Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

"На вопрос: ответы православных священников христианам"

Может ли православный верующий быть болельщиком?

Вопрос: «Можно ли верующему человеку быть футбольным или хоккейным болельщиком, без проявления фанатизма и чрезмерных эмоций, спокойно интересоваться игрой своей команды?»


Отвечает протоиерей Константин Пархоменко:
— Можно. Церковь положительно относится к спорту, который способствует укреплению здоровья. Профессиональный спорт сопряжен с очень многими греховными рисками: употребление запрещенных препаратов и допингов; какая –то нечестная игра и участия у каких-либо махинациях спортивных; занятия, которые изнашивают организм, для достижения спортивных результатов; занятия, которые поглощают все твое время, без того, чтоб оставить какую-то часть на Бога, для близких – все это крайности, и Церковь предлагает спортсмену, если он христианин, относиться к этим вещам бдительно и не допускать таких греховных вещей.
Но Церковь не только не против занятий физическим спортом, но и не против профессионального спорта. Церковь предупреждает о многих подводных камнях, которые возможны у людей, занимающихся профессиональным спортом, но не запрещает. Даже, на прошедших Олимпийских играх, был святейший патриарх, который благословил спортсменов, олимпиаду. Там в Сочи, был построен храм и многие, как спортсмены, так и гости этой олимпийской деревни, приходили туда помолиться. Это совершенно допустимо, Церковь совершенно не против, даже профессионального спорта, хотя предупреждает о тех рисках и опасностях греховного свойства, которые поджидают человека, занимающегося этим спортом или вовлеченным в сферу профессионального спорта.
Вот, тоже самое, относится и к болельщикам. Можно быть хорошим болельщиком и это не будет препятствовать спасению. А можно, по научению лукавого или по нашей небрежности быть вовлеченным на путь греховного боления за команду.
Вот недалеко от моего дома находится стадион, и я часто вижу, как идут разъяренные болельщики, после поражения нашей команды: матерятся, с ненавистью высказываются о противнике. Правильно они это делают? – Нет, конечно! Наносит это вред их душе? – Естественно!
Или если выйти из моего дома, то можно увидеть нехорошие надписи на стенах дома, которые относятся к командам – противникам из других городов. И это тоже не есть хорошо. Также, как и бросать файеры на арену или скандировать какие-то гадости – не хорошо! Это все - не допустимо для христианина. То есть подобное боление за любимую команду может быть сопряжено с грехом, может вредить душе.
Если же Вы относитесь к болельщикам, не допускающим каких-то греховных проявлений, если ты радуешься за любимую команду, не ненавидишь противоположную команду, не делаешь других греховных вещей, то почему бы тебе не быть болельщиком какой-то команды?
Наша петербургская команда «Зенит», у нее есть духовник, и вот когда она играет, она определенное количество билетов бесплатно поставляет в епархию. Потому что, даже в нашей епархии есть сотрудники и священники, которые любят нашу команду и бывают на их матчах. Поэтому я считаю, что радоваться за успехи своей команды, своего города – это хорошо, это патриотизм, консалидация, это любовь к своей малой Родине, к своему городу, где ты вырос. Все это способствует тому, что жители одного города чувствуют какое-то единство, общность, и в этом нет ничего плохого или вредящего душе. В этом отношении мне приятно смотреть на хорошую игру любой команды. Мне, конечно, грустно смотреть, когда проигрывает Россия, и на этой мысли я поймал себя не давно, когда смотрел матч чемпионата мира по футболу.
Поэтому, если боление генерирует в Вас положительные христианские эмоции, то я не вижу ничего препятствующего для духовной жизни. А, если это способствует в каком-то смысле греху, то такое боление не допустимо. Все с чем мы соприкасаемся в жизни, нужно тестировать на предмет: способствует ли это спасению души или способствует это греху. И все явления в нашей жизни способствуют или спасению или греху.
В католичестве есть такое учение об адиафора – это безразличное в нравственном, религиозном отношении действие. Например, спорт – в католическом учении оно безразлично для спасения. В православии нет такого учения об адиафора. В православии любое явление мира, даже, кажущееся нейтральным, может служить либо спасению, либо осуждению. Также точно и спорт и боление за команду, может способствовать как спасению, так и осуждению.