- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 482
- |
- Видео 99
- |
- Мероприятия 0
ПОСТ - ЭТО ПОБЕДА НАД СОБОЙ. (Ев., Лк., XIII, 10-17)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Проповедовал Христос в синагоге. Пришла женщина, восемнадцать лет скованная недугом – скорченная до такой степени, что не могла распрямиться. Человек смотрел в землю, человек смотрел под ноги, не видел неба. И Бог подошёл к ней, и сказал: «Отпускаешься ты от греха своего. Распрямись». И она распрямилась, стала ровной. А начальник синагоги той начал судить: «Шесть дней дано – вот шесть дней и исцеляйте. А седьмой день отдайте Богу!» А Христос говорит ему: «А в день субботний не отвязываешь ли ты вола своего и осла своего, не отвязываешь ли и не ведёшь ли на водопой?» И были пристыжены те, кто судил Христа. А народ радовался. Христос сказал правду, Христос сказал истину, Христос поступил честно. Христос поступил, как подобает каждому человеку. Бог для нас пример. Христос - Бог и человек- для нас пример того, как надо жить, как надо любить. Любовь не имеет преград, если это любовь! Если мы творим в Бога, если мы творим в любовь – мы это должны творить всегда. Для нас нет времени, если это Божье дело, если соединяется земное с небесным.
Что есть цель наших дел, что есть цель нашей жизни, что есть цель наших чаяний, стремлений? Любовь! Не для себя – во имя Божье! Как Бог, как Христос – и всегда так! Да шесть дней дал нам Бог трудиться, седьмой надо отдать Богу! Но каждый день быть должен с Богом, каждый должен быть наполнен Божьей правдой, каждым днём мы должны жить для Бога, а это значит, забывая о себе.
И седьмой день мы должны отдавать Богу: мы все должны быть в храме, мы все должны раздумывать о Боге, мы все должны молиться, мы все должны размышлять о Священном Писании и, читая его, претворяя его истину –привносить в жизнь свою. И ещё – мы просто должны быть честными. И шесть дней, когда нам Бог даёт трудиться для себя, и седьмой - Божий день, мы должны быть честными, мы должны быть правильными, мы должны устремляться к Истине. В кротости, в чистоте – сила Божия! Да, действительно, Господь и травку не пригнул, да, действительно, всех исцелял, да, действительно, детей обнимал, да, действительно, к прокажённым шёл. Да, действительно шёл, к тем, кто как дочь Иаира или Лазарь, казалось бы, умершие уже, но шёл, шёл, забывая о Себе, не думая о Себе.
Мы всегда думаем о себе, родные, и отсюда наша слабость. Божья сила - в Его любви, Божья сила - в Его кротости. Но наша слабость – в нашей самости: когда мы размышляем и думаем, что мы выше другого. Иногда страшно становится – человек мало чего достиг в жизни, ещё почти ничего не достиг…. А ведь это типичное, типичное на исповеди, и хорошо, что люди каются в этом. А представьте себе, сколько кается, а сколько не кается? «Думаю, что я лучше других». Тот, кто лучше других, тот о себе не думает, тот думает о Боге, тот живёт для ближнего. А если вот эта зараза появляется в душе – «думаю, что я лучше других» - то сразу же себе сказать: «Беда мне – возвысился, поднялся!» Может ли атеист быть хорошим человеком? Абсолютно, может. Может! И некоторые атеисты лучше нас! Только трагедия там в чём? Там истоки, там корень всего добра в чём? В Боге? В Творце? Нет! В самом себе. Там изначальная гордость. Человек милосердный, человек добрый, но он себе это ставит в заслугу, он уже возносится. А любое возношение подразумевает что? Падение.
Только, когда для Бога, когда честно, когда, забывая о себе…. Христос что в тот момент думал? «Вот сейчас покажу, какой я сильный»? Да нет! Он проявил милосердие, Ему стало жалко эту женщину, которая восемнадцать лет была скорчена! И уже ничего Его не могло остановить - Он должен был её выпрямить, Он должен был её поднять, Он должен был отдать ей жизнь, вдохнуть в неё жизнь. О чём думал начальник синагоги? «Вот как сейчас я покажу, что знаю Закон Божий. Вот какой я мудрый! Вот как я сейчас обличу!» Себя узнаём? Видим ли себя? В чём вера наша? Всем показать, что мы уже в храм ходим? Всем показать, что мы уже кафизмы читаем? Все перечислить молитвы, которые мы произносим?! Или, не ведая для самого себя, жить для ближнего - забыть о себе! Забыть о себе, чтобы каждый день не вола мы своего отвязывали и вели на водопой, а мы человеку давали стакан воды, давали кусок хлеба, давали милость сердца своего, давали добро сердца своего. Каждый день для Бога! И ещё – говорили правду. Говорили правду! Сейчас для нас, правда – ложь, а ложь – правда. Весь мир прекрасно видит беду всего: кого угодно судим, кого угодно обвиняем, кого угодно виновным делаем! А ясно, в чём правда – согрешили мы, упали мы, отреклись от Бога, ушли от Бога, забыли Его. Не говорим о Боге, не каемся перед Ним, не творим дела Божьи! А чтобы себя как-то оправдать, что делаем? Лжём и судим! Вот это – болезнь современного мира, болезнь человека современного – лгать себе и ближним, и судить ближних. Себя – нет! Здесь не надо. Только ближних судить! Ближнего судишь – вроде бы ты лучше, потому что ближний – хуже! А сам лучше, сам выше! Лжёшь? Значит, себя преподносишь и Богу, и ближним, каким? Хорошим! Не вскрываешь язвы свои и остаешься с ними…. Приди в больницу, зайди в кабинет врача. Врач скажет: «Покажи, что у тебя болит?»
- Нет, не покажу! Нет, закроюсь! Нет, не открою! Мне стыдно! Не хочу показывать – нет у меня болезни!
- Так чего ж ты пришёл? Так зачем ты пришёл? Где твоя болезнь?
- Нет у меня болезни. Всё хорошо, всё в порядке. А чего Вы ко мне придрались?
Врач посмотрит и скажет: «Выйдите, пожалуйста. Выйдите из кабинета».
Так и с Богом: приходим к Богу, а кичимся перед людьми. Свои грехи, там какие полегче, попроще, признаём, а те, которые постыднее – скрываем. А как же – стыдно сказать…. А нам же Бог такую благодать дал – на исповеди каяться. Священник слушает – не надо всем говорить. Грешим перед всеми – не боимся. А как покаяться – стыдно становится. Так в чём смысл жизни? Вот так и происходит: друг перед дружкой врём, друг перед дружкой скрываем. А иногда, родные, и правду говорим, но правду такую – не как Господь, по любви: «А ты ж не берёшь вола своего и осла своего, не ведёшь на водопой?» «Надобно и мне – это мои дети!» - говорит Господь: - «Надо и мне их поднять, накормить, напоить». Правду говори, не обижая другого, к стыду, и к славе Божией призывая. У нас иногда бывает такая правда, так человека кольнём в свою гордость, в свою надменность, что она уже не правда, а уже разделение между нами. Диавол разделяет, и диавол – ложь. Когда говорим правду, эта правда должна быть, как лекарство, как остановка для греха. Когда кровь течёт – надо что? Жгут наложить! Общество гибнет – что надо? Правду говорить! Себе и ближним своим говорить.
Сейчас Новый год идёт…. Сколько выпито будет? А надо правду себе сказать: «Не время нам сейчас пить». Не время, родные. Не время, родные, – страна спилась! Ещё десять, двадцать назад мы говорили: «Страна спивается». Спилась уже страна! Везде стон, везде плач, везде слёзы, везде дети брошенные, везде сироты при живых родителях! Отчего же кирпичик не вложить в основу трезвости? Отчего не сказать честно: «Сейчас не время, не то это время, когда свадьба! Сейчас время скорби! Сейчас время поста!» Почему не отказаться? Зачем надо людям угождать? Отдыхать хочется? Отдыхать будем, когда к Богу пойдём. А здесь трудиться душе надо. А здесь любить душе надо. А здесь добро творить душе надо. А здесь с грехом бороться надо! Вот так с малого и начинается: вроде бы без мяса мы пост и пройдём, а ты возьми без водки, без вина пройти! Слабо? Подумаем. Бабушка старенькая может не выпить, а если нас пригласят? Вот это надо, родные, важно, надо быть честными. И пропустить человека в больнице, и прийти к старому – честным быть, не обманывать себя – «нет времени, спешу, мои обстоятельства побольше». Всё надо сделать: и остановить кощунника, и остановить матерщинника надо. Чтобы люди подумали: «Боже мой, есть правда! Есть, Боже мой, честь на земле! Есть совесть на земле! Есть мужчины настоящие в стране! Есть женщины в верности! Всё это есть! А мы уже разуверились…» Разуверились, потому что лжём друг другу, потому что обманываем друг друга и себя возносим, и собой кичимся. Кому от того хорошо, что мы стоим, за глаза судим? Кого мы исправляем, скажите, пожалуйста? Это каждый день с нами происходит – и с мужчинами, и с женщинами, и уже с детьми нашими происходит! Каждый день куда-то подальше, за угол, в другую комнату, по телефону, в стороночку отойти…. И начинаем косточки мыть, начинаем обсуждать. Кого мы исправляем? Себя оправдываем, друг перед дружкой хвалимся, какие мы справедливые! Справедливость не в этом. Справедливость и правда Божия в том, что отказаться от греха и возлюбить! Возлюбить, не жалея себя, возлюбить всей жизнью своей, чтобы для нас вот этот скорченный был самым главным. И тогда уже не мы, а Божья рука коснётся этого скорченного и поднимет его. А мы будем с Богом, мы будем вместе, мы будем идти в одну сторону, одним шагом, мы будем одним направлением, мы будем идти к Богу! И с Богом, и за Богом! И всегда будем с Богом! Аминь.
Радости всем, добра! И помнить будем, что пост – это победа над собой! В пост надо отучиться врать, в пост надо отучиться судить. От мяса легко отказаться, а вот научись не судить, а вот научись не обманывать. Задача маленькая – не обманывать и не судить. Попробуем? Постараемся? Устремимся? Над собой поработаем? Душу свою смирим? Чтобы радость была встречать Бога чистым сердцем. Аминь.
Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.
Комментарии отключены и скрыты