Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православие и проблемы химической зависимости.

Мнение православного верующего о патологическом влечение к ПАВ.

Чтобы ввести вас в тему патологического влечения к психоактивным веществам при болезни химической зависимости, которую мне бы хотелось освятить, расскажу маленькую предысторию. Я работая уже как 8 лет в должности медицинского психолога в отделении психотерапевтической реабилитации наркологических больных и мне не раз приходилось задумываться над феноменом тяги. Что меня озадачивало и наталкивало на эти размышления, во первых общение с пациентами и их описания тяги. Они зачастую говорили об этом феномене как о действии некоего живого существа на них. Например такие высказывания как: с тягой нужно бороться, тягу не переубедишь, тяга знает, когда накрыть, тяга не отстанет пока не употребишь, тяга говорит мне употреби; говорили мне о том, что пациенты, в душе, находятся в неких субъект субъектных отношениях со своей патологией. Однажды один выздоравливающий алкоголик, консультант 12- ти шагового реабилитационного центра сказал мне: «Обрати внимание как на английском звучат алкогольные напитки – spirits оно имеет несколько значений - спирт, духи, крепкий алкоголь, призраки.» Он говорил о значении духа, как некой нематериальной личности, который взаимодействует с зависимым и влечет его к гибели через употребления наркотиков и алкоголя.
Таким образом я стал задумываться над тем, что я имею дело в лечении зависимых не с неодушевленной болезнью, а с разумной личностью. Почему бы нет, ведь наука учит относиться ко всему без предубеждения и изучать.
Далее я стал исследовать проблематику тяги и хочу поделиться своими изысканиями. «Патологическое влечение при зависимости это не что иное как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) - один из основных психиатрических синдромов и рассматривать его лучше всего, исходя из этой позиции. ОКР не является эксклюзивной собственностью наркологии, оно входит в структуру многих других психиатрических заболеваний. Из названия видно, что синдром состоит из двух компонентов: обсессия и компульсия, которые тоже имеют довольно сложную структуру, но разобраться можно. Если проще, то: ОБСЕССИЯ - это думаю о том, о чем не хочу думать; КОМПУЛЬСИЯ - это делаю, то, что не хотел бы делать.» (1)
В книге Анонимные алкоголики аналогично описан этот феномен: «Но всегда был этот странный умственный феномен, когда одновременно с нашими здравыми суждениями неизбежно возникало совершенно безумное и простое оправдание для того, чтобы выпить первую рюмку. Наши здравые мысли не могли удержать нас. Безумная идея брала верх. На следующий день мы спрашивали себя со всей искренностью и серьезностью: “Как это могло случиться?”»(2)
Вопрос кто или что заставляет зависимого употреблять? Психиатрия, психология и наркология отвечает на этот вопрос так: страдательное состояние нужды в психактивном веществе вызванное мыслью употребить, которая становиться навязчивой и вызывает тем самым невыносимое психологическое напряжения требующее разрядки, что и вываливается в компульсивное употребление. Анонимные сообщества вообще не дают в своей литературе однозначного ответа на этот вопрос, кроме указаний на личности дьявола или так называемого Джона ячменное зерно. Из этого следуют новые вопросы откуда и почему эта мысль возникает, против воли самого зависимого и в довесок сам зависимый описывает тягу как чуждый ему голос, в его голове, приказывающий ему употреблять. И еще почему члены сообществ анонимные алкоголики и анонимные наркоманы все как один заявляют что им ничто не помогает избавиться от обсессии кроме молитвы?
Все эти изыскания привели меня из области психологии и медицину в область духовную, а точнее к православной аскетической литературе.
«Слово аскетика, аскетизм произошли от греческого глагола аскео, что в переводе означает: искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы и в этом упражняться. В древней языческой Греции аскетами называли атлетов, так как они проводили время в постоянных тренировках и упражнениях и при этом вели строгий, воздержанный образ жизни. Позже именование аскет закрепилось за людьми, подвизающимися в воздержании и стяжании добродетелей.(3) Воздержание от употребления и изменение жизни это ключевые темы и в зависимости и в аскетике. Поэтому я и прибегаю к этому источнику.
Будем отвечать на вопросы по порядку. Первый откуда и почему возникают навязчивые помыслы противные воле человека? Вот что пишет об этом Евангелие: « И во время вечери, когда дьавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» (Ин. 13, 2) (4) и далее И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. (Ин. 13, 27) (4) Святое Евангелие изображает дьавола сперва вложившим в сердце Иуды Искариотского м ы с л ь о предании Богочеловека, а потом взошедшим в Иуду. Первое это обсессия второе это компульсия. Кто же такой дьявол? Дьявол это прежде всего дух те нематериальное существо если быть более точным - «Дьявол (греч. diabolos – клеветник) – падший ангел, восставший, по причине гордости, против Бога и утративший свое ангельское достоинство, допущенный Богом для искушения людей ради определения их свободной воли к добру. Дьявол всегда желает человеку только зла, его цель – погибель человека.» (5) Так что зависимость и ее проявление - тяга вполне в духе дьявола. Далее приведу слова преподобного Иоанна Кассиана: «Ведать подобает, что есть три начала наших помыслов: от Бога, от дьявола и от нас. (6) Очевидно тем кто сталкивался со страшной болезнью зависимости, что помысл употреблять не от человека и не от Бога в Его христианском понимании, потому что Бог - есть любовь, а обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется употреблением против воли алкоголика или наркомана. «Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о подобных ситуациях следующее: “Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться”.» (7) На первый вопрос думаю достаточно.
Второй уже очевидный вопрос почему обсессия преодолевается только молитвой, обращением к Богу за помощью. Не могу удержаться, но отвечу по детски потому что всем известно, кроме сатанистов конечно, что Бог сильнее сатаны. «Как свет рассеивает тьму, как правда торжествует над ложью, как добро неизменно побеждает зло, так и злой дух будет побежден и низвержен Спасителем Иисусом Христом. “Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну” (Откр. 20:2-3). Дальнейшая судьба злого духа такова: “диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков” (Откр. 20:10).» (8) Это мое мнение православного психолога, каким бы диким для научного сообщества оно ни казалось.
Евгений клинический психолог.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

    Сообщество