Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 19
- |
- Видео 745
- |
- Мероприятия 0
Не могу причаститься, потому что трудно осилить молитвенное правило ко причащению.
Вопрос: «Долгое время не могу причаститься по причине моего здоровья. Была сильная психологическая травма, после которой не могу восстановиться. Я не могу вычитать все положенные молитвы. Когда читаю, то не понимаю, о чем прошу Господа. Поэтому возникает чувство вины, что не смогла достойно подготовиться к причастию. Как мне готовиться в моем случае?»
Отвечает протоиерей Константин Пархоменко:
— Как подготовиться к причастию, если Церковь предписывает нам в качестве подготовки к причастию, читать: три канона – Господу Иисусу Христу, покаянный; Богородице; Ангелу – хранителю. Плюс еще канон перед причастием и молитвы перед причастием. Для человека со слабой психикой или больного, или новоначального – это действительно неподъемный труд. Подготовка к причастию составляет не меньше часа, если осмысленно, с чувством произносить тексты молитв, а не просто быстро их пробубнить себе под нос. Не всем это под силу. Конечно, это молитвенное правило было составлено и адресовано не как какое-то незыблимое правило. Оно было адресовано для удобства верующим, в качестве такой подсказки, как готовиться к причастию. Но это правило не является единственно приемлемым, единственно возможным и допустимым.
В основе этого правила лежит идея, что человек должен посетить вечернее богослужение, потому что за вечерним богослужением читаются каноны Христу и Богородице. Так вот, если человек не мог посетить вечернее богослужение, то эти каноны переносились в его вечернее правило. Поэтому, кто был за вечерним богослужением, им можно сократить вечернее правило, потому что за богослужением они молились, каноны же пелись, вычитывались.
Но все же, я бы не сказал, что нынешнее наше правило – подходит для всех. Я бы не назвал его идеальным, в каком-то смысле его хорошо употреблять, но не всегда нужно вычитывать одно, и тоже.
Для человека с ослабленной психикой или человека новоначального, которому тяжело молиться, я рекомендую, прочитать один канон, например Спасителю. В следующий раз Богородице, в следующий раз Ангелу – хранителю. Далее канон перед причастием и молитвы перед причастием. То есть вместо трех канонов - читать один канон.
Для человека, который причащается регулярно, которому легко вычитывать и три канона, такому человеку, нужно не сокращать, а видоизменять такую подготовку к причастию. Потому что, знаю по себе, очень тоскливо все время, каждую неделю читать одно, и тоже. Это правило: три канона и молитвы, было составлено в то время, когда люди редко причащались. В средние века люди причащались редко. Последние только сто лет, после революции, люди стали причащаться часто. В Греции с начала 19 века было введено частое причащение, а в России только после революции. Люди ожидали угрозы смерти своей, понимали, что их могут ни сегодня, завтра схватить за веру их и лишить свободы – люди стали причащаться каждую неделю. И если человек причащается каждую неделю, а сегодня много таких, то если каждую неделю читать три одних и тех же канона, то перестаешь воспринимать их силу. Они перестают восприниматься, как что-то мотивирующее тебя к духовной жизни, становятся чем-то обыденным. Поэтому я, глубоко убежден, что можно видоизменять это правило. Сочиненно огромное количество прекрасных богослужебных текстов: и каноны, и акафисты, и песнопения – все это надо вводить в свой молитвенный рацион. Есть такая книга, ее можно скачать и в интернете, называется: «Минея праздничная». Вечером перед праздником, вместо вечерних молитв, я вычитываю службу праздника. Перед праздником Покрова, перед праздником Трех Святителей, перед Рождеством Богородицы – много этих праздников, двунадесятых и великих, они все в «Минее праздничной». Так вот я вместо вечерних молитв, и подготовки молитвенной к причастию, вычитываю эти службы вечером. Встаю перед иконой, зажигаю лампады и вычитываю службу праздника. Эти богослужебные тексты удивительно глубокие, интересные. Также можно читать акафисты разные, например, приобрести книгу или найти в интернете книгу – Акафисты в честь Пресвятой Богородицы. Практически каждую неделю празднуется память какой-нибудь иконы Пресвятой Богородицы, Вы можете во время своей вечерней молитвы, правила к Причастию, посмотрев по календарю, память какой иконы празднуется накануне, посмотреть эту икону, а потом открыть акафист в честь этой иконы, и помолиться Господу. А иной раз можно несколько молитв прочитать из вечерних молитв, это я уже о вечернем правиле говорю, и 150 раз Иисусову молитву. Можно взять почитать гимны Симеона Нового Богослова. Кстати некоторые из этих гимнов вошли в молитвенное правило ко причащению.
Существует много канонов, богослужебных текстов. Например, в Великом посту можно по частям или сразу весь почитать канон Андрея Критского. Можно в свой молитвенный рацион ввести чтение Псалтыри. Например, несколько молитв вечернего правила почитали и кафизму из Псалтыри. И конечно, в молитвенное правило и в вечернее, и утреннее и перед причащением нужно включать, как важнейший элемент, наше живое общение с Богом. Если Вы молитесь традиционными молитвами и чувствуете, что сердце загорелось и хочется поговорить с Богом своими словами – оставьте молитву, поговорите с Господом своими словами. Потому что задача молитвы не дать нам какие-то тексты, которые необходимо зачитать: - Нет! Задача молитвы в нас возбудить ревность по Богу, согреть наше сердце, размягчить нашу душу, развернуть в сторону Бога нашу очерствевшую душу. Поэтому, если вдруг слова молитвы достигли Вашего сердца, сердце размягчилось, хочется поплакать, ничего не говорить, просто постоять перед Богом – сделайте это. Молитва должна быть общением с живым Господом. Господь смотрит на нас, Он любит нас, Он слышит нас. И Он хочет с нами общаться, и наша душа тоскует без этого общения. Кому приходилось несколько дней не молиться, те, наверное, чувствовали, что начинаешь терять Бога, чувствовать Его. А начинаешь молиться и чувствуешь, что как-то и дышится легко, и верится легко. Обязательно мы должны своими словами беседовать с Господом, рассказывать Ему о своих переживаниях, своих радостях, своих горестях. Молитва – это наше жертвоприношение, все тайное и сокрытое в нашей душе мы обнажаем перед Богом через молитву. Вот как перед причастием: мы берем хлеб и вино – обычные земные продукты, и представляем их перед лицом Божьим, говорим: «Господи, сойди сюда и освяти это, соделай телом и кровью своим». И Бог входит и соделывает хлеб и вино божественным таинством. Также и молитва: мы свои чувства, скорби, радости – берем в руки, обнаруживаем, представляем пред лице Божие, приносим, как наше жертвоприношение, и Бог с этим материалом начинает работать.
Популярное видео
-
ДМИТРИЙ ЛИХАЧЁВ. "Апокалипсис". Библейский сюжет
Громовы Валерий и Людмила · 616 просмотров -
03:30
Православные цыгане.
оксана · 1706 просмотров -
4:11:04
Старец Паисий Святогорец. Документальный фильм
И. С. · 1077 просмотров
Спаси Господи, батюшка Константин за Ваше внимание и помощь в такой важной теме как подготовка к причастию.
Я тоже недавно стала смотреть и слушать батюшка он мне так понравился что слушаю сейчас каждый день сне кажется он какой то современный
головой своей думать надо, а не носить ее...в последнем случае имейте духовника...
Спаси Господи, Батюшка. Все верно и понятно.
Многие батюшки не советуют мирянам молиться по четкам, это прерогатива монахов. Смущает цифра- 150 раз помолиться Господу Иисусу Христу, тогда ум будет сосредоточен на количестве, не лучше ли определить для себя время- 10 или 15 минут?
Спасибо, батюшка, за ваш подробный и такой живой ответ на вопрос!