Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

МИР ДУХОВНОЙ ПОЭЗИИ

РАЗМЫШЛЕНИЯ У РАЗБИТОГО КОРЫТА

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина заключён глубокий смысл.

Эта сказка очень христианская по содержанию, и в ней очень серьёзно и глубоко раскрываются типичные ошибки во взаимоотношениях мужчины и женщины в браке.

А также и распространённые ошибки неправильного строения души человека.

Старик и старуха прожили вместе тридцать лет и три года — это некая полнота.
И после этой полноты совместной жизни они проходят проверку своих взаимоотношений, своих чувств, всего, что они нажили за эти годы.

Им попадается золотая рыбка. Золотая рыбка — это образ Господа Бога в сказке, потому что она может исполнить любое желание, она всемогуща.

Главная проверка для человека — это когда он встречается с Богом.
На Страшном суде мы встретимся с Богом, и это будет Страшный суд.
Так и старик со старухой, встретив золотую рыбку, проходят Страшный суд своей собственной жизни.
И хотя в учебнике для второго класса предписывается сказать, кто нам более симпатичен, кто добрый, кто злой, — на самом деле важно не это.
Важно, что оба они не правы: и старик, и старуха.
Правда, старик менее не прав, потому что он у рыбки ничего не просит.
Он говорит: «Твоего мне откупа не надо». Безкорыстие и способность к отдаче его самого спасают. Но на мужа накладываются гораздо большие обязанности и ответственность, чем собственное спасение. Он для своей семьи должен быть спасителем. А этого не происходит в семье старика и старухи.

Старуха «забранила» старика: «Дурачина ты, простофиля!» — и старик, как это часто бывает в наших семьях, не переносит брани старухи. Он идёт по тому пути, который для него проще: «Ладно, пойду я к рыбке, вот только б ты не бранилась». Причем он ходит к рыбке до самого крайнего состояния, даже когда понимает, что этого делать нельзя. Что это всё глупость. Он говорит: «Что ты, баба, белены объелась?» И несмотря на это, всё равно идет и просит. Он оказывается в подчинении у старухи.

А старуха… Дело даже не в том, что она плохая. Она не плохая, но она — не слушающаяся своего мужа баба, которая хочет жить собственным умом, своим разумением. Зачем ей слушаться мужа? Она сама знает, как лучше. Нужна ли нам изба? Нужна. А этот безтолковый муж говорит, что ничего нам не надо. И корыто нужно новое. А дальше женщина себя остановить не может. Просто так уж она устроена, что в ней чувства — это главное. И она почти всегда является рабыней собственных чувств. И чувства ее растут, и предела её желаниям нет. Она восходит от корыта к тому, что ей уже мало быть вольной царицей, а надо жить в «окияне-море», и чтобы сама рыбка была у неё на посылках. То есть она доходит до прямого богоборчества. До желания подчинить себе не только все земное и человеческое, но и Божие.

А старик духовно слаб, он с самого начала не отвечает за свою жену. И в этом, конечно, трагедия.

И Александр Сергеевич очень просто, гениально и понятно даже для малого ребёнка показывает, как жить не надо. Причем не только старухе. Обычно говорят: «Фу, какая плохая старуха. Старик хороший, добрый, ему «откупа не надо». А на самом деле виноват во всём, скорее всего, он. Потому что он слушается свою жену, даже когда понимает, что слушаться её не надо. Это не значит, что он должен быть всевластным самодуром: что хочу, то и делаю в своей семье. Нет, конечно, он должен прислушиваться к голосу жены. Но ведь с самого начала, по форме видно — ведь не так старуха сказала: «Слушай, муженёк. А вообще-то нам корыто, по-хорошему, нужно бы». Он бы ей сказал: «Знаешь, а вообще-то безплатный сыр бывает только в мышеловке». Он­то это понимает, но ей ничего не говорит. И он-то понимает, что нельзя брать у рыбки ничего. Он же не полный безсребреник. Иначе он бы и рыбу не ловил. А он ловил её, ему же надо было как-то в жизни себя устраивать, он заботился и о земном тоже. Но он понимает (как — никому не ведомо), что нельзя. Это интуиция мужская, то, что мужчине дано понимать: это можно, а вот это — нельзя. И поэтому мужчина должен быть главой в семье.

Второй, не менее важный момент, — это то, что относится к иерархии сил внутри самого человека. Женщина живёт чувствами. Это не значит, что у неё нет других сил души, а именно — разума и воли. Есть. Но главное у неё — это чувства. Мужчина живёт разумом, у него тоже есть и чувства, и воля. Но главное в мужчине — это разум. Поэтому можно сказку о рыбаке и рыбке понимать аллегорически, воспринимая старика как разумную силу души, а старуху — как чувства души. Но в человеке ум и сердце, или разум и чувства, должны находиться не просто в гармонии, они должны находиться в иерархии. Но не в разобщённой иерархии, а как в брачном союзе — вместе. Сердце должно быть умным, а разум должен быть добрым. И при этом в иерархии главенство остаётся за разумом, как за мужчиной в семье. И если вдруг наши чувства, или хотения (вожделевательная часть души, как говорит Феофан Затворник), начинает вожделеть чего-то, а разум их не обуздывает… Сколько раз мы сталкивались с тем, что: «Да, я знаю, что это нехорошо, но я хочу…» Разум не соединён с волей и не обуздывает чувств. И человек в этой ситуации приходит к катастрофе, к краху. Доходит, так же, как и старуха, до богоборчества. Это неизбежно. Рано или поздно это происходит, если разум не начинает обуздывать старуху. И здесь тоже проявляется гениальная прозорливость Александра Сергеевича Пушкина.

Фёдор МАКСИМОВ, «Наследник», Москва

www.pravpiter.ru/zads/n019/Images/7.jpg

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности