

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 19
- |
- Видео 745
- |
- Мероприятия 0
Правильно ли подходить к запивке после причастия, со скрещенными на груди руками?
Вопрос: «Не раз наблюдал, как люди после причастия подходят за запивкой также, словно к причастию со скрещенными на груди руками. Правильно это или нет? Ведь это просто запивка. Если я ошибаюсь – поправьте меня.»
Отвечает священник Максим Каскун:
— Если говорить о механизме действия, то получается следующее – человек, когда подходит к Чаше, он складывает руки на груди крестообразно. Для чего он это делает? Для того, чтобы выразить чувство благоговения. Когда он подходит к запивке, то руки его скрещены не потому, что он испытывает благоговение перед запивкой, а таким образом он поддерживает то благоговение, которое получил при причащении Святых Христовых Таин.
— Думаю, что многие, даже, не понимают, что такое запивка.
— В принципе запивки может и не быть. Самое главное, чтобы человек заел святым хлебом после причащения, чтобы крошки, которые остаются во рту, были полностью потреблены организмом. И запивка появилась, как помощь в этом отношении. Поэтому, сегодня, она и различается своим составом в разных местах: где варенье добавляют, где вином разбавляют, где-то компот какой-то делают. Лучше, конечно, разбавлять вином.
— Бывают, что люди, которые не причащаются, хотят взять запивку, допустимо ли это?
— Думаю, что допустимо. В этом случае запивка будет как подкрепление. Как на всенощном бдении, мы едим хлеб, который освящаем на литии, также потом освящаем вино и смачиваем хлеб этим вином, фактически, в алтаре делается запивка из этого вина. В древности, это было как подкрепление на всенощных, длительных бдениях, которые начинались вечером, а заканчивались утром. И после вкушения этого хлеба, люди еще и причащались. Сегодня есть практика на Рождественских богослужениях ночных, когда дается этот хлеб, в некоторых храмах его держат в руках и вкушают после причащения. А в некоторых храмах, что более правильно и по древнему обычаю, он вкушается сразу, как подкрепление.
Бывает еще такой встает вопрос: Как различить антидор и освященный хлеб, который мы едим на литии. Конечно, это разные вещи, антидор в переводе означает «вместодарие» – это хлеб, который остается от вынутого Агнеца, если говорить о степенях святости, то самый святой после причастия. И поэтому его дают тем, кто не причащается, «вместодарие», оно и по смыслу так. Но традиционно так сложилось, что человек, который не причастился, может съесть только просфорки. А в принципе не возбраняется съесть и антидор.
Популярное видео
-
Апостол, Евангелие и Святые дня. Седмица 10-я по Пятидесятнице. (01.09.24)
Громовы Валерий и Людмила · 437 просмотров -
Кому достанутся сотни миллиардов долларов (Каринэ Геворгян)
Громовы Валерий и Людмила · 468 просмотров -
Толкование на Лествицу часть 8 "О покаянии истинном"
Громовы Валерий и Людмила · 862 просмотра
Греки при причащении вообще не скрещивают руки. Это наша местная традиция, возможно по причине того, что скрещенные руки легче блокировать, при попытке подбить Чашу. И плат греки сами берут в руки при причащении. Служебная просфора у них одна, большая, а не пять, как у нас, она-то и называется ан...
Развернуть
Греки при причащении вообще не скрещивают руки. Это наша местная традиция, возможно по причине того, что скрещенные руки легче блокировать, при попытке подбить Чашу. И плат греки сами берут в руки при причащении. Служебная просфора у них одна, большая, а не пять, как у нас, она-то и называется антидор, из неё вынимают и Агнца и частички. А у нас Антидор- та, из которой вынут Агнец, а из которых вынуты частички народ называет просто "просфоры" и раздают их отдельно от Антидора.
Запивка в нашей традиции- это трансформированное, установленное уставом, омытие уст.
Такие, вот, наблюдения.
Свернуть
Увы мне, раздражаюсь, когда читаю подобные вопросы. Больше думать не о чем? Когда отходишь от чаши после причастия, так хочется сохранить в себе этот благодатный момент, что не отпускаешь рук. А вообще, обращать такое пристальное внимание на подобные внешние жесты - мне кажется, фарисейством попа...
Развернуть
Увы мне, раздражаюсь, когда читаю подобные вопросы. Больше думать не о чем? Когда отходишь от чаши после причастия, так хочется сохранить в себе этот благодатный момент, что не отпускаешь рук. А вообще, обращать такое пристальное внимание на подобные внешние жесты - мне кажется, фарисейством попахивает.
Свернуть
Валентина, а я считаю, что правильно спрашивают. Если есть сомнения относительно чего-то, лучше спросить батюшку, чем бабушку.
Валентина, а я считаю, что правильно спрашивают. Если есть сомнения относительно чего-то, лучше спросить батюшку, чем бабушку.
Ну да, а ещё можно спросить, с какой ноги в храм заходить. И вообще придумать массу интересных вопросов.
Интересно было прочитать о запивке.
У нас в храме это тёплая кипячёная вода.
Валентина, а я считаю, что правильно спрашивают. Если есть сомнения относительно чего-то, лучше спросить батюшку, чем бабушку.
НАТАЛИЯ СТЕПАНОВА, ...а также умствовать самому.
Ну да, а ещё можно спросить, с какой ноги в храм заходить. И вообще придумать массу интересных вопросов.
Валентина,
Считаю, что такие вопросы надо задавать обязательно, тем более священнику, степень воцерковления у разных людей разная, не все знают традиции поведения в храме. А если Вы уже не первый год ходите в храм, причащаетесь, исповедуетесь своему духовнику, то грех смеяться над теми, кто не зн...
Развернуть
Валентина,
Считаю, что такие вопросы надо задавать обязательно, тем более священнику, степень воцерковления у разных людей разная, не все знают традиции поведения в храме. А если Вы уже не первый год ходите в храм, причащаетесь, исповедуетесь своему духовнику, то грех смеяться над теми, кто не знает всего, что знаете Вы
Свернуть