Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Иеромонах Макарий (Маркиш) - православные ответы.

В чем нужно каяться?

Вопрос: «В чем нужно каяться: в том, что ты, действительно согрешил, но может быть не чувствуешь, что это грех или все же в том, что описано в брошюрах о покаянии?»


Отвечает иеромонах Макарий (Маркиш):
— Вот, допустим, у батюшки Иоанна Крестьянкина, та информация, которая содержится в его брошюре, помогает мне взглянуть критическим взглядом на свои поступки, на свою жизнь, на свои отношения с близкими, на свои отношения с Господом, на свое понимание христианства, на свое понимание своего общественного долга, на свою любовь к ближнему. Но, когда мы спрашиваем, в чем надо каяться - надо ли каяться в мыслях своих или в том, что было 50 лет назад? Надо здесь провести границу определенную. Это мой такой совет, который я всем даю на исповеди: - Проведите границу между тем, что есть и тем, что было. У нас с вами нет власти над прошлым. Власть над прошлым есть только у Господа. Но у нас есть власть над настоящим и будущим. Приходит пожилая женщина на исповедь и кается, говорит: «Батюшка, я виновата, я украла мешок картошки». Я говорю: «Как же Вам это удалось, Вы на ногах-то с трудом стоите? - Ну, говорит, 30 лет назад я была сильней гораздо». Теперь я пытаюсь выяснить, как это поступок 30-ти летней давности складывается сегодня на ее жизни: - Продолжает ли она воровать картошку? Или это произошло и осталось в прошлом. И от этой оценки, этого понимания, зависит мое покаяние. Если это прошлое и этого больше нет, то я признаю свою вину, свою ошибку, но оставляю это в прошлом. Закрываю как бы эту страницу, вручаю этот грех Господу. Если же эта страница еще не закрыта, если человек говорит: - Я грешен, я пил. И продолжает это делать. То мое внимание, как священника, будет направлено в будущее: - Как добиться того, чтобы этого больше не было. Как добиться того, чтобы это покаяние стало реально изменением, исправлением. И в отличии от мешка картошки 30-ти летней давности, здесь есть над чем поработать. Попросить у Господа помощи, дара покаяния, и исправления этих грехов.
Вот здесь эту границу мы проводим и за нею следим. Если этот грех был, и больше его нет, то человек исповедуется и оставляет эту тему. Есть очень печальные грехи у многих из нас, особенно тех, кто пришел в Церковь в более сознательном возрасте. Что – то, что тяготит совесть из прошлых наших ошибок. Мы приносим в этом покаяние один раз и больше к этому на исповеди не возвращаемся. Если помыслы о прошлых грехах, ошибках и преступлениях начинают нас терзать, то мы обращаемся к Господу с молитвой, вспоминаем нашу исповедь, говорим: «Господи, я покаяние принес в этом грехе – прости меня. Избави меня от этих помыслов, они лишние, они не ведут ни к чему доброму». Если же этот грех настоящий, еще не закрытый, то здесь идет борьба, до тех пор, пока победа не будет одержана.
Мы не сортируем грехи по тяжести. Если спрашивают: «Батюшка, я по морде соседу съездил, это тяжелый грех?» Вопрос глупый, потому что есть уголовная ответственность, а перед лицом Господа, кто мы такие, чтобы выносить свой приговор. Но мы можем разделить грехи по масштабу времени покаяния. Человек приходит на исповедь и говорит: - Я грешен, я верил в суеверия, в гороскопы, читал и думал, что звезды или планеты нами руководят. Теперь понимаю, что это вздор и чушь собачья. Покаяние принесли? – Принес. Понимаете, что были не правы? – Понимаю. Если Вы признаете, что Ваши мысли и идеи были ошибочны, были заблуждениями, значит у Вас больше их нет, Вы от них избавились. Они могут Вас терзать, напоминать о себе, но строго говоря, Вы уже больше им не принадлежите. Значит Ваше покаяние, стало исправлением. Это хорошо, значит человек избавился от греха. Это самый краткий – масштаб покаяния.
Следующий уровень, человек говорит: - Да, я грешен, я злоупотребляю алкоголем. Я понимаю, это плохо, но вот как избавиться мне? Он понимает, что плохо, он кается, но можно ли сказать, что он уже перестал быть пьяницей? - Нет. Ему надо трудиться, добиваться освобождения от этого греха, этого пристрастия. Если он все это будет делать, то в какой-то момент он скажет: - Да. Я раньше выпивал лишнего, но больше не выпиваю. Он ведет борьбу и эта борьба должна закончиться победой. Чтобы поставить в этом деле точку и перевернуть страницу.
И, наконец, третий уровень масштаба времени, когда борьба идет от начала до последнего вздоха, и мы не можем сказать, что она закончилась победой в этой жизни. Самый простейший пример – этот гордость. Никто из нас не может сказать: «Знаете, я раньше был гордый, а теперь смиренный». Человек вел борьбу с гордостью, мало того по мере этой борьбы, он мог еще яснее увидеть, как эта гордость коренится в его сердце, и он никогда не скажет, что он от нее избавился, потому что он от нее не избавился. Тщеславные помыслы остаются в нашем сердце, также как гордые и эгоистические. Эта борьба без конца, до последнего вздоха. И вот это тоже хорошо иметь в виду, в своем покаянии.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Рекомендуем