Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 19
- |
- Видео 745
- |
- Мероприятия 0
Чем объясняется жестокость и насилие в Ветхом Завете?
Вопрос: «Почему так много насилия в Ветхом Завете? Есть ли у святых отцов толкования этих мест насилия и призывов убивать, подскажите, что об этом можно почитать?»
Отвечает протоиерей Константин Пархоменко:
— Об этом много где написано, в любом учебнике по Ветхому Завету. Я вообще, всем кто хочет познакомиться с Ветхим Заветом, рекомендую трехтомник протоиерея Александра Меня «Как читать Библию?». Отец Александр сделал антологию, то есть он взял наиболее интересные моменты в Библии, и прокомментировал их. И вот этот трехтомник включает в себя все Ветхозаветные книги, вернее их выдержки с комментариями, на все самые непонятные и сложные места.
Вообще, о жестокости в Ветхом Завете написано, очень много, и говорить об этом можно бесконечно. Мы подходим к ветхозаветной жизни с точки зрения христианской морали. Нам же бывает дико, когда какие-то мусульмане убивают христиан, вырезают всех неверных. Мы их оцениваем, с точки зрения, нашей христианской морали, поэтому мы содрогаемся, когда все это слышим. Но изнутри их опыта, если встать в их культуру, то никакого протеста не будет. Посмотрите, когда шахиды взрывают себя, их отцы радуются, закатывают пир для всей деревни, потому что они рады, что он как мученик ушел на небеса – совершенно другая логика. Так и Ветхий Завет – это другая логика, дохристианское человечество. Нам потому и страшно читать все эти ветхозаветные вещи, потому что мы сформированы Новым Заветом, другой нравственностью, другой моралью, которую принес Христос. Если бы мы были представителями Ветхого Завета, мы бы не содрогались от этих вещей, для нас это было бы нормой. Но мы христиане, поэтому мы содрогаемся. Поэтому нужно понимать, что тогда была другая логика, другие люди, другая нравственность, и невозможно было человеку жить по-другому, так как он вращался в кругу этих народов – диких, варварских, чудовищных, где применялись и пытки, убийства, кровная месть. Хотя Господь работал, боролся, принцип кровной мести –Господь заменил принципом равного воздаяния: «око за око, зуб за зуб». Господь все время трудился, чтобы ветхозаветное человечество вытащить, приподнять. Но вот в Новом Завете, можно сказать, что был сделан прорыв. Хотя, можем сказать, что спустя две тысячи лет человечество не очень –то гуманное, хотя христианство уже две тысячи лет работает с человеком.
Итак, первый пункт, когда мы читаем о жестокости в Ветхом Завете, то мы должны понимать, что это человечество совершенно другого рода, древнее. И второй момент, очень важный, что Ветхий Завет, как и Новый Завет – это боговдохновенный текст. Это тексты, при работе над которыми участвовал Дух Святой, то есть Бог вдохновлял авторов, но это не значит, что Бог что-то диктовал – сами люди писали. Даже, Священный текст – это не просто Божий текст, это еще и человеческий текст. И туда вошли человеческие ошибки, человеческое понимание каких-то вещей. Если, например, мы читаем: «И Бог сказал – истреби всех младенцев, до скота» - не факт, что Бог так сказал. Возможно, что так понял древний человек, истолковал, расшифровал нечто. В Ветхий Завет вошел такой человеческий фактор: в нем есть и ошибки, и преувеличения, моменты, где человек хвастается, и когда Богу приписывает свои какие-то моменты. Как раз библейская наука занимается тем, что она помогает правильно понимать Священное Писание. Если мы тупо будем считать, что все что написано в Библии, нужно принимать за чистую монету, и будем отметать человеческий фактор, то мы запутаемся. Почему тогда Бог говорит здесь -одно, а в другом месте – другое? В Библии, очень много таких противоречий. Конечно, нужно понимать, что в Библии существует человеческий фактор. И вот эти жестокости, о которых мы читаем в Библии, обусловлены человеческим фактором. Господь, сколько не трудился, чтобы человека как –то нравственно приподнять, вытащить из того культурного среза, в котором находился древний человек, дохристианский: человек очень противился этому. Почитайте труды по библеистике, они Вам на все вопросы ответят.
Интересные личности
- Священник
- Священник
- Священник













Спасибо. очень вразумительно