

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 258
- |
- Мероприятия 0
Можно ли спасти свою душу в миру или лучше удалиться в монастырь?
Вопрос: «Можно ли спасти свою душу в миру? Или лучше удалиться в монастырь? И есть ли сейчас такие монастыри, где люди действительно спасают свою душу и молятся о спасении всех, то есть соблюдают монашеское делание, а не ведут фермерское хозяйство и так далее, то есть больше заботятся о благосостоянии монастыря?»
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Целый ряд святых отцов говорит о том, что в монашество, в большинстве случаев, идут самые слабые люди, потому что жизнь в миру – самая трудная. В монашестве легче, чем в миру. Ведь по сути своей, что такое монашество, особенно, если это хороший монастырь? Это теплица! Никто не мешает!
Спасение возможно всюду! Первым спасся разбойник! Самый важный критерий для спасения: спасается тот, кто увидит свои грехи (а это не так просто!), и увидит, что при всем своем желании – не может их победить! Не хватает сил! Я уже тысячи раз говорил: «Всё! Больше я никого не осуждаю!» Но вот мне что-то сообщают – и я тут же: «Ах, он, такой, сякой, немазаный!» Или моего лучшего друга наградили, а я весь позеленел от зависти! Вот до чего я хорош! Когда я это увижу в себе и захочу победить, но ничего не получается, вот тогда только я и скажу: «Господи, помилуй! Господи, помоги!» Сознание этого, видение своего реального состояния и искреннее раскаяние перед Богом – и является нашим спасение.
Скажу вам больше: все великие святые – Великие святые, которых в церкви нет так и много! – после своих долговременных подвигов приходили именно к этому. Пимен Великий говорил: «Поверьте, братья! Куда будет ввержен сатана, туда буду ввержен и я!» Макарий Великий молился: «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою!» Кажется, сделал доброе дело: подал человеку, помог ему – и тут же: «Слава Тебе, Господи! Я не такой, как прочие человецы! Я подал другому! А Ты мне, Господи? Я же – подал!» Вот, оказывается, в чем дело-то!
Все великие люди приходили к этому состоянию. Сисой Великий умирал, и лицо его просветилось, как солнце, а он умолял Бога дать ему еще хоть немного времени на покаяние. И когда, собравшиеся вокруг него братья, изумились: «Сисой, тебе ли каяться?!» – то ответ поверг их в еще большее изумление: «Поверьте, братья, я не знаю – положил ли я хоть начало покаяния моего!»
Мы можем к этому прийти и в миру. Можно и в миру спастись! В монастырях когда-то были прекрасные условия, сегодня же – не так просто найти монастырь, в котором бы вы нашли хорошего руководителя, который бы мог помочь спастись. Если человек такого монастыря не нашел – значит, затея эта преждевременна, потому что если слепой слепого поведет – оба упадут в яму. Таков закон Христов.