Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православный Петербург

Надобно прийти соблазнам

БЕЗ ИСКУШЕНИЯ НЕТ СПАСЕНИЯ

Протоиерей Игорь Филин. Храм Преподобного Серафима Саровского в п.Песочный

«Не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия попущения, а напротив того, надобно молиться, чтобы не впасть в искушения», — писал свт.Василий Великий. Но почему Господь попускает искушения, если, например, человек занимается благим делом — строит храм, выпускает православную газету, организует кормёжку для бездомных, устраивает приют для сирот или богадельню для стариков? Размышляет настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.

Священное Писание говорит: без искушения нет спасения, если хочешь поработать Господу — приготовь душу свою ко искушениям и потерпи. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1, 12). Св.Отцы предупреждают, что если не было искушений до того, во время или после какого-то дела, задайся вопросом: а доброе ли дело ты делаешь или сделал? В одной из своих бесед Иоанн Златоуст сравнивает атлета и аскета. Если атлет не будет усиленно тренироваться, он не станет чемпионом. А когда аскет пытается жить так, чтобы у него не было искушений, а всё было гладенько — душа его не совершенствуется, ибо нет причин заставить себя потерпеть, простить…

Но если Господь попускает нам искушения, Он даёт нам и благодать на их преодоление. Вспомним Евангелие: незадолго до распятия Христос ведёт Своих учеников на гору Фавор и там они видят Фаворский свет, лицезреют Иисуса в преображённом виде и понимают, что у Него Божественная природа. Так ученикам была дана обильная благодать — знание о том, что Христос есть Бог, что Он воскреснет и что верные будут с Ним. Именно воспоминание о Фаворе давало ученикам такие духовные силы, что, даже видя Христа на Кресте, они надеются и ждут Его Воскресения.

Нельзя искать и просить искушений — это гордо. А когда неразумный подвижник начинает это делать, искушения могут прийти такие, что он не сможет потерпеть их. Положитесь на волю Божию и молитесь, как свт.Филарет Московский: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему — чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое отверсто. Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! И сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою… Научи меня молиться. Сам во мне молись».

Искушения и соблазны всегда присутствуют в нашей жизни, тем более если мы начинаем подвизаться, пытаемся работать во славу Божию. Например, человек собирается строить храм или издавать православную газету, — он может разориться или у него возникнет искушение потратить часть денег на себя. Впрочем, богатство — это не обязательно ценное имущество, это может быть безделица, которой человек дорожит, — телесная красота, ум, образование, особые таланты… И человек забывает, что ему ничто не принадлежит, ибо всё, что мы имеем, — Божие.
www.pravpiter.ru/pspb/n255/images/255_1.jpg
www.pravpiter.ru/pspb/n255/images/255_2.jpg
Разумеется, если я хочу работать Богу, то я принимаю Его. А Он со мной разговаривает на языке обстоятельств нашей жизни, ибо Бог во всём. И это самое сложное, что надо понять и принять человеку, когда он сталкивается со злом: что зло — попущение Божие для нашего же спасения! Поэтому «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф.5, 44). Но как? Как любить негодяя, подлеца, вора, насильника? А разве Господь создал этого человека, дал ему душу безсмертную для того только, чтобы проклясть его и в ад согнать? Нет, Господь каждому человеку хочет спасения и познания истины. Каждому! Поэтому не волнуйтесь о чужих грехах и соблазнах, пекитесь о своих.

Болезни, смерть, голод, война… — и в этом Господь! Другое дело, почему это происходит. Например, почему тяжело болеет и страдает мой безвинный ребёнок? Человек неверующий или маловерный ропщет: «А где же Бог, почему Он не поможет?». Этот человек забывает, что есть душа, которая существует вечно. Мы же празднуем память вифлеемских младенцев, ибо они — первые христианские мученики, погибшие ради новорождённого Христа. А пребывание свв.мучеников в Царствии Небесном несравнимо ни с каким земным благополучием. Болеет ребёнок? Это Господь посылает звоночек родителям, души которых блуждают во мраке. Я знаю семью, где двенадцатилетняя дочка была тяжело больна онкологией, ей пересаживали костный мозг… И что, вы думаете, она сказала родителям? «Я болею, чтобы вы уверовали в Бога». Сама она уверовала, заболев. В результате вся семья пришла в Церковь: мама, папа, брат. И девочка выздоровела.

Старец Паисий Святогорец (†1994) рассказывает две истории очень похожие. Как-то к нему пришёл один отец и просит: «Помолись за моего ребёнка, он тяжело болен. У меня-то вера слабая, но говорят, если ты помолишься — сын выздоровеет». — «Хорошо, но что ты готов сделать ради того, чтобы сын твой поправился?» И тут увидел старец в кармане у отца сигареты. Он спросил: «А сможешь ради здоровья сына бросить курить? А я буду молиться». Отец согласился без колебаний. А отец другого юноши на это ответил: «Говоришь, мой сын будет здоров, оттого что я брошу курить? Да ты, я смотрю, совсем из ума выживший старик. А мне говорили, что ты — старец». О результате догадаться нетрудно.

Да, соблазны нам попускаются, но результат зависит только от нас. Жизнь наша на земле — временная и испытательная, мы здесь лишь на короткое время и душа наша здесь испытуется. Помните.

Все великие молитвенники предупреждают: готовься к искушениям. Начинаешь усердно молиться — готовься к искушениям; берёшься за какое-то серьёзное богоугодное дело — не удивляйся, что с тобой начнут происходить какие-то несуразности. Я знаю одну историю 20-летней давности. Решила группа людей издать известный труд прп.Никодима Святогорца «Невидимая брань» о многообразных кознях бесовских, различных их лукавствах и способах борьбы с ними. Увы, издатели переругались между собой, рассорились — и благое дело развалилось. А всё оттого, что не смогли потерпеть друг друга, примириться… Без терпения не может родиться смирение, а без смирения не может быть любви. Поэтому сначала надо научиться терпеть и слушать друг друга.

— Как же так? Если человек строит храм или богадельню, издаёт православную газету, не искушения, а помощь Божия должна быть!

— Для Бога наши храмы, иконы, книги, газеты не имеют той ценности, которые они имеют для нас. Для Господа ценность — душа человека. Стало быть, и важно то, что полезно для спасения души. Вспомним нашу послереволюционную историю. Вот в деревне активисты сломали церковь, сожгли иконы, убили священника, а комиссар глумится: «Ну, где ваш Бог? Почему молчит? Нет никакого Бога!».
И после этого живёт негодяй, засылает людей в лагеря, отбирает имущество, насилует…
И где справедливость? А она может быть не сегодня, а завтра, через десять лет или вообще в вечности. И кто-то недоумевает: «Глядите-ка, Бог его не покарал…». Возникает искушение наказать негодяев. Другой же говорит: «Мы знаем Того, Кто сказал: «У Меня отмщение, Я воздам» (Евр.10, 30). По грехам своим приемлю, Господи».

— Вот ситуация. Человек честно, на свои деньги справлял Божие дело. Но возникла проблема, когда либо закрывай дело и разгоняй сотрудников, либо дай взятку. Он дал взятку.

— Взятка, подкуп — грех. Но когда жизнь ставит в такие рамки, что и так и так плохо, русский человек из двух зол выбирает меньшее. То есть если бы дело было только в сохранении личного имущества — тогда дело другое. Ну, стал нищим, живу себе и радуюсь, на всё воля Божия. Но если за моей спиной люди, если я их работодатель, а у них семьи, дети, которых надо кормить-поить, одевать, тут уж совершенно другое дело. Словом, и так и так будет нарушение заповеди. Но, может быть, стоит поразмыслить, почему возникла такая ситуация. Задуматься: какими руками я делаю газету, строю храм? Может быть, дело-то и хорошее, да руки у меня грязные. И Господь какое-то время терпит и благословляет что-то делать. Но терпение Господне может истощиться, если я не меняюсь к лучшему, а становлюсь хуже, чем был, и именем Господа творю безобразия. И Господь может отстранить человека от дела, дабы тот в скорбях и болезнях пораздумал, правильно ли вёл себя, имеет ли право величаться Божиим работником? Если Богу угодно — всё будет существовать и процветать, либо возникнет в другом месте.

Вот напротив нашего храма есть клочок земли, который мы уже лет десять пытаемся получить в аренду. В Земельном комитете города эта земля числилась свободной, и нам обещали предоставить аренду. Мы хотели там иметь небольшую гостиничку, в которой могли бы безплатно жить на время лечения в песочинском онкологическом центре больные дети и их родственники, не имеющие средств снять квартиру или номер в отеле. Дело благое, и пока шёл сбор документов и всевозможные согласования, мы поставили там временное деревянное сооружение. А тут выясняется, что у земли есть хозяин, хотя с 1994 года он не реализовал свои права на пользование ею. Какова дальнейшая судьба гостиницы? Не знаю… Есть силы, которые не дают до конца довести доброе дело. Буду руководствоваться словами Паисия Святогорца, что мы должны делать то человеческое, что можем сделать. Как говорится, «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1, 21). Утешаюсь тем, что эти годы мы пользовались гостиницей и она успела принести много пользы.

Есть такая притча. Один подвижник, видя несправедливость, воздел руки к небу и воскликнул: «Господи, где же Ты, когда здесь сильные обижают, обманывают, грабят слабых?». И услышал в ответ: «Мой Ангел отведёт тебя туда, где ты всё сам поймёшь». Ангел отвёл подвижника в оазис в пустыне и велел спрятаться в кустах. Вскоре прискакал путник, напился воды, напоил коня и поехал дальше, а из кармана у него выпал увесистый кошелёк. Спустя время к оазису пришёл человек, нашёл кошелёк, возблагодарил Бога за милость и ушёл. Вскоре пришёл третий путник и прилёг отдохнуть в тени деревьев. Тут вернулся всадник, не найдя кошелька, он накинулся на спящего, требуя вернуть деньги. А тот и в толк не возьмёт, чего от него хотят. В гневе убил его всадник и ускакал. Потрясённый подвижник вышел из кустов. Ангел пояснил: «Первый — богач. Он неправдой отнял землю своего соседа, продал её и ещё обогатился. Второй — его сосед, который кормился с этой земли и стал нищим. Он брёл куда глаза глядят, нашёл кошелёк и побежал купить новый надел земли и перевезти туда семью». — «А за что пострадал третий?» — «Он когда-то убил человека, но усовестился и стал просить Бога: «Господи, чтобы мне искупить грех убийства, дай мне погибнуть насильственной смертью, только бы душа моя спаслась». И получил просимое». — «Но что же с всадником, убившим его?» — «А он сейчас мчится по пустыне, и в нём просыпается совесть».

Искушения неизбежны, но, как утешает нас ап.Павел, «Бог… не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». (1Кор.10, 13).

Адрес: СПб, пос.Песочный, Ленинградская ул., 10. Тел.596-63-73

Записала Ирина РУБЦОВА

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы

    Сообщество