- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 3
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
ПРОЧТИ!!! ВАЖНОЕ ДЛЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ.
"Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это — неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием.
Телесный брак предстает таинством, подобным Евхаристии, причащению верующих. В каком смысле? В том смысле, что в Евхаристии силой Божией, чудом соединяющей веры и любви верующий и Христос делаются едиными. И в браке… благодаря взаимной вере и взаимной любви два человека перерастают всякую рознь и делаются единым существом, одной личностью в двух лицах. Это является одновременно полнотой брака душевно-духовно-телесного и полнотой целомудрия, когда два человека друг ко другу относятся как к святыне, и все свои отношения, включая и телесные, превращают в таинство, в нечто превосходящее землю и возносящее в вечность.
…Во Христе, в Боге благодатью Святого Духа они делаются единой плотью, единым существом, оставаясь вместе с тем единственными и неповторимыми личностями. В браке преодолевается последний предел разделения. В идеале отношения мужа и жены – это не жадность, это не желание обладать, это не хищничество, а благоговейное зрение и отдача себя другому, и приятие другого в себя самого в любви, в созерцательной тайне любви. Это идеал брака.
В мире, где все и вся идет вразброд, брак – место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом – самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они друг друга полюбили и приняли до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, оказываются единством.
Над этим каждому надо задумываться, потому что жить врозь мучительно, тяжело, но вместе с тем — легко и привычно. Умственные и материальные интересы, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. Кто живет для прибыли, кто живет для культуры, кто живет для борьбы за какой-то идеал, но я — самодовлеющая единица, мне хватает меня самого. А на самом деле от этого получается распыление общества, распыление человечества. В итоге, не остается ничего от того дивного, чудного единства, которое могло бы существовать между людьми. И брак, как я уже сказал, является чудом восстановления единства там, где оно может быть восстановлено человеческими силами.
Но для этого надо понять, что такое любовь и как мы друг с другом можем связываться любовью, потому что любовь бывает разная. Мы это слово употребляем в очень различных обстоятельствах. Мы говорим, что любим Бога, что любим родителей, что любим жену, мужа, детей, но мы также говорим, что любим самые незначительные вещи. Мы это святое, изумительное слово принижаем, говоря: я люблю мороженое, я люблю прогулки, я люблю футбол, люблю театр... И этим мы снижаем качество самого слова, и сами оказываемся пленниками этой запутанности.
Любовь — удивительное чувство, но оно не только чувство, оно — состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг вижу его сущность. Конечно, когда я говорю «вижу», я не хочу сказать «постигаю умом» или «вижу глазами», но — «постигаю всем своим существом». Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту, например, красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: «Боже мой! До чего прекрасно!»...
... Кто из нас не сидел с дорогим ему человеком — матерью, женой, мужем, другом — в вечерний час, когда спускались сумерки, когда все затихало вокруг. Вначале идет разговор, потом он замирает, но остается какая-то тишина, оба прислушиваются к звукам: потрескиванию дров в камине, тиканью часов, внешним отдаленным шумам, потом и эти звуки исчезают, и остается глубочайшая тишина, безмолвие души. И вот в этом безмолвии души вдруг чувствуешь, что стал так близок своему другу, тому человеку, который рядом находится. Это, конечно, не слияние в том отношении, будто один человек делается другим, но оба соединяются на такой глубине взаимного переживания, где слов больше не нужно: они вместе, и если любовь достаточно глубока, они стали одним целым.
И это относится к браку во всех отношениях, не только к чувству, не только к общению в мысли, но и к телесному общению. Только надо помнить, надо твердо знать, что телесное единство двух любящих друг друга людей — не начало, а полнота и предел их взаимных отношений, что лишь тогда, когда два человека стали едины сердцем, умом, духом, их единство может вырасти, раскрыться в телесном соединении, которое становится тогда уже не жадным обладанием одним другого, не пассивной отдачей одного другому, а таинством, самым настоящим таинством, то есть таким действием, которое прямо исходит от Бога и приводит к Нему...
...Те, кто верит в определенного Бога (сейчас я буду говорить с точки зрения христианина), будут искать осуществления брака по таким образцам, которые нам даны в христианской Церкви: брак как единство, брак как образ вечной жизни. И, кроме того, есть вечное измерение в браке, которое, может быть, лучше всего выразил французский писатель Габриель Марсель. Он пишет: «Сказать человеку: «Я тебя люблю» — то же самое, что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь».
Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями. Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковое чувство, потому что нам с ним хорошо, но любовь — нечто гораздо большее, более требовательное и порой трагичное.
В любви есть три стороны. Во-первых, человек любящий дает, хочет давать. Но для того, чтобы давать, для того, чтобы давать совершенно, давать, не делая получающему больно, нужно уметь давать. Как часто бывает, что мы даем не по любви, настоящей, самоотверженной, щедрой любви, а потому, что, когда мы даем, в нас нарастает чувство своей значительности, своего величия. Нам кажется, что давать — это один из способов утвердить себя, показать себе самому и другим свою значительность. Но получать от человека на этих условиях — очень больно. Любовь только тогда может давать, когда она забывает о себе.
С другой стороны, в любви надо уметь получать, но получать порой гораздо труднее, чем давать. Мы все знаем, как мучительно бывает получить что-нибудь, испытать благодеяние от человека, которого мы или не любим, или не уважаем, это унизительно, оскорбительно. И вот для того, чтобы уметь давать и уметь получать, нужно, чтобы любовь дающего была самозабвенной, а получающий любил дающего и верил безусловно в его любовь. Западный подвижник Венсан де Поль, посылая одну из своих монахинь помогать бедным, сказал: «Помни — тебе нужна будет вся любовь, на которую способно твое сердце, для того, чтобы люди могли тебе простить твои благодеяния».
Но даже там, где и давать, и получать — праздник, радость, есть еще одна сторона любви, которую мы забываем. Это — жертвенность. Не в том смысле, в котором мы обычно о ней думаем: например, что человек, который любит другого, готов на него работать, лишать себя чего-нибудь, чтобы тот получил нужное. Нет, та жертвенность, о которой я говорю, более строга, она относится к чему-то более внутреннему. Она заключается в том, что человек готов по любви к другому отойти в сторону. И это очень важно. Ведь порой бывает так между мужем и женой: они друг друга любят сильно, крепко, ласково, радостно, и один из них ревнует мужа или жену — не по отношению к кому-нибудь, который вот тут, теперь может поставить под вопрос их любовь, а по отношению к прошлому. Например, отстраняются друзья или подруги детства, отталкиваются куда-то в глубь воспоминаний переживания прошлого. Тому, кто так безумно, неумно любит, хотелось бы, чтобы жизнь началась только с момента их встречи. А все то, что предшествует этой встрече, все богатство жизни, души, отношений кажется ему опасностью: что-то живет в душе любимого человека помимо него. Такой подход очень опасен: человек не может начать жить с дня, пусть и очень светлого, встречи с любимым, дорогим. Он должен жить с самого начала своей жизни. И любящий должен принять тайну прошлого как тайну и ее уберечь, ее сохранить, должен допустить, что в прошлом были такие отношения любимого человека, такие события жизни, к которым он не будет причастен, иначе как оберегающей, ласковой, почтительной любовью, И здесь начинается область, которую можно назвать областью веры: веры не только в Бога, а взаимной веры одного человека в другого.
Человек начинает любить другого, потому что вдруг, неожиданно для себя самого, видит в нем что-то, чего он раньше никогда не видел. ... Вдруг тот, кто до сих пор никем не был замечен, делается центром интереса длядругого; в какой-то момент один человек другого увидел не только глазами, но каким-то проникновением сердца и ума. И этот человек, который был просто одним из многих, вдруг делается единственным. Человек тогда предстает с новой красотой, новой глубиной, новой значительностью. Такое видение может длиться годами, может продолжаться всю жизнь. Но порой, по прошествии какого-то времени, это видение тускнеет. И вот в этот момент вступает вера. Вера вот в каком смысле: вера как уверенность, что то, что было когда-то увидено, а теперь стало невидимым, — достоверно, несомненно. Бывают моменты особенных встреч, глубоких, волнующих, потом мы возвращаемся к обычной жизни, но снова оказавшись лицом к лицу с человеком, мы знаем, что видимое нами — не весь человек, что в нем есть такая глубина, которую мы теперь больше не можем прозреть.
И, более того, нам надо помнить, что единственный способ возродить человека, единственный способ дать человеку возможность раскрыться в полноте — это его любить, любить не за его добродетели или совершенства, не вопреки тому, что он несовершенен, а любить просто потому, что он человек, и потому, что человек так велик и так прекрасен сам по себе. Только глазами любви мы можем видеть человека таким, какой он есть в самой своей глубине, в самой своей сущности и соответственно к нему относиться. Так относится к нам Бог. Бог нас любит не потому, что мы хороши, Бог к нам милостив не потому, что мы заслуживаем милость или любовь: Он нас просто любит. Если мы способны быть благодарными за то, что нас кто-то — Бог или человек — может полюбить без всякого основания, просто потому, что его сердце через край переливается к нам, мы можем стать другими людьми. И в браке это так важно, так важна эта вера в человека и эта способность помнить, что только любовью можно из него сделать — нет, не из него — можно ему помочь стать всем, чем он только может быть, каким его задумал Бог, можно раскрыть всю его красоту"...
Митрополит Сурожский Антоний
Популярное видео
-
02:27
Светлана Копылова "Хитрец"
Владимир Чуприна · 1707 просмотров -
Громовы Валерий и Людмила · 547 просмотров
-
"Элита: фундамент и динамит русской власти". 5-й выпуск. Кто мы? с Феликсом Разумовским
Громовы Валерий и Людмила · 562 просмотра
Мужчинами надо быть не только по названию и физиологии. Главное – это дух. В Священном Писании сказано: «… Будь тверд и мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей; …не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях тв...
Развернуть
Мужчинами надо быть не только по названию и физиологии. Главное – это дух. В Священном Писании сказано: «… Будь тверд и мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей; …не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих» (Нав. 1:7). Долг мужчины – во всем быть первым. Первым в чём? В своём служении людям. Как Христос, будучи главой Церкви, управляет так, чтобы не Ему служили, но Самому «... послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Мы, православные, – не хлюпики бесхребетные, чтобы сидеть и ныть: «Что будет? Куда меня вынесет?» Нет! Не этому нас учит Господь! Он говорит: «Отец Мой доселе делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). Он нас зовет к действию! «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Лк. 6:29) – это не о щеках говорит Христос, а о том, чтобы не переставали любить людей, чтобы действовали, побеждая зло добром: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Мы борцы, мы воины, только наше оружие – любовь и добро, молитва и правда, жалость и сострадание, милосердие и помощь. Тьма пред Светом скроется и уничтожится сама. Был бы Свет.
Кто говорит, что он во Свете, но ненавидит брата своего – он во тьме. Есть одна святость – быть любящим других людей человеком.
В православной семье муж никогда не позволит своей жене походить на женщину с отбойным молотком, запечатлённую в памятнике советского периода. Главенство мужа в семье состоит в том, чтобы отвечать за материальное состояние семьи. А за духовный климат семьи отвечает... Правильно, опять муж. А за воспитание детей? А за чувства между мужем и женой? А… – И за это тоже отвечает глава семьи – муж. А за что не отвечает? За все с него спрос и перед Богом, и перед людьми.
Иисус Христос ноги умывал ученикам, показав этим, что главенство – не в командовании, а в служении. Жена – помощница мужа, данная ему Самим Богом: «Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).
«Первый брак не получился, во втором родился ребенок, – рассказывает мужчина. – Сейчас в третьем браке». Говорит, что с этой женой есть у него единство в отношениях, понимание. Но совесть грызет, что во втором браке бросил ребенка. Я спросил его: «Скажи, со второй женой ты встречался, когда еще жил с первой? А с третьей встречался, когда жил со второй? – Ты все время наступаешь на одни и те же грабли: имея жену, завязываешь отношения с кем-то еще. Гнилой фундамент закладываешь в семейные отношения. Если опять начнешь блудить, то и этот брак развалится».
Многоженец признался: «Понял. Живу как скотина. Бултыхаюсь со всеми, с кем захочется. Мои семьи трещат по этой причине. Дело – во мне». – «Да, проблемы мы себе находим сами: словами, поступками... Сами собираем горящие угли на свои головы. Но верно и обратное: начинаем жить по заповедям Божьим – обретаем мир радости!».
Третий год подряд в церковь приезжает мужчина с ребенком и, переступая порог церкви, поднимает сына высоко над головой со словами: «Вот где ты начал быть». Я знаю, почему он так делает. Жена у него православная, а сам он был мусульманином. Приехав в первый раз, спросил: «Что нужно сделать, чтобы у нас родился ребенок? Мне 50 лет, жене около того, детей нет». – «Для начала примите православную веру: креститесь. Потом обвенчайтесь с женой – освятите свой брак Божьей благодатью». Уверовал! Крестился, венчался, молился о даровании дитя... Когда они родили сына, ему было 52, жене – под 50 лет. Это их первый ребенок.
«За грех аборта как можно вымолить у Бога прощение? – вот такой необычный для своего пола вопрос задал мне один мужчина. – Это я решил, что двоих чад достаточно, и сам толкал жену на убийство следующих детей. Я учитель. Теперь смотрю на учеников и думаю о нерожденных детях, какие бы они были умные, хорошие. Но я приговорил их к смерти».
Заходит в церковь мужчина средних лет. Спрашиваю его: «Военный? Хотя в гражданском, но выправка, подтянутость – выдают». – «Военный, полковник. Проблема у меня. Прихожу однажды домой, а супруга, показывая на сына, спрашивает, кто он нам?» Я говорю: «Что значит, кто? Наш сын. Ты его мать. Я – отец». Жена стала разъяснять обстановку: «Я сегодня его пожурила за некоторые поступки, а он встал рядом, посмотрел на меня сверху и сказал, что теперь не он, а я – маленькая. После этого ремень взять не могу: он у нас, оказывается, большой. А ты – мужчина. Тем более – полковник. Вот и воспитывай своего выросшего сына. Я теперь буду в нашей семье как самая маленькая». Начал с сыном разговаривать. Жестко! Не пугается. Я на него чуть не матом! Он спокоен. Чувствую: сын внутренне сильнее меня. А он: «Папа, давай поговорим по-мужски. Вот ты сейчас в крике спросил, дурак я или нет. А ты умный?» Чувствуя, что сын капкан мне ставит, попросил его: «Говори прямо». Он: «Скажи, умный ли ты, если куришь? Ведь знаешь, что этим вредишь своему здоровью и деньги на ветер выкуриваешь. Получается, тобой, с мозгами, управляет безмозглая сигарета?» Я не нашел, что ему на это ответить, пошел в зал. Жена спрашивает: «Ну что, поговорили? Вывод?» – «Вывод: я – дурак». Решил я после разговора с сыном бросить курить и тем поднять свой авторитет в его глазах. Но не могу: порок сильнее ума, сильнее любви к сыну. Что скажете? Как выйти из этой ситуации?» – «Привычки имеют большую силу над нами. Только тогда, когда соотносишь свои поступки с тем, угодно ли это Богу, – пребываешь в гармонии с собой и окружающим миром. Поэтому на вопросы, как помочь себе, у меня один ответ: уцепиться за Господа, молить Его о помощи, чтобы Он действовал в нас, и было все по-путному.
Неприятности, страдания, происходящие с нами – следствия наших грехов. В Иисусе Христе не было греха: «… не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:9). Он, Бог, в лице Сына Божия, страдал на кресте, мучился – ради чего? За наши человеческие грехи! Он не сошел с креста, не поддался искушениям, показав тем самым, что и мы можем терпеть и противостоять греху.
Но что можно сказать про любого из нас? Вот начал я новый день, не помолившись. Кто мне мешал, кроме меня самого? Только моя лень. Сатана? Да если бы не моя лень, он ничего не мог бы мне сделать. Но нам легче во всем найти себе оправдание, свалить свою вину на кого-нибудь и отойти «чистеньким».
Или другой момент: мне сказали что-то обидное. Как я должен отнестись к этому? Погасить зло любовью, тем самым не позволив злу расти. Ну хотя бы потерпеть. А я потерпел, потерпел… Потом по¬дошел и сунул обидчику в нос. Или крепкое словцо нашел... Словом ли, делом ли отомстил – неважно. Что заставило ответить злом на зло? Ничто, кроме моей гордыни, ущемленного самолюбия, ненавист¬ного сердца. А мог бы без этого? Мог!
Мы сами творим свой новый день настолько, насколько совладаем со своими страстями и приблизимся к Богу.
Читаем в Библии: «Лучше доброе имя, чем большое богатство» (Притч. 21:1). «В рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие...» (2 Пет. 1:5-7). «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:7). «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками…» (1 Фес. 4:10-11). «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь, и предал себя за нее» (Еф. 5:25). «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3).
Протоиерей Владимир Головин
Свернуть