- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 328
- |
- Мероприятия 0
Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не...
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 23, ст. 29 - 39.
29. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30. и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
31. таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32. дополняйте же меру отцов ваших.
33. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34. Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35. да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.
37. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38. Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
(Мф. 23, 29–39)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат не только обличение, но и сожаление о духовном состоянии иудеев, потому как Господь знал, что они уже замыслили убить Его и тем самым свидетельствуют, что ничем не отличаются от предыдущих поколений, избивавших пророков.
Книжники и фарисеи ухаживали за могилами мучеников, украшали их памятники и утверждали, что если бы они жили в те давние времена, то не убили бы пророков. Но Господь, обращаясь к ним, замечает: таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших (Мф. 23, 31–32).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «… смысл тот, что предки фарисеев и книжников старались наполнить “ меру ” своими беззакониями и жестоким обращением с пророками. Их потомки не только не остановились в этой деятельности, но к тем беззакониям, которые допущены были предками, старались прибавить еще новые. Ясное указание на предстоящее предание смерти Самого Спасителя и на казни Его учеников…».
По словам Господа, история Израиля – это история убийств праведников от Авеля до пророка Захарии. И если имя Авеля знакомо всем, то о каком Захарии говорит Господь?
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Одни Захарией, сыном Варахии, называют того, который был одиннадцатым из двенадцати пророков, и с этим согласно имя его отца; но, когда он был умерщвлен между храмом и жертвенником, об этом Писание не говорит. Другие под Захарией разумеют отца Иоанна Крестителя. Так как это утверждение не имеет твердого основания в Священном Писании, то и отвергается оно с такой же легкостью, с какой доказывается. Третьи предполагают, что это тот Захария, который был умерщвлен царем Иоасом между храмом и жертвенником, как сообщает повествование о царях. Но при этом необходимо иметь в виду, что тот Захария был сыном не Варахии, а сыном священника Иодая».
С последним утверждением согласны и многие современные толкователи Священного Писания, отмечающие, что отец Захарии, которого убил царь Иоас, мог носить два имени: Варахия и Иодай.
Почему же Иисус выбрал именно Захарию? В еврейской Библии, как и у нас, первой идет книга Бытия, но в противоположность нашей Библии, в еврейской последней стоит Вторая книга Паралипоменон. Таким образом, мы получаем указание на то, что убийство Авеля было первым убийством праведника в библейской истории, а убийство Захарии – последним.
С глубокой скорбью говорит об этом Господь: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23, 37). Это слова Спасителя, скорбящего о людях, которые отказываются от помощи. Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Этими словами Он хочет показать, что они всегда отдалялись от Него по причине грехов; сравнением же изъявляет Свою любовь, потому что эта птица горячо любит своих птенцов».
Спаситель обращается к совести людей, призывая их к иной жизни и даруя свободу выбора: принять этот призыв или отвергнуть его. Господь хочет спасти каждого, но не может сделать этого без желания и участия самого человека.
Задумаемся же, дорогие братья и сестры, о том, что, если мы хотим отличаться от книжников и фарисеев, то нужно не искать оправданий, а откликнуться на призыв Христа и следовать за Ним, принимая Его волю в собственной жизни. Помогай нам в этом Господь!