
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 3
- |
- Видео 86
- |
- Мероприятия 0
Как правильно проводить свой досуг?
Вопрос: «В советское время у людей было времени больше, чем теперь. Как проводили досуг, куда ходили, что делали? »
— Семейная жизнь в большой своей доле была достаточно крепкая, сплоченная и здоровая. Люди, внутри своих семей находили время и место для совместного времяпрепровождения. Досуг, то самое свободное время, оно не растрачивалось куда-то наружу, как, к сожалению, стало модным сегодня, а оставалось ресурсом для внутреннего потребления семьи. Сегодня, индустрия развлечений старается сделать из нас средство извлечения дохода, то я думаю, те, кто заботится о своем душевном здоровье и здоровье своей семьи – будут противодействовать этому.
— Два момента: первый – индустрия, второй – развлечения. Получается, что развлечение, с Вашей точки зрения, это не очень хорошо. Есть какой-то негативный оттенок в этом. В одном из своих интервью, Вы говорили, что «развлечение – это отвлечение от реальности».
— Так вот подумаем - от какой, именно, реальности? Вот возьмем реальность семейной жизни, в которой участвуют муж и жена. И вот муж говорит: - Знаешь, мне надоела эта реальность. Ты как хочешь, а я сажусь в машину и уезжаю развлекаться. В этом случае, он совершает преступление против семьи, против жены.
— Почему? Он не имеет право на такой свободный шаг.
— Это не вопрос права, это вопрос добра и зла. В данном случае, отвлекаясь от реальности семейной жизни, он эту жизнь разрушает. А вот, если жена говорит мужу: - Знаешь, я так устала, от всего: стирка, уборка…. Я уже так не могу. Мне надо отдохнуть и привести себя в порядок.
— И идет в салон красоты.
— Да, может и так. А муж остается стирать белье.
— Это другая ситуация?
— Это другое отвлечение. В первом случае муж отстраняет от себя эту реальность, а во втором случае жена идет в салон красоты, для того, чтобы сделать мужу подарок. И она вынуждена отдохнуть от своего труда, потому что иначе, это труд на износ. Работа не должна быть на износ, потому что износ – это вред, а вред – это грех. А греха не должно быть.
— Что делать реалии нашей жизни таковы: «работаем - как сумасшедшие и отдыхаем – как безумные»?
— Да, но этот обычай находится в пределах нашего свободного выбора.
— Отец Макарий, скажите, пожалуйста, вот индустрия развлечений сегодня нацелена в основном на детей. Все парки аттракционов, все-таки - это прежде всего для детей. И для детей становится свойственно жить с этими развлечениями. Потому что невозможно отказать ребенку в каком-нибудь его любимом аттракционе. Разве нужно это делать, вообще?
— Здесь причина порождает следствие, а следствие причину. Индустрия развлечений ищет возможность извлечь доход из нас. Вызывает в людях потребность в тех или иных развлечениях, порождает тем самым на них спрос. И тут уже задача родителей, задача семьи правильно этот поток и воздействие на семью правильно регулировать: где-то отражать, а где-то и принимать. Есть замечательные, интересные вещи, которые каждому подростку будут интересны и любопытны.
— Вот расскажите, каким должен быть с Вашей точки зрения, правильный досуг?
— Если речь идет о семье, то он должен быть с семьей. Это некий, базовый принцип семьи.
— Вот, допустим, мама, папа и ребенок садятся в автомобиль и едут всей семье в торгово-развлекательный центр. Проводят там выходной день- все нормально.
— Будем надеяться! Когда, Вы говорите торгово-развлекательный центр, у меня лично возникают отрицательные эмоции. Но ведь все люди разные, у них интересы разные. Мы пытаемся, конечно, привлечь людей к более возвышенным или вернее эстетически ценным формам времяпрепровождения, чем торгово-развлекательный центр. Но, я скажу следующее, что если они все вместе: втроем, вчетвером, впятером, сколько у них там детей – поехали в торгово - развлекательный центр. И там, занимались тем, что интересно и кается всех, то они пользу принесли себе большую, нежели бы они остались дома и разошлись каждый по своим комнатам.
— Сейчас многие взрослые люди ходят смотреть фильмы, которые рассчитаны не на их возрастную категорию, на детей. Бывает, что видишь взрослого человека за игровым автоматом. Бывает, видишь взрослого человека на аттракционах, каруселях. То есть та индустрия развлечений, которая направлена на детей, захватывает и взрослых тоже, а потом говорят про инфантилизацию общества. Как Вы, относитесь к этому явлению: это хорошо, плохо?
— Инфантилизация – это ужасно. Но, если отец или мать идут на встречу своему ребенку и говорят: - Мы с тобой вместе поедем…Детям, должно быть несколько детей, если они вживаются в жизнь этого детского коллектива, не говорят: - Идите туда, делайте что вам нравится. Так не надо, взрослые должны участвовать в жизни детей. Это участие в жизни детей предусматривает игру, а игра предусматривает те или иные формы индустриального развлечения. Конечно, на мой взгляд, лучше поехать в лес всей семьей, но не все могут, не всем нравится.
— Диктатура досуга – вот эта формулировка, если в таком разрезе попытаться поговорить. С одной стороны, лес, грибы, ягоды, лыжи, санки – зимой. С другой стороны, более привычные для нас современных людей, навязанные нам вот этой индустрией развлечения, другие формы времяпрепровождения. Вот в чем здесь опасность?
— Опасность здесь, именно в слове диктатура, а диктатура значит утрата свободы. Христианин – это свободный человек. Он сам выбирает себе и своей семье, что ему вред приносит, а что приносит пользу. Человек, у которого болит нога или он просто не любит лес, может пойти куда-нибудь в другое место. А другой, которому нравится отдых на природе, но в силу того, что он нагляделся рекламы в средствах массовой информации не благочестивых, по какой-то причине он ощущает себя связанным, обязанным и этой диктатуре подчиняется. Вот не подчиниться диктатуре – это обязанность каждого здравомыслящего, я уже не говорю православного человека. Это такая диктатура, которая достаточно распространена в современном мире, и досуг – это только часть, сектор этой диктатуры. Это устранение свободы человека. Уменьшение или вовсе ликвидация свободного волеизъявления человеческой души. Мы не должны этого допускать.
— Отец Макарий, скажите, бывает ли досуг в монастырях?
—Монах – он всегда остается монахом. Он не может с себя снять рясу и пойти в то же самое место развлечений.
— Но отпуск, бывает же у монаха?
— Отпуск бывает. Вообще, если монах получил отпуск, он может поехать своих родных навестить или в другой монастырь, или в какое-то место известное, где он не бывал.
— Неужели, никогда не хотелось в кино пойти или уехать туда, где тепло и хорошо?
— И в наших местах не так плохо, и тепло, и хорошо. А, что касается кино, сейчас есть интернет, диски, если какой-то фильм рекомендуют посмотреть, так я его возьму и посмотрю.
— Это не зазорно для Вас, то есть Вы можете это делать?
— Что значит зазорно? Зазорность – это грех, это зло, это вред. Если, я пойду смотреть такие фильмы, которые, извините, и «цепному псу» не покажут, такую мерзость, то это, конечно, зазорно. А, если фильм хороший, почему бы его и не посмотреть.
— Есть такая заповедь о седьмом дне, дне покоя. Как ее правильно соблюдать?
— Если, Вы помните Евангелие, то ни один факт не вызывал столько нареканий на Спасителя, как эта тема, нарушение 4 Заповеди. Его постоянно пытались упрекнуть, что Он нарушает субботу. И ответ Его был простой: «Ни человек для субботы, а суббота для человека». И в этих простых евангельских словах, как в капле воды отражается все, что мы сейчас сказали. То, что приносит нам пользу: духовную, телесную, семейную, личную, общественную – оно должно быть. То, что приносит вред, того не должно быть.












Замечательные, разумные слова.