качестве дискуссии, а к сведению: заповедей "счастья" не существует, а есть заповеди блаженства. Просьба не продолжать обсуждение этой темы.
Андрей, Шипко много в вас гордыни.
Проф. А. П. Лопухин, Толковая Библия, Толкование на книгу Екклесиаста, или Проповедника
http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkovaja_biblija_24/
Все содержание книги Екклезиаста служит как бы ответом на вопрос: в чем счастье на земле, возможно ли для человека полное, совершенное счастье (Еккл 1.3:3....
Развернуть
Проф. А. П. Лопухин, Толковая Библия, Толкование на книгу Екклесиаста, или Проповедника
http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkovaja_biblija_24/
Все содержание книги Екклезиаста служит как бы ответом на вопрос: в чем счастье на земле, возможно ли для человека полное, совершенное счастье (Еккл 1.3:3.9, 5.15, 6.11)? На этот вопрос Екклезиаст самым решительным образом дает отрицательный ответ. Ithron — так называет он совершенное счастье — в отличие от временных и скоропреходящих радостей — невозможно для человека. Ничто в мире и в жизни человека не может дать такого счастья. Отсюда все суетно, все ничтожно и бесполезно.
«Суета сует, все суета». Вот вывод, к которому пришел Екклезиаст путем долгих и тяжелых исканий, и который он одинаково решительно высказывает как в начале, так и в конце книги (Еккл 1.2:12.8). Но почему недостижимо абсолютное счастье, почему все оказывается, в этом смысле, бесполезным и суетным? Причина этого в том, что все в мире подчинено неизменным и, в то же время, однообразным законам и вследствие этого находится в постоянном круговращении, не дающем ничего нового, ничего такого, что могло бы хотя в будущем обеспечить достижение Ithron (Еккл 1.4—11). Движение не вперед, а вокруг, беспрогрессивное круговращение наблюдается не только во внешней природе, но и в жизни человеческой, где психические явления чередуются с той же последовательностью, как и явления природы, столь же мало зависят от воли человека, где также есть всему свое время (Еккл 3.1—8).
Эта неотвратимость естественного хода вещей, бессилие человеческой воли изменить его направление, подчинить себе, делают счастье, доступное человеку, непрочным, непостоянным, случайным, скоропреходящим. Человек ни на одну минуту не может поручиться, что счастье не изменит ему. Конечно, такое счастье не есть Ithron. Исследуя затем частные случаи из собственной жизни и жизни людей, Екклезиаст еще более убеждается в том, что ничто не может дать человеку истинного счастья.
Мудрость? — Но она приносит людям мучение, обнажая и в мире и в человеке безобразие и ничтожество, прикрывающееся видимой красотой и целесообразностью, рождая в человеке тяжелое сознание ограниченности его ума и непостижимости всего существующего (Еккл 1.13—18).
Беспечное веселье, пользование всякими удовольствиями и развлечениями? — Но оно оставляет в душе человека мучительное ощущение пустоты и бессодержательности (Еккл 2.1—2).
Радости труда, разнообразной деятельности? — Но они меркнут от сознания ничтожности и случайности результатов труда (Еккл 2.4—11). Последние зависят не столько от самого человека, его талантов и энергии, сколько от времени и случая (Еккл 9.11). Не зависит от человека и то благо, чтобы есть и пить (Еккл 2.24). Богатство? — Но оно принадлежит собственно не человеку, а жизни. При смерти обладателя оно переходит к наследнику, который может оказаться глупым и злоупотребить наследством (Еккл 2.18—19). Да и при жизни богатые часто чувствуют себя одинокими, мучатся завистью, раздорами, жадностью (Еккл 4.4—8:6.1—6) или внезапно теряют богатство (Еккл 5.10—16).
Но над всеми этими человеческими скорбями и превратностями царит величайшее зло — смерть, которая одинаково поражает и мудрых и глупых (Еккл 2.14—16), и праведных и нечестивых (Еккл 9.1—3), уничтожая, таким образом, всякое различие между людьми и делая счастье их призрачным. А то, что следует за смертью, состояние в шеоле, есть жизнь без знания, размышления, без любви, надежды и ненависти, жизнь, по сравнению с которой даже печальное земное существование есть благо, так как и псу живому лучше, чем мертвому льву (Еккл 9.4—6:10). Где царствует смерть, там не может быть счастья. Но что же отсюда следует?
Должен ли человек придти к мрачному унынию, к сознательному отвращению к жизни, столь безжалостно разбивающей все мечты о счастье? Нет!
Там, где, по-видимому, беспросветным туманом должен был нависнуть крайний пессимизм, для Екклезиаста заблестела живая надежда на возможность некоторого счастья, вера в некоторую ценность жизни. Ithron — совершенное счастье для Екклезиаста по-прежнему оставалось недостижимым, но он нашел в жизни сравнительное благо, относительное счастье, то, о чем с уверенностью можно сказать, что это нечто лучшее. На место недостижимого Ithron является возможное для человека Tob.
Что такое это Tob? Чтобы понять и суметь достичь это Tob, для этого необходимо взглянуть на мир и жизнь человека с совершенно новой точки зрения, с точки зрения религиозной, надо на место миросознания поставить богосознание, живое сознание действующей в мире Божественной силы. Все в мире подчинено известным неизменным законам, но эти законы суть ни что иное, как выражение Божественной воли.
Человек зависит не от слепого рока, а от Божественного провидения. Все от руки Божией. Без него человек не может даже есть и пить (Еккл 2.24—26).
Человек не в состоянии препираться с Богом (Еккл 6.10), изменить то, что делает Бог (Еккл 3.14; ср. Еккл 7.13). Он не знает путей Божиих (Еккл 3.16—17), не знает ни будущего, ни целей настоящего (Еккл 3.11:11.5, 7.14). Хотя пути Божии непостижимы, они не могут быть несправедливы. Бог воздаст каждому по заслугам, наградит боящихся Его и накажет нечестивых (Еккл 8.12—13). Как только человек начинает взирать на мир с религиозной точки зрения, коренным образом изменяется его настроение. Убедившись в том, что судьба человека в руках Божиих (Еккл 9.1), он оставляет все беспокойные заботы и боязливые ожидания будущего, всякое раздражение, огорчение и досаду (Еккл 5.16), которые, ни к чему не приводя, портят настоящее, отравляют всякие радости, и наиболее верное средство к обеспечению будущего видит в приобретении милости Божией сердечной молитвой, благоговейным исполнением обрядов, соблюдением заповедей и обетов (Еккл 4.17:5.4). Спокойный за будущее он безмятежно наслаждается теми радостями, какие посылает ему Бог (Еккл 7.14). Он с весельем ест хлеб свой, пьет в радости вино свое, считая то и другое за дар Божий (Еккл 9.7:3.13). Он наслаждается жизнью с женой своей, которую дал ему Бог на все суетные дни под солнцем (Еккл 9.9). Во всякое время одежды его светлы, и елей не оскудевает на голове его (Еккл 9.8). Сладок ему свет и приятно ему солнце (Еккл 11.7). Если Бог посылает ему несчастье, он размышляет (Еккл 7.14) и примиряется с ним, вполне убежденный в целесообразности и справедливости Божественного промысла, в воспитывающей и очищающей силе страданий. Зная, что при печали лица сердце ублажается (Еккл 7.3), он намеренно ищет того, что возбуждает печаль. Он предпочитает день смерти дню рождения, дом плача дому пира, сетование смеху, обличения мудрых песням глупых (Еккл 7.1—6). В отношении к людям он проникается чувством незлобия, снисходительности, доброжелательства. Он ищет нравственного единения с людьми, зная, что двоим лучше, чем одному (Еккл 4.9—10).
Уверенный, что от судьбы других людей зависит и его судьба, он всячески содействует их благополучию, щедро раздавая свое имущество (Еккл 11.1—2).
Таковое состояние духа, когда человек, всецело вручив себя Божественному провидению, безмятежно наслаждается жизнью, спокойно и благополучно перенося все посылаемые ему испытания, и есть единственно возможное для него счастье, его Tob. Но это счастье не полное, оно не может вполне удовлетворить вложенному в человека стремлению к вечному счастью (Еккл 3.10—11). Ithron недостижимо. Все суета и томление духа. Вот результат, к которому пришел Екклезиаст. С его учением о шеоле 2, с его неопределенным представлением о суде Божием, с его полным незнанием воскресения мертвых Екклезиаст не мог придти к иному выводу. Он искал совершенного счастья «под солнцем», т. е. в пределах земного бытия, но там его не могло быть.
Свернуть
Андрей, спасибо, Вы подняли хорошую тему...после прочтения 11-ти глав, в 12-ой замечательное обобщение:"Выслушаем сущность всего:бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека;ибо всякое дело Бог приведет на суд..."(Екк12:13-14)
Проф. А. П. Лопухин, Толковая Библия, Толкование на книгу Екклесиаста, или Проповедника
http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkovaja_biblija_24/
Все содержание книги Екклезиаста служит как бы ответом на вопрос: в чем счастье на земле, возможно ли для человека полное, совершенное счастье (Еккл 1.3:3....
Развернуть
Проф. А. П. Лопухин, Толковая Библия, Толкование на книгу Екклесиаста, или Проповедника
http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkovaja_biblija_24/
Все содержание книги Екклезиаста служит как бы ответом на вопрос: в чем счастье на земле, возможно ли для человека полное, совершенное счастье (Еккл 1.3:3.9, 5.15, 6.11)? На этот вопрос Екклезиаст самым решительным образом дает отрицательный ответ. Ithron — так называет он совершенное счастье — в отличие от временных и скоропреходящих радостей — невозможно для человека. Ничто в мире и в жизни человека не может дать такого счастья. Отсюда все суетно, все ничтожно и бесполезно.
«Суета сует, все суета». Вот вывод, к которому пришел Екклезиаст путем долгих и тяжелых исканий, и который он одинаково решительно высказывает как в начале, так и в конце книги (Еккл 1.2:12.8). Но почему недостижимо абсолютное счастье, почему все оказывается, в этом смысле, бесполезным и суетным? Причина этого в том, что все в мире подчинено неизменным и, в то же время, однообразным законам и вследствие этого находится в постоянном круговращении, не дающем ничего нового, ничего такого, что могло бы хотя в будущем обеспечить достижение Ithron (Еккл 1.4—11). Движение не вперед, а вокруг, беспрогрессивное круговращение наблюдается не только во внешней природе, но и в жизни человеческой, где психические явления чередуются с той же последовательностью, как и явления природы, столь же мало зависят от воли человека, где также есть всему свое время (Еккл 3.1—8).
Эта неотвратимость естественного хода вещей, бессилие человеческой воли изменить его направление, подчинить себе, делают счастье, доступное человеку, непрочным, непостоянным, случайным, скоропреходящим. Человек ни на одну минуту не может поручиться, что счастье не изменит ему. Конечно, такое счастье не есть Ithron. Исследуя затем частные случаи из собственной жизни и жизни людей, Екклезиаст еще более убеждается в том, что ничто не может дать человеку истинного счастья.
Мудрость? — Но она приносит людям мучение, обнажая и в мире и в человеке безобразие и ничтожество, прикрывающееся видимой красотой и целесообразностью, рождая в человеке тяжелое сознание ограниченности его ума и непостижимости всего существующего (Еккл 1.13—18).
Беспечное веселье, пользование всякими удовольствиями и развлечениями? — Но оно оставляет в душе человека мучительное ощущение пустоты и бессодержательности (Еккл 2.1—2).
Радости труда, разнообразной деятельности? — Но они меркнут от сознания ничтожности и случайности результатов труда (Еккл 2.4—11). Последние зависят не столько от самого человека, его талантов и энергии, сколько от времени и случая (Еккл 9.11). Не зависит от человека и то благо, чтобы есть и пить (Еккл 2.24). Богатство? — Но оно принадлежит собственно не человеку, а жизни. При смерти обладателя оно переходит к наследнику, который может оказаться глупым и злоупотребить наследством (Еккл 2.18—19). Да и при жизни богатые часто чувствуют себя одинокими, мучатся завистью, раздорами, жадностью (Еккл 4.4—8:6.1—6) или внезапно теряют богатство (Еккл 5.10—16).
Но над всеми этими человеческими скорбями и превратностями царит величайшее зло — смерть, которая одинаково поражает и мудрых и глупых (Еккл 2.14—16), и праведных и нечестивых (Еккл 9.1—3), уничтожая, таким образом, всякое различие между людьми и делая счастье их призрачным. А то, что следует за смертью, состояние в шеоле, есть жизнь без знания, размышления, без любви, надежды и ненависти, жизнь, по сравнению с которой даже печальное земное существование есть благо, так как и псу живому лучше, чем мертвому льву (Еккл 9.4—6:10). Где царствует смерть, там не может быть счастья. Но что же отсюда следует?
Должен ли человек придти к мрачному унынию, к сознательному отвращению к жизни, столь безжалостно разбивающей все мечты о счастье? Нет!
Там, где, по-видимому, беспросветным туманом должен был нависнуть крайний пессимизм, для Екклезиаста заблестела живая надежда на возможность некоторого счастья, вера в некоторую ценность жизни. Ithron — совершенное счастье для Екклезиаста по-прежнему оставалось недостижимым, но он нашел в жизни сравнительное благо, относительное счастье, то, о чем с уверенностью можно сказать, что это нечто лучшее. На место недостижимого Ithron является возможное для человека Tob.
Что такое это Tob? Чтобы понять и суметь достичь это Tob, для этого необходимо взглянуть на мир и жизнь человека с совершенно новой точки зрения, с точки зрения религиозной, надо на место миросознания поставить богосознание, живое сознание действующей в мире Божественной силы. Все в мире подчинено известным неизменным законам, но эти законы суть ни что иное, как выражение Божественной воли.
Человек зависит не от слепого рока, а от Божественного провидения. Все от руки Божией. Без него человек не может даже есть и пить (Еккл 2.24—26).
Человек не в состоянии препираться с Богом (Еккл 6.10), изменить то, что делает Бог (Еккл 3.14; ср. Еккл 7.13). Он не знает путей Божиих (Еккл 3.16—17), не знает ни будущего, ни целей настоящего (Еккл 3.11:11.5, 7.14). Хотя пути Божии непостижимы, они не могут быть несправедливы. Бог воздаст каждому по заслугам, наградит боящихся Его и накажет нечестивых (Еккл 8.12—13). Как только человек начинает взирать на мир с религиозной точки зрения, коренным образом изменяется его настроение. Убедившись в том, что судьба человека в руках Божиих (Еккл 9.1), он оставляет все беспокойные заботы и боязливые ожидания будущего, всякое раздражение, огорчение и досаду (Еккл 5.16), которые, ни к чему не приводя, портят настоящее, отравляют всякие радости, и наиболее верное средство к обеспечению будущего видит в приобретении милости Божией сердечной молитвой, благоговейным исполнением обрядов, соблюдением заповедей и обетов (Еккл 4.17:5.4). Спокойный за будущее он безмятежно наслаждается теми радостями, какие посылает ему Бог (Еккл 7.14). Он с весельем ест хлеб свой, пьет в радости вино свое, считая то и другое за дар Божий (Еккл 9.7:3.13). Он наслаждается жизнью с женой своей, которую дал ему Бог на все суетные дни под солнцем (Еккл 9.9). Во всякое время одежды его светлы, и елей не оскудевает на голове его (Еккл 9.8). Сладок ему свет и приятно ему солнце (Еккл 11.7). Если Бог посылает ему несчастье, он размышляет (Еккл 7.14) и примиряется с ним, вполне убежденный в целесообразности и справедливости Божественного промысла, в воспитывающей и очищающей силе страданий. Зная, что при печали лица сердце ублажается (Еккл 7.3), он намеренно ищет того, что возбуждает печаль. Он предпочитает день смерти дню рождения, дом плача дому пира, сетование смеху, обличения мудрых песням глупых (Еккл 7.1—6). В отношении к людям он проникается чувством незлобия, снисходительности, доброжелательства. Он ищет нравственного единения с людьми, зная, что двоим лучше, чем одному (Еккл 4.9—10).
Уверенный, что от судьбы других людей зависит и его судьба, он всячески содействует их благополучию, щедро раздавая свое имущество (Еккл 11.1—2).
Таковое состояние духа, когда человек, всецело вручив себя Божественному провидению, безмятежно наслаждается жизнью, спокойно и благополучно перенося все посылаемые ему испытания, и есть единственно возможное для него счастье, его Tob. Но это счастье не полное, оно не может вполне удовлетворить вложенному в человека стремлению к вечному счастью (Еккл 3.10—11). Ithron недостижимо. Все суета и томление духа. Вот результат, к которому пришел Екклезиаст. С его учением о шеоле 2, с его неопределенным представлением о суде Божием, с его полным незнанием воскресения мертвых Екклезиаст не мог придти к иному выводу. Он искал совершенного счастья «под солнцем», т. е. в пределах земного бытия, но там его не могло быть.
Свернуть
Андрей, Я не поняла зачем мне жить. То Еккл. Говорит что всё -же смысл жизни есть и лучше жить хоть как – то но жить.даже печальное земное существование есть благо, так как и псу живому лучше, чем мертвому льву (Еккл 9.4—6:10)А в Еккл. 7:1 написано что лучше умереть и освободиться от страданий ж...
Развернуть
Андрей, Я не поняла зачем мне жить. То Еккл. Говорит что всё -же смысл жизни есть и лучше жить хоть как – то но жить.даже печальное земное существование есть благо, так как и псу живому лучше, чем мертвому льву (Еккл 9.4—6:10)А в Еккл. 7:1 написано что лучше умереть и освободиться от страданий жизни.Зачем жить если лучше умереть?
Свернуть
святитель Тихон Задонский
< Сокровище духовное,
от мира собираемое >
. . .
133. " Всякая вещь на своем месте
успокаивается.Видим, что все
вещи в сродных себе местах
успокаиваются. Огонь кверху
идет, и там покой себе обретает;
воздух в воздухе успокаивается;
земная вещь к земле идет,
и всякое тел...
Развернуть
святитель Тихон Задонский
< Сокровище духовное,
от мира собираемое >
. . .
133. " Всякая вещь на своем месте
успокаивается.Видим, что все
вещи в сродных себе местах
успокаиваются. Огонь кверху
идет, и там покой себе обретает;
воздух в воздухе успокаивается;
земная вещь к земле идет,
и всякое тело на земле успокаивается;
рыба воды ищет, и успокаивается
в ней; воды в море текут, и там
успокаиваются; словом, всякая вещь
в сродном себе естестве покой обретает.
И хотя ей препятствуется, однако она
к своему месту и покою стремится.
Огонь, хотя отклоняется, однако кверху
стремится; всякая тяжесть, хотя кверху
и бросается, однако опять к земле
обращается, как к своему месту и покою.
Так душа человеческая в одном Боге
успокаивается, и нигде не может найти
себе покоя, кроме одного Бога. "
. . .
Свернуть
Проф. А. П. Лопухин, Толковая Библия, Толкование на книгу Екклесиаста, или Проповедника
http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkovaja_biblija_24/
Все содержание книги Екклезиаста служит как бы ответом на вопрос: в чем счастье на земле, возможно ли для человека полное, совершенное счастье (Еккл 1.3:3....
Развернуть
Проф. А. П. Лопухин, Толковая Библия, Толкование на книгу Екклесиаста, или Проповедника
http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkovaja_biblija_24/
Все содержание книги Екклезиаста служит как бы ответом на вопрос: в чем счастье на земле, возможно ли для человека полное, совершенное счастье (Еккл 1.3:3.9, 5.15, 6.11)? На этот вопрос Екклезиаст самым решительным образом дает отрицательный ответ. Ithron — так называет он совершенное счастье — в отличие от временных и скоропреходящих радостей — невозможно для человека. Ничто в мире и в жизни человека не может дать такого счастья. Отсюда все суетно, все ничтожно и бесполезно.
«Суета сует, все суета». Вот вывод, к которому пришел Екклезиаст путем долгих и тяжелых исканий, и который он одинаково решительно высказывает как в начале, так и в конце книги (Еккл 1.2:12.8). Но почему недостижимо абсолютное счастье, почему все оказывается, в этом смысле, бесполезным и суетным? Причина этого в том, что все в мире подчинено неизменным и, в то же время, однообразным законам и вследствие этого находится в постоянном круговращении, не дающем ничего нового, ничего такого, что могло бы хотя в будущем обеспечить достижение Ithron (Еккл 1.4—11). Движение не вперед, а вокруг, беспрогрессивное круговращение наблюдается не только во внешней природе, но и в жизни человеческой, где психические явления чередуются с той же последовательностью, как и явления природы, столь же мало зависят от воли человека, где также есть всему свое время (Еккл 3.1—8).
Эта неотвратимость естественного хода вещей, бессилие человеческой воли изменить его направление, подчинить себе, делают счастье, доступное человеку, непрочным, непостоянным, случайным, скоропреходящим. Человек ни на одну минуту не может поручиться, что счастье не изменит ему. Конечно, такое счастье не есть Ithron. Исследуя затем частные случаи из собственной жизни и жизни людей, Екклезиаст еще более убеждается в том, что ничто не может дать человеку истинного счастья.
Мудрость? — Но она приносит людям мучение, обнажая и в мире и в человеке безобразие и ничтожество, прикрывающееся видимой красотой и целесообразностью, рождая в человеке тяжелое сознание ограниченности его ума и непостижимости всего существующего (Еккл 1.13—18).
Беспечное веселье, пользование всякими удовольствиями и развлечениями? — Но оно оставляет в душе человека мучительное ощущение пустоты и бессодержательности (Еккл 2.1—2).
Радости труда, разнообразной деятельности? — Но они меркнут от сознания ничтожности и случайности результатов труда (Еккл 2.4—11). Последние зависят не столько от самого человека, его талантов и энергии, сколько от времени и случая (Еккл 9.11). Не зависит от человека и то благо, чтобы есть и пить (Еккл 2.24). Богатство? — Но оно принадлежит собственно не человеку, а жизни. При смерти обладателя оно переходит к наследнику, который может оказаться глупым и злоупотребить наследством (Еккл 2.18—19). Да и при жизни богатые часто чувствуют себя одинокими, мучатся завистью, раздорами, жадностью (Еккл 4.4—8:6.1—6) или внезапно теряют богатство (Еккл 5.10—16).
Но над всеми этими человеческими скорбями и превратностями царит величайшее зло — смерть, которая одинаково поражает и мудрых и глупых (Еккл 2.14—16), и праведных и нечестивых (Еккл 9.1—3), уничтожая, таким образом, всякое различие между людьми и делая счастье их призрачным. А то, что следует за смертью, состояние в шеоле, есть жизнь без знания, размышления, без любви, надежды и ненависти, жизнь, по сравнению с которой даже печальное земное существование есть благо, так как и псу живому лучше, чем мертвому льву (Еккл 9.4—6:10). Где царствует смерть, там не может быть счастья. Но что же отсюда следует?
Должен ли человек придти к мрачному унынию, к сознательному отвращению к жизни, столь безжалостно разбивающей все мечты о счастье? Нет!
Там, где, по-видимому, беспросветным туманом должен был нависнуть крайний пессимизм, для Екклезиаста заблестела живая надежда на возможность некоторого счастья, вера в некоторую ценность жизни. Ithron — совершенное счастье для Екклезиаста по-прежнему оставалось недостижимым, но он нашел в жизни сравнительное благо, относительное счастье, то, о чем с уверенностью можно сказать, что это нечто лучшее. На место недостижимого Ithron является возможное для человека Tob.
Что такое это Tob? Чтобы понять и суметь достичь это Tob, для этого необходимо взглянуть на мир и жизнь человека с совершенно новой точки зрения, с точки зрения религиозной, надо на место миросознания поставить богосознание, живое сознание действующей в мире Божественной силы. Все в мире подчинено известным неизменным законам, но эти законы суть ни что иное, как выражение Божественной воли.
Человек зависит не от слепого рока, а от Божественного провидения. Все от руки Божией. Без него человек не может даже есть и пить (Еккл 2.24—26).
Человек не в состоянии препираться с Богом (Еккл 6.10), изменить то, что делает Бог (Еккл 3.14; ср. Еккл 7.13). Он не знает путей Божиих (Еккл 3.16—17), не знает ни будущего, ни целей настоящего (Еккл 3.11:11.5, 7.14). Хотя пути Божии непостижимы, они не могут быть несправедливы. Бог воздаст каждому по заслугам, наградит боящихся Его и накажет нечестивых (Еккл 8.12—13). Как только человек начинает взирать на мир с религиозной точки зрения, коренным образом изменяется его настроение. Убедившись в том, что судьба человека в руках Божиих (Еккл 9.1), он оставляет все беспокойные заботы и боязливые ожидания будущего, всякое раздражение, огорчение и досаду (Еккл 5.16), которые, ни к чему не приводя, портят настоящее, отравляют всякие радости, и наиболее верное средство к обеспечению будущего видит в приобретении милости Божией сердечной молитвой, благоговейным исполнением обрядов, соблюдением заповедей и обетов (Еккл 4.17:5.4). Спокойный за будущее он безмятежно наслаждается теми радостями, какие посылает ему Бог (Еккл 7.14). Он с весельем ест хлеб свой, пьет в радости вино свое, считая то и другое за дар Божий (Еккл 9.7:3.13). Он наслаждается жизнью с женой своей, которую дал ему Бог на все суетные дни под солнцем (Еккл 9.9). Во всякое время одежды его светлы, и елей не оскудевает на голове его (Еккл 9.8). Сладок ему свет и приятно ему солнце (Еккл 11.7). Если Бог посылает ему несчастье, он размышляет (Еккл 7.14) и примиряется с ним, вполне убежденный в целесообразности и справедливости Божественного промысла, в воспитывающей и очищающей силе страданий. Зная, что при печали лица сердце ублажается (Еккл 7.3), он намеренно ищет того, что возбуждает печаль. Он предпочитает день смерти дню рождения, дом плача дому пира, сетование смеху, обличения мудрых песням глупых (Еккл 7.1—6). В отношении к людям он проникается чувством незлобия, снисходительности, доброжелательства. Он ищет нравственного единения с людьми, зная, что двоим лучше, чем одному (Еккл 4.9—10).
Уверенный, что от судьбы других людей зависит и его судьба, он всячески содействует их благополучию, щедро раздавая свое имущество (Еккл 11.1—2).
Таковое состояние духа, когда человек, всецело вручив себя Божественному провидению, безмятежно наслаждается жизнью, спокойно и благополучно перенося все посылаемые ему испытания, и есть единственно возможное для него счастье, его Tob. Но это счастье не полное, оно не может вполне удовлетворить вложенному в человека стремлению к вечному счастью (Еккл 3.10—11). Ithron недостижимо. Все суета и томление духа. Вот результат, к которому пришел Екклезиаст. С его учением о шеоле 2, с его неопределенным представлением о суде Божием, с его полным незнанием воскресения мертвых Екклезиаст не мог придти к иному выводу. Он искал совершенного счастья «под солнцем», т. е. в пределах земного бытия, но там его не могло быть.
Свернуть
Андрей, Ну вот что это за предпочтение дня смерти дню рождения? Еккл. 7:1 « Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения». Ну или в чём у этого несчастного смысл жизни? Может в приобретении доброго имени?Тогда всё не так плохо. Ну эта мысль вообще нигде больше не развивается…. Неу...
Развернуть
Андрей, Ну вот что это за предпочтение дня смерти дню рождения? Еккл. 7:1 « Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения». Ну или в чём у этого несчастного смысл жизни? Может в приобретении доброго имени?Тогда всё не так плохо. Ну эта мысль вообще нигде больше не развивается…. Неужели это - правда, что все что мог еккл. это- есть, пить и трудиться, потому что вся жизнь бессмысленна? Это как-то не вяжется с надеждой и целью, которую выражали люди Божьи через все Писания. Скорее, это отражает абсолютную безнадежность тех, кто не знает Бога. В отличие от этого, Апостол Павел пишет: «…если мертвые не воскресают…», «…станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Коринфянам 15:32).как же жил Екклизиаст как был несчастен.Он не знал обещаний Божьих о царствии небесном. Он не знал ничего об рае и у него не было надежды на жизнь в раю.. в новом завете написано 1 кор.15:19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа то мы несчастнее всех человеков. Ну а как жил Екклизиаст он только в этой жизни надеялся на Христа. Он был несчастен и всё?Он хотел умереть?
Свернуть