«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7)
Каждый человек мечтает о чуде: больной о выздоровлении или, хотя бы, шансе на жизнь, пара, не имеющая детей — о долгожданном ребенке, мать пропавшего сына — о его возвращении. Понятие чуда для каждого человека — индивидуально, и многие чудеса происходят по Воле Божьей и Благословению. Но есть такие «чудеса», которые мы можем творить сами и получать от этого удовольствие. Для этого нужно совсем немного: поделиться тем, что есть у тебя, отдать нуждающимся то, что находится в избытке, помочь в трудный момент тем, кто просит о помощи. Милостыня, благотворительность, помощь — мы можем по-разному называть то, когда человек бескорыстно отдает что имеет нуждающимся в этом. В любом случае, помогая неимущим, мы творим благо не только тем, кто просит о помощи, но также и себе. Поэтому благотворительность не случайно имеет два корня «благо» и «творить».
В истории Русской Православной Церкви благотворительность была неотъемлемой частью,...
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7)
Каждый человек мечтает о чуде: больной о выздоровлении или, хотя бы, шансе на жизнь, пара, не имеющая детей — о долгожданном ребенке, мать пропавшего сына — о его возвращении. Понятие чуда для каждого человека — индивидуально, и многие чудеса происходят по Воле Божьей и Благословению. Но есть такие «чудеса», которые мы можем творить сами и получать от этого удовольствие. Для этого нужно совсем немного: поделиться тем, что есть у тебя, отдать нуждающимся то, что находится в избытке, помочь в трудный момент тем, кто просит о помощи. Милостыня, благотворительность, помощь — мы можем по-разному называть то, когда человек бескорыстно отдает что имеет нуждающимся в этом. В любом случае, помогая неимущим, мы творим благо не только тем, кто просит о помощи, но также и себе. Поэтому благотворительность не случайно имеет два корня «благо» и «творить».
В истории Русской Православной Церкви благотворительность была неотъемлемой частью, начиная со времени Киевской Руси. Уже о святой равноапостольной княгине Ольге известно, что она одевала нагих и помогала вдовам, сиротам, нищим и другим нуждающимся. После крещения Руси благотворительность быстро развивалась даже в государственных структурах. Согласно летописи, великий князь Владимир «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питье и яденье, и от скотьниц кунами (деньгами)». А тем, кто не мог приходить, развозили припасы по домам. Считается, что нигде в средневековой Европе не существовало такой хорошо организованной системы «социальной помощи», как в Киевской Руси.
В период татаро-монгольского ига благотворительности был нанесен первый тяжелый удар. Насилие, несправедливость и жестокость стали скорее правилом, нежели исключением. Но даже в этот период помощь не исчезла, а нашла приют в монастырях.
Второй удар по благотворительной деятельности Русской Православной Церкви был нанесен в XVIII веке тремя императрицами: Анной, Елизаветой и Екатериной II. Елизавета велела конфисковать большую часть церковных земель, а ее преемница Екатерина издала указ, закрывающий больше половины монастырей. Церковь лишилась значительной части своих доходов. Особенно пострадало сельское духовенство: вместе со своими семьями они так обеднели, что зачастую были вынуждены сами просить милостыню. Последствия этих мер давали себя знать вплоть до конца XIX века.
Последний удар по благотворительности нанес коммунизм. Все церковные благотворительные учреждения были закрыты, иноки и инокини должны были искать работу, если не были арестованы. После октябрьской революции продолжать дело благотворительности, особенно в организованном виде, становилось все труднее. Во время голода на Волге, в начале 20-х годов Патриарх Тихон учредил Всерусскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. Советская власть, однако, сочла это излишним. ВЦИК постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе священные сосуды и иную богослужебную утварь. В советский период осталась возможность только для личной, частной благотворительности.
Времена меняются, традиции организованной благотворительности возрождаются, а, может, формируются заново в наши дни.
Традиция «творить благо» не обошла наш город. По благословению епископа Петропавловского и Булаевского Владимира c ноября 2014 года начал работу отдел социального служения церковной благотворительности при Вознесенском Кафедральном Соборе. Специально для помощи нуждающимся открыт склад, куда принимаются вещи мужские, женские, игрушки, обувь, канцелярия, посуда. Также открыта продуктовая полка, куда можно приносить непортящиеся продукты. Небольшое требование для тех, кто хочет поучаствовать в сотворении блага: все вещи должны быть чистыми, аккуратно сложенными, готовыми к использованию. Открыта психологическая помощь, побеседовать с психологом можно, предварительно записавшись на прием. Если Вы нуждаетесь, мы рады всегда Вам помочь.
Приглашаем помощников, активных людей, людей, которым не безразличны судьбы, тех, кто готов творить благо и почувствовать, что хоть на миг кого-то сделал счастливее теплой одеждой, вкусной едой, интересной книгой.
Время работы:
понедельник, четверг — с 14 до17 часов, воскресенье — с 9 до 11 часов
Обращаться: Вознесенский Кафедральный Собор, Воскресная школа, кабинет 2.