
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 258
- |
- Мероприятия 0
Каковы проблемы преподавания курса «Основы православной культуры» в наших школах?
Вопрос: «Как сейчас развивается введение «Комплексного учебного курса основ религиозных культур и светской этики», в который вошли шесть модулей: кроме православия, ислама, иудаизма и буддизма – еще и модуль «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Эти шесть модулей могут преподаваться в четвертом классе. Сталкивались ли Вы с теми, кто вынужден организовывать работу по преподаванию по подготовке учителей? Видели ли Вы разработанные пособия для преподавания?»
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– С людьми – встречался, но сами эти пособия я не читал. Учителя же – просто кричат: «Караул!» Почему? По целому ряду причин. Первая причина – и чему я очень удивлен – это преподавание в четвертом классе! Мировые религии – в четвертом классе?! В десять–одиннадцать лет – мировоззренческие вопросы? Потому что, как только вы сказали: «Религия» – вы сказали: «Мировоззрение». Это надо преподавать не в четвертом классе, а в десятом–одиннадцатом, когда дети могут понять и уяснить!
Что же касается светской этики – то я всегда задаю вопрос: «А что это такое – светская этика? Что вы подразумеваете? О чем идет речь?» Здесь, какой палец в рот не положи – совсем другой вариант и высосете! Светская этика – это же необозримо и неопределенно! Какая светская этика? Светская – это значит, атеистическая? И почему тогда мы атеизму даем такой приоритет? Уже все выяснили и согласились, что это – самое лучшее, самое научное и самое совершенно мировоззрение? Это же – мировоззрение! И вдруг этика этого мировоззрения является для нас каким-то приоритетным началом. Я этого не понимаю.
Когда мы говорим об этике мировых религий вообще – то, простите, но это уже такой винегрет! В этой затее вообще всё перемешали! Какая хорошая была идея – познакомить с основами религиозных мировоззрений! Пожалуйста, можете назвать их – культурой, если хотите. Да, с этим необходимо знакомить человека, чтобы он мог осознанно сам формировать свое мировоззрение. Это очень важно! Но что можно рассказать малышам в четвертом классе? Только некоторые сказки? Но тогда и само Евангелие они будут воспринимать, как некую сказочку! Как некие мифы древней Греции!
Поэтому у меня довольно скептическое отношение к осуществлению этой идеи. Идея хорошая, но очень странное осуществление и, по-моему, этим занимались очень умные люди. Вы хотите? Вы просите? Пожалуйте-с! Кушайте на здоровье! А что – и сами не знаем.
И следующая, очень важная, сторона: а где подготовленные педагоги? Ведь сначала надо подготовить какой-то контингент преподавателей, найти принципы их подготовки, потому что принцип подготовки, который существует сейчас – это только руками развести! Что преподаватель может сказать, прослушав десятидневные курсы, если он этой темой никогда не занимался? У нас учатся пять лет в семинарии, затем – в академии, а потом еще и выбирают: а может ли этот человек прочитать курс лекций? И процент таких людей – незначительный, хотя люди и проучились столько лет! А тут? Две недели – и готов педагог!
В одном университете я читал лекции, и мне рассказывали, как искали преподавателя православной культуры. В конце концов, предложили эту должность учителю физкультуры. Он говорит: «Простите, но я ничего не знаю об этом!» А ему отвечают: «Вы понимаете, что у Вас не хватает часов? Ну, скажете там что-нибудь…» Слышите? Еще раз повторяю: умные люди там решили!
И к чему это приведет? А приведет это к следующему: хотите посмотреть необыкновенную красавицу? Просто – чудо! Хотите? Хотим! На сцену выходит… скелет! Все в ужасе! Вы же хотели красавицу показать? Вот вам – пожалуйте-с! Карикатура – вместо православия! Кончится тем, что люди скажут: да во веки веков не нужно нам ваше православие! Мы его не знали – и знать не хотим!
Булгаков Сергей Николаевич, известный наш философ, который стал протоиереем, прежде быв марксистом, писал в своих автобиографических заметках, что он ушел из семинарии, убедившись окончательно, что и Бога – нет, и православие – чушь! И только многое время спустя он вновь стал верующим. Из семинарии ушел! Как вам это нравится? То же самое и другой священник мне говорил – слово в слово! – что уроки закона Божьего у них превратились в уроки острот и кощунств! Понимаете, каким образом можно всё представить?
Избави Бог, когда ничего не знающие и не понимающие люди начнут преподавать православие! При мысли об этом – я, например, сжимаюсь! И вы все это понимаете, и те, с кем я разговаривал – в ужасе! Они просто в отчаянии: «Мы не знаем, что мы будем преподавать!»
Выход есть, но никто за него не хочет браться. Во-первых, необходимо, конечно, составить программу, а затем, по каждому пункту программы, подобрать из всей нашей церкви самых лучших педагогов – богословов, историков, канонистов – самых лучших! – и попросить их записать лекции на видео. Составить видеокурс – и отдать этот курс педагогу, сказав: «Через три месяца сдадите экзамен по этому курсу». Перед компетентной комиссией! И только педагог, сдавший этот экзамен, допускается к преподаванию.
Почему я говорю – записать на видео? Потому что вызывать лектора, чтобы он читал лекции – да по всей России! – это же немыслимо! А видеокурс можно дать каждому. Я думаю, что, и кроме педагогов, многие заинтересовались бы таким курсом. И это стало бы очень важным деянием церкви!
Популярное видео
-
Православная психологияhttps://www.youtube.com/channel/UCEK3tT7DcfWGWJpNEDBdWog
Валера Иньков · 1328 просмотров -
07:04
Песнь Богородицы → Величит душа Моя Господа
Алла · 2838 просмотров -
02:38
рецепт ХОТ ДОГА Hot Dog Food | ГОТОВИТЬ ЛЕГКО
Готовить Легко · 2247 просмотров









У нас в школе преподает учитель начальных классов, но она сама только начала воцерковляться, ей очень тяжело, так как многое не понимает