- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 3
- |
- Мероприятия 1
Анонимные Ариане.
Хочеться закончить заметки об анонимных сообществах наркоманов, алкоголиков. Внести ясность, с Божьей помощью, в вопрос - кто такие анонимные? Для этого вкратце нужно вспомнить о сути арианской ереси. Арий основоположник арианства утверждал, что Христос несть Бог, а тварное существо. Автор учения анонимных именуемое программой 12 шагов, биржевой маклер Бил Уилсон, пишет о себе в своей книге Анонимные алкоголики следующее: "В Христе я видел великого человека, чьи последователи не слишком тщательно следовали по его стопам. Его моральное учение казалось мне самым совершенным. Что касается меня, то я принял те части его учения, которые нравились мне и были не очень сложными, остальное я просто игнорировал."
Нужно сказать немного о духовной прелести, чтоб была ясность в истоках анонимного учения.
Прелесть духовная – состояние ложного духовного самосознания, при котором тонкое действие собственных страстей (прежде всего тщеславия) и воздействие на душу и тело падших духов субъективно воспринимается человеком как Божественная благодать и, в крайней форме, как святость.
Прелесть – обязательный результат последования ложному духовному учению или даже частичного принятия его.
Бил далее так пишет о своем духовном пробуждении в результате которого возникла программа 12 шагов: "Мой друг предложил нечто, что показалось мне в тот момент необычным. Он сказал: “Почему бы тебе не выработать свое собственное представление о Боге?”
Это наконец проняло меня. Ледяная гора рассудочности, в тени которой я жил и мучался столько лет, растаяла. Я стоял освещенный солнечным светом." И далее: "Это были необычные и революционные предложения, но, как только я полностью принял их, результат был поразительным. Возникло ощущение победы, за которым следовали чувства покоя и ясности, каких я раньше не знал. Появилась абсолютная уверенность. Я чувствовал такой подъем, словно меня продувал сильный и чистый ветер с высокой горы. Бог приходит ко многим людям постепенно, но Его воздействие на меня было неожиданным и глубоким.
На какое-то время это даже обеспокоило меня, и я позвал своего друга-врача, чтобы узнать, в своем ли я уме. Он с удивлением слушал меня.
В конце моего рассказа он покачал головой и сказал: “С тобой случилось что-то непонятное, но тебе лучше сохранить свое новое состояние. Вряд ли может быть что-либо худшее, чем то, каким ты был раньше”. Сейчас этот врач знает многих, прошедших через то же самое. Он знает, что наш опыт – реальность."
Антоний Великий учил, что общение с еретиками вредит душе, особенно же он предостерегал от общения с арианами
и говорил, что их учение есть учение дьявола и служат они ему.
В моей практике был пациент, который сделав третий шаг программы сказал, что ему явился Господь как Билу, он познал истину и что все кроме него, в заблуждении. Его наставник в программе поддержал его сказав, что с тобой произошло духовное пробуждение. Пациента отвергли как носителя истины сами анонимные и тем с кем он поделился этим опытом, в том числе и я. Он впал в озлобление праздность и уныние, несколько раз сорвался в запой, отчаялся бросить пить и вскрыл себе вены.
Лучше совсем по-кесаревски, без Бога, чем по-сектантски.Язычнику легче к Богу прийти, чем с врагом выздоровевшему телесно.
Кстати, тема называется Анонимные Ариане и автор публикации АБСОЛЮТНО ПРАВ.Прошу прощения.
12 шагов, как программа выздоровления, делает акцент на Духовной составляющей человека.Если больной не желает принять помощь от Истинного Врача - Духа Святаго, то избавление от этой конкретной зависимости даст сатана.
"Какая польза человеку человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повре...
Развернуть
12 шагов, как программа выздоровления, делает акцент на Духовной составляющей человека.Если больной не желает принять помощь от Истинного Врача - Духа Святаго, то избавление от этой конкретной зависимости даст сатана.
"Какая польза человеку человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит"(Мк.8.36)
Свернуть
Еще раз повторю, что курсы для страждущих нашего общества "Трезвение" основаны на разработках Геннадия Шичко. Но коли тема об АА, то позволю себе разместить данное интервью.
Из беседы со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Интервью было дано Наместнику Данилова монастыря арх...
Развернуть
Еще раз повторю, что курсы для страждущих нашего общества "Трезвение" основаны на разработках Геннадия Шичко. Но коли тема об АА, то позволю себе разместить данное интервью.
Из беседы со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Интервью было дано Наместнику Данилова монастыря архимандриту Алексию (Поликарпову)
Вопрос: Ваше Святейшество! Возможно ли противостояние общественных сил порокам алкоголизма и наркомании? Как Вы считаете, наркомания и алкоголизм – это грех или болезнь? Является ли алкогольная и наркотическая зависимость лишь психосоматическим явлением или это более сложная проблема личности? И самое главное – как может Церковь противостоять этой беде?
Ответ: Проблему наркомании и алкоголизма нельзя рассматривать без учета духовной обстановки в России...
…По глубокому убеждению Церкви, пьянство и наркомания - это грех, ставший болезнью. Мы знаем, как подчас трудно человеку, поработившему себя алкоголю или наркотикам, освободиться от пут страсти, разрушающей душу и тело. В такой ситуации работа врачей и психологов незаменима. Однако помощь будет эффективной лишь в том случае, если не будет ограничиваться мерами медицинского характера….
…Необходима консолидация усилий Церкви и государственных структур, прежде всего медицинских. Уже сейчас некоторые священники активно занимаются помощью наркоманам и алкоголикам. Создаются церковные реабилитационные центры, братства и сестричества. Убежден, что эта деятельность будет расширяться и приносить благие плоды.
Вопрос: Помимо медикаментозных методик: лечения от наркомании и пьянства существуют так называемые духовно ориентированные программы. Одна из самых известных — Программа Двенадцати Шагов, используемая всемирно известным сообществом "Анонимные алкоголики» (АЛ) и «Анонимные наркоманы" (НА). Практически во всех странах мира существу ют группы самопомощи АА и НА. Насколько применимо подобное начинание в России?
Ответ: Не следует с ходу отвергать и порицать идеи, даже если они рождены вне Православия, которые служат благу людей. Опыт, накопленный в Сообществах «Анонимных алкоголиков» и «Анонимных наркоманов, не должен быть проигнорирован в России — напротив, он должен стать предметом пристального изучения. Однако следует помнить, что методики, эффективно работающие за рубежом, иногда могут быть неприменимы у нас. Полагаю, что в условиях России и других православных стран, где десятки миллионов людей связывают духовное здравие с отеческой верой, нужно попытаться наполнить эти программы нашим религиозно-нравственным содержанием, сочетать их медицинские и психологические достижения с православной духовной основой.
Вопрос: Взгляды священников Русской Православной Церкви на проблему алкоголизма и наркомании зачастую различаются. Некоторые считают, что нужно использовать чисто духовный метод борьбы: молебны, акафисты, проживание в монастырях, посты, зароки воздержания, паломнические поездки и т. д. В то же время другие священники приветствуют и поддерживают практику АА и АН. Как Вы думаете, почему мнения, священников разделились?
Ответ: Причиной подобного разномыслия является сложность проблемы алкоголизма и наркомании. Как уже много раз было отмечено, именно совместные усилия медиков, психологов и священников наилучшим образом способствуют преодолению алкогольной и наркотической зависимости.
Следует помнить, что выздоравливающий человек остро нуждается в заполнении своей душевно-духовной сферы, ранее заполненной наркотиками и алкоголем. И если Церковь не будет сотрудничать с обществами «Анонимных алкоголиков» и «Анонимных наркоманов", как, впрочем, и со многими другими подобными организациями, успешно работающими во всем мире, то ими займутся секты.
Вопрос: Некоторых священников смущает то, что на собраниях АА участники во время заключительной молитвы держат друг друга за руки. Но самым главным камнем преткновения является выражение: "Высшая Сила — Бог, как каждый Его понимает". Хотя в Программе говорится о Господе, о Боге, Который есть любовь. Но понятие «Высшая Сила» предлагается для неверующих алкоголиков и наркоманов, а таких в России очень много. Каково Ваше мнение по этому поводу?
Ответ: Традиции внешнего порядка, сформировавшиеся в подобных обществах, не имеют принципиального значения. Если люди, нуждающиеся в исцелении от страшной язвы, обращаются душой к Богу, то не разумно закрывать перед ними двери Церкви только потому, что они держатся за руки, стоя на молитве. Несомненно, высоты богословия могут быть поначалу недоступны им. Однако это не означает, что в практической деятельности по реабилитации алкоголиков и наркозависимых следует сознательно упрощать те или иные положения христианской веры. Такая деятельность должна быть неразрывно связана с катехизаторскими мероприятиями, с вовлечением страждущих от алкоголя и наркотиков в полноценную церковную жизнь.
Свернуть
АНТОНИЙ митрополит Сурожский:
Я узнал о Сообществ АА очень давно, когда еще был врачом. Это было более пятидесяти лет тому назад. Тогда во Франции только появились группы, работающие по Программе Двенадцати Шагов. В Англии они были организованы раньше и продолжают существовать до сих пор. Я с ним...
Развернуть
АНТОНИЙ митрополит Сурожский:
Я узнал о Сообществ АА очень давно, когда еще был врачом. Это было более пятидесяти лет тому назад. Тогда во Франции только появились группы, работающие по Программе Двенадцати Шагов. В Англии они были организованы раньше и продолжают существовать до сих пор. Я с ними не сотрудничал постоянно, но у меня бывали встречи с анонимами в те моменты их жизни, когда они искали чего-то более широкого, если можно так выразиться, — Бога или Церковь. Церковь как содружество, а не только как религиозную организацию — тогда они приходили ко мне.
Движение АА может иметь будущее лишь при поддержке Церкви и государства. Если Церковь и государство будут работать в этом направлении рука об руку, это очень многих может вдохновить и укрепить. ...Я думаю, надо сотрудничать, учиться друг у друга. Скажем, Сообществу АА можно поучиться чему-то у православного мировоззрения - его глубине, высоте. А нам можно научиться очень многому из их долголетнего опыта, и главное - пониманию и любви.
Для того чтобы АА могло охватить неверующих, воспитанных в среде атеизма людей, слово «Бог» заменили словосочетанием «Высшая Сила, как каждый Ее понимает, Сила, более могущественная, чем я». Я встречал людей, которые не верят в Бога, они не могут пока в Него верить, но они уважают Церковь. Для них понятие «Высшая Сила» более приемлемо. ...Принципы двенадцати шагов не противоречат православным христианским основам.
Христианская Церковь говорит нам, что духовность человека подлинна, если человек правильно понял самого себя, свое назначение в мире. Вопрос в том, когда возможно такое правильное понимание? Ответ, заключенный в святоотеческой литературе, таков: лишь тогда, когда человек пытается осмыслить себя в общении с другими людьми, с окружающим миром, а прежде всего с его Творцом - Богом. Программа двенадцати шагов явилась воплощением в конкретную практику человеческих взаимоотношений заложенного еще в первохристианские времена смысла понятия «терапия» (от греч. therapetia) как «совместного служения Богу и друг другу».
АЛЕКСИЙ, епископ Орехово-Зуевский:
Как я познакомился с Программой Сообщества АА? У меня есть духовное чадо. Если бы вы видели его раньше! Всегда пьян, пропах табаком. А сейчас он не мыслит себя без Церкви. Староста храма. Немало благотворит нашему монастырю. И таким он стал благодаря Сообществу АА. Он ежедневно читал мне вслух выдержки из книги «Двадцать четыре часа в день», которая предназначена для тех, кто посещает группы АА. Она помогает им реализовать Программу выздоровления, рассчитанную на каждый день. Книга заставляет размышлять, даже учит молиться. Многие мысли запали мне в сердце, они носят, безусловно, христианский, евангельский характер, это глубоко личные переживания.
В Программу приходит человек, который чувствует, что грех сильнее его. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что человек должен быть осужденником. Да, Программа помогает человеку ощущать себя грешником. Но не тем грешником, который грехом пригибается к земле, а тем, который верит в свое освобождение, в свое исцеление, в свое благодатное изменение. Он приходит, чтобы не быть одиноким, приходит, чтобы увидеть возможность освобождения от этот недуга. Он видит, что те, кто рядом с ним, этот путь обрели. То, что я видел и слышал на собраниях АА, меня поражало беспощадностью людей к себе, такое редко услышишь и на исповеди.
Именно благодаря программе и движению АА любой человек, атеист, неверующий, маловерующий - может познать Бога и обрести мать-Церковь. Это промыслительная Программа для многих и многих людей, удивительный подарок Бога измученным людям. Я уверен, если Церковь будет помогать обществу АА, то в России могут произойти благодатные перемены в решении проблемы алкоголизма, ставшей национальной катастрофой.
Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря г. Москвы:
Возникает вопрос: обязательно ли организации, с которыми сотрудничает Церковь, должны воцерковлять своих участников? В идеале, все воцерковленные люди работают для одной цели, для того, чтобы общество пришло ко Христу. Но реально мы работаем с теми людьми, которых встречаем на своем пути. Мы говорим им о любви, о правде, о Евангелии. И насколько они это усваивают, настолько они становятся церковными. И если те, с кем мы работаем, не являются таковыми на сегодня, мы не вправе от них отворачиваться, потому что Христос пришел спасти всех, Он пришел, чтобы спасти и грешников. Солнце светит и на праведных, и на неправедных. Мы работаем со всеми людьми, которые хотят выслушать слово Евангелия.
В нашем сотрудничестве с содружеством Анонимных алкоголиков мы не ставим перед собой прямой задачи по воцерковлению участников. Если через участие в группах самопомощи человек приходит ко Христу, в Церковь - отлично. Если он просто получит состояние трезвости, значит, будем надеяться, что на трезвую голову ему придут трезвые хорошие мысли.
Говоря о форме сотрудничества Данилова монастыря с группами самопомощи, следует сказать, что мы предоставляем им помещение. Иногда члены церкви, а это могут быть и иерархи, и братия монастыря, как гости присутствуют на открытых собраниях в этих группах и видят их опыт. Церковно окормляем мы тех людей, которые этого захотели, и мы видим, что такое сотрудничество дает добрые плоды. Может быть, они не очень обильные, но, тем не менее, мы видим, что люди исцеляются, а некоторые воцерковляются.
Что касается критики сотрудничества церковных организаций и общества «Анонимных алкоголиков» я могу сказать только одно: «Приди и виждь».
Надо понимать, что никто и никогда не говорил, что деятельность групп самопомощи безупречна. Я бывал на открытых собраниях. Из того, с чем я знаком, с чем-то можно не соглашаться, потому что это не обычно, не традиционно, но я не вижу здесь какого-то еретического учения, которое отрицает Бытие Божье, либо неправильно толкует церковные догматы. Люди собрались и молятся Богу. Те из них, кто христиане, молятся ведомому Богу. Многие из исцеляющихся там людей не пришли еще в Церковь, они находятся в притворе церковном. Будем надеяться, что они со временем войдут во святилище.
Атмосфера собраний мне показалась очень необычной. Тут нужно мужество для того, чтобы вступить в это сообщество и, например, встать и сказать: «Алкоголик Шура, семь дней трезвости». А у другого - двадцать лет трезвости! Не всегда человек может так заявить о себе. Это не просто, мне кажется. За счет того, что они, а я думаю, что все равно они призывают Бога; пусть не каждый, но те, кто знает Бога, он его призывает, и открывает свою душу, приоткрывает состояние своего сердца, они врачуются. Никакого сектантского духа и тоталитаризма я там не заметил. Пока я из маленького своего опыта (2005 г.) вижу, что это приносит пользу.
Мы не должны клеймить друг друга, подозревать в чём-то. Мы призваны помогать друг другу. Если не согласен с чем-то человек, он не придёт на эту группу или не посоветует кому-то пойти, вот и все.
Протоиерей Евгений Генинг председатель Отдела по работе с молодежью Московской епархии:
Сам этот метод, по моему глубокому убеждению, позаимствован из церковной традиции, в частности, из православной традиции… Просто формально сравните 12 шагов и «Девять заповедей блаженства», вы удивитесь их сходству. Конечно, язык разный, но суть одна.
Я несколько лет наблюдаю за этим движением, оно только растет и слава Богу. Тем боле, что программа не противоречит христианским принципам.
Вкратце это непросто все это выразить. Я бы провел параллель между заповедями блаженства и программой 12 шагов. На мой взгляд, параллель напрашивается сама собой. Что значит «Блаженны нищие духом?» (Мф. 5, 32) и что такое 1-й шаг программы, когда человек признает свое бессилие перед зависимостью? И там, и здесь человек признает свое бессилие. Когда я остаюсь один на один с самим собой, когда нет ничего и никого, кроме моего «я», кроме скорлупы, в которой я себя ощущаю и в которой и живу. И как выйти за пределы этой оболочки? Находясь в таком состоянии, я абсолютно бессилен, я ничего не могу сделать, не разрушив эгоистичный мирок, построенный вокруг себя, не могу выйти за его пределы.
Поэтому алкоголик начинает с того, что он признает свое бессилие и отказывается, по сути дела, от борьбы своими силами и своим разумом – он обращается за помощью к Богу. Также и человек, ставший на христианский путь, начинает именно с того, что говорит: «Да, Господи, я нищий, я ничего не могу сам».
В других шагах программы я также нахожу параллели с Заповедями блаженства. Если мы внимательнее всмотримся в 5-й шаг, то увидим, что это – покаяние. А для православного человека покаяние – неотъемлемая часть его жизни.
Нельзя смотреть на эту программу предвзято. Да, я могу перечислить множество несоответствий с православной догматикой, которые я вижу, имея богословское образование. Но давайте попробуем с любовью относиться к больным людям. И посмотрим на реальность. А реальность такова: что ни группа АА, то православные христиане, Людям это действительно помогает и они остаются в лоне Церкви, и более того, они приходят в лоно Церкви благодаря Богу, благодаря этой программе и, несомненно, благодаря своим усилиям.
Свернуть
Простите, повторюсь : если человек не желает получить освобождение от Бога - он получит его от сатаны.И БЕЗ ГЛАВЕНСТВА ЦЕРКВИ любой метод, претендующий на духовность, к этому приведет.ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ВАРИАНТОВ НЕТ.Прошу прощения.
Интервью Святейшего Патриарха Алексия я сам носил по кабинетам чиновников в начале "нулевых", ища помещение для группы.Спасибо, Церковь помогла, благочинный наш, о.Александр, в сотрудничестве с городской администрацией.Оно, это интервью, было таким же своевременным и правильным, как все действия...
Развернуть
Интервью Святейшего Патриарха Алексия я сам носил по кабинетам чиновников в начале "нулевых", ища помещение для группы.Спасибо, Церковь помогла, благочинный наш, о.Александр, в сотрудничестве с городской администрацией.Оно, это интервью, было таким же своевременным и правильным, как все действия нашей Церкви.
Не могу, к сожалению, сказать того же о высказывании митр.Антония.Сейчас ситуация сильно изменилась и влияние западного либерализма ПОЛНОСТЬЮ НИВЕЛИРУЕТ благотворное влияние программы.Реабилитационный Центр, или группа зависимых должны работать только при Храмах, если люди хотят не просто освободиться от зависимости, но еще и обрести ТРЕЗВЫЙ ВЗГЛЯД на мир.Прошу прощения.
Свернуть