- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 19
- |
- Видео 745
- |
- Мероприятия 0
Как Церковь относится к такому совету Домостроя, как физическое наказание детей?
Вопрос: « В одном молитвослове перед молитвами о детях приводятся цитаты из Домостроя:Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей;и не жалея, бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровей будет, ибо ты, наказывая тело, душу его избавляешь от смерти.
Если же любишь сына своего, почаще его бей, чтобы потом радоваться о нем; наказывай сына с детства: порадуешься на него, когда вырастет, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои.
Насколько я знаю, Церковь чтит Домострой. Но неужели детей нужно бить? Такое случается с нами, родителями, но чаще по слабости, и я наоборот считала это грехом. Так как же все-таки относиться к этим рекомендациям?
Кстати, на личном опыте и из собственных наблюдений мне кажется, что дети, которые боятся родителей, вырастают либо закомплексованными и глубоко несчастными людьми, либо деспотами.
Простите, если что не так. Это сугубо мое мнение. Просто интересно знать, что думает Церковь?»
Отвечает протоиерей Константин Пархоменко:
— Конечно, Вы правы. Что касается Домостроя это книга, которая появилась в 16 веке и она ни каким образом к Церкви не имеет отношения. Нельзя сказать, что Церковь с уважением относится к Домострою. Это обычная светская книга, которая показывает нам мир, вот такого средневекового русского человека. Бить жену, бить детей и т.д. Эта книга – документ, продукт своего времени, своей жестокой эпохи. Мы знаем, что такое было в русском обществе: мужья наказывали своих жен и били, и детей своих наказывали и били. Книга эта, даже не описывает подлинную жизнь древнерусского человека. Эта книга, сочиненная неким таким русским книжником. Она гипотетически конструирует реальность и этот средневековый автор просто делиться своими соображениями на этот счет. Потому что многое из того, что написано в Домострое никогда не имело место быть в России. Поэтому эта книга не о том, как жили на Руси, а о том: как было бы хорошо, если бы было так, так и так. В Домострое, очень много хороших, полезных вещей. Я рекомендую всем прочитать Домострой. Но есть и глупости, и мрачные страницы, и вещи с которыми совершенно нельзя согласиться ни Церкви, ни современному обществу. Один из таких пунктов, это отношение к детям. Вот, Вы правильно сказали, если мы детей бьем, то делаем по слабости своей. Потому что настоящее воспитание, правильное – оно воспитывает ребенка в другой модели поведения. Ребенка, который воспитан в правильной модели поведения – не нужно наказывать, не нужно бить розгой, палкой. Потому что, если, даже родители покажут, что они огорченны – для ребенка уже этого будет достаточно. Если ребенок живет с родителями в любви, в нежности, то ему будет грустно видеть, что родители чем-то огорченны, что родителям больно, плохо, от его недостойного поведения. Ребенок содрогнется и попытается исправить свою ошибку. Так должно быть в идеале.
Это не значит, что Церковь категорически против наказаний. Иногда бывают ситуации, когда, например, по какой-то причине ребенок пытается, проверяет: кто в семье главный, пытается настоять на своем. Конечно, в идеале, родители могут и должны обойтись без физического наказания. Но в самом исключительном случае, если иначе, как силовыми мерами не справиться, с таким поведением ребенка, то родители могут и наказать ребенка. Чтобы ему было ощутимо, и чтобы он понял, что родители не потерпят такого отношения к ним. Нельзя сказать, что Церковь категорически против любых наказаний детей. Мы знаем, что наказания детей существовали, и они принесли много бед, когда наказания становятся нормой, как в романе Максима Горького «Дед» - пороть по субботам, как дед наказывал. Конечно, это абсурд полный. Также мы знаем, что детей, которых наказывали, из них выросли очень нехорошие люди. Но сказать, что наказание, оно не допустимо, ни в каком случае – нельзя. В качестве исключительной меры наказания – применение силы может быть.
Мы обсуждали эту тему с моей женой – она семейный, детский психолог. И самый сбалансированный взгляд на этот вопрос мы отразили в своей книге, которая называется «Воспитание ребенка в христианской вере», она есть на моем сайте. И там есть целая глава «Ребенок и наказание», можете почитать эту статью, которую мы вместе с супругой написали. И Вы увидите наиболее сбалансированную точку зрения, с разными примерами житейскими, в этом вопросе.
Популярное видео
-
Евангелие и Святые дня. Апостольские чтения. Апостола ап. Иа́кова Алфеева (I); (22.10.21)
Громовы Валерий и Людмила · 370 просмотров -
ЯРЛЫКИ В ЦЕРКВИ иерей Павел Островский
Громовы Валерий и Людмила · 436 просмотров -
Вивальди: Полное собрание скрипичных сонат соч. 2
Громовы Валерий и Людмила · 414 просмотров
Ну, не прутом и розгами - это средневековье! А иногда за дело шлепнуть или по рукам (не до боли!) ударить можно - если делает что-то из ряда вон. Дети разные - кому-то хватает строгого разговора, кому-то - нет.
Ну, не прутом и розгами - это средневековье! А иногда за дело шлепнуть или по рукам (не до боли!) ударить можно - если делает что-то из ряда вон. Дети разные - кому-то хватает строгого разговора, кому-то - нет.
Наталья, в средневековье люди Христом жили и дышали, такого блудилища, какое представляет собою современный мир и помыслить не могли.
Делать как в средневековье - хорошо, по-современному - плохо.
Не соглашусь с тем что есть общая модель воспитания детей. Как человек проведший не большой жизненный путь, скажу что существует диференсированный, т.е. каждый в отдельности подход к ребенку. Который зависит от морально психологического состояния семьи и тех личностей которые эту семью наполняют....
Развернуть
Не соглашусь с тем что есть общая модель воспитания детей. Как человек проведший не большой жизненный путь, скажу что существует диференсированный, т.е. каждый в отдельности подход к ребенку. Который зависит от морально психологического состояния семьи и тех личностей которые эту семью наполняют. А это интересы детей, особенности характера, физиологические потребности, темперамент дитяти. А зачастую особенно в семьях верующих и особенно священников культивируются егоистичные принцыпы послушание, правило, пост, причастие, храм, служба... Муштра без всякой любви- но это хоть и редкость, но встречается. Почему и часто наблюдается у православных только внешнось, в лучшем случае. В худшем - безбожие. В среднем безбожие сопровождаемое внешними выгодами. А если хороший пример, да любовь с рассудительностью, то получиться довольно не плохо. Ведь у сектантов по 10 детей фанатически воспитанных, и у православных по пару едва...и то насильственно воспитанных, с достаточно ленностным примером.
Свернуть
Владимир, "эгоистическое послушание" и "фанатическое воспитание" - это перлы.
Комментарий был удален.
раб Божий Владимир, осовремениваются люди ежесекундно, в этом нет ничего страшного. Страшно, когда они оскотиниваются. Начинают думать, что ими, как и скотиной, движут только инстинкты.
Давайте исходить из того, что со временем многие слова Домостроя претерпели изменения.Например такие, которые напрямую касались наказаний.То что в нашем понимании сейчас"бить палкой по ребрам" звучит буквально, в 16 веке могло означать сечение розгой.Кто прутом детей не стегал?Далее -Домострой на...
Развернуть
Давайте исходить из того, что со временем многие слова Домостроя претерпели изменения.Например такие, которые напрямую касались наказаний.То что в нашем понимании сейчас"бить палкой по ребрам" звучит буквально, в 16 веке могло означать сечение розгой.Кто прутом детей не стегал?Далее -Домострой написан священником и весь его текст пронизан одной простой мыслью-все надо устраивать для Бога.В том сисле и жизнь дома духовную.Я посмотрела комментарии профессора Ужанкова и мне совершенно понравилась эта книга, она у меня есть, я ее читала и ничего лишнего в ней нет.Бог любит людей.Люди любят Бога.Глава церкви Бог как муж глава семьи.Люди должны чтить Бога, а жена мужа.Дети родителей.Что касаемо семейного уклада, лечения от болезней-странно слышать, что церковь не принимает Домострой)))В наших храмах он есть и вполне доступен.Более того, я знаю, многие священнослужители его рекомендуют именно Женщинам для того, чтобы правильно себя в семьи несли.А мужчинам дается простой совет-ты глава, но шея тоже что-то значит))))
Свернуть
Я за эту книгу.Собственно и императорский дом по ней жил и многие семьи.В моей семье он был и Я этому рада.Нас не били, но "ремень"висел в поле зрения.юУ нас прекрасные Родители и мы любим своих детей.Ударили ли мы их пока растили -нет.Но уважение к Родителям они имеют.И знают что такое накормить...
Развернуть
Я за эту книгу.Собственно и императорский дом по ней жил и многие семьи.В моей семье он был и Я этому рада.Нас не били, но "ремень"висел в поле зрения.юУ нас прекрасные Родители и мы любим своих детей.Ударили ли мы их пока растили -нет.Но уважение к Родителям они имеют.И знают что такое накормить голодного и одеть нагого.Так что рекомендую читать с поправкой на исторические смысловые значения отдельных терминов.Тогда все становится на свои места.У меня и подруги на него "подсели"Это же так здорово, когда Муж -это Муж, а не просто брюки )))
Свернуть