Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Алексей Ильич Осипов

Проект «Школа покаяния» или как нас лишают причастия

Вопрос: «В последнее время в некоторых приходах появилась практика не причащать до генеральной исповеди, к которой человек готовится около года. И это называют “Школой покаяния”».

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Да, это серьезный вопрос. Действительно, распространилось это ужасное явление! Лжестарчество – это отдельная тема. Это убийство нашей жизни!

Однажды в Академии ко мне подходит женщина лет 50-ти, в слезах, и говорит: «Только что была на генеральной исповеди, но не у самого старца, а у его ученика – молодого иеромонаха, лет 30-ти. Вместо обычной исповеди он потребовал генеральную. Он задавал мне такие постыдные вопросы, о существовании которые я даже и не представляла. И он, бессовестный, фактически у своей матери, требовал ответа на такие вопросы!» На что я сказал: «Слава Богу, что Вы поняли. Больше не ходите к нему».

Во что только не превращают генеральную исповедь! На моих глазах девушка подходит к одному такому, и он ей говорит: «Исповедоваться будете – с пяти лет». «Но, простите, я уже много раз исповедовалась… Просто меня направили к Вам, как к опытному человеку…» – «Только полная исповедь с пяти лет!» И я думаю: а почему именно к нему надо идти на исповедь? Что, другие – не священники? Другие не давали разрешения? Почему – у него?

Когда нужна генеральная исповедь? Когда человек за всю свою жизнь ни разу не исповедовался или не исповедовался очень долгое время – двадцать, тридцать лет. Когда, действительно, грехов накопилось много, и жизнь была непростая. В таком случае, конечно же, надо подумать, может быть, даже записать, чтобы очистить свою душу. Но если человек постоянно исповедуется, а от него вдруг требуют генеральную исповедь – это уже исходит от находящихся в гордыне, в прелести так называемых «старцев». И их появляется всё больше!

Истинный духовник – это друг, а не деспот! Здесь же – просто настоящий деспотизм! Требуют беспрекословного себе послушания! Ты меня должен слушаться, как Бога! Не сметь осуждать моих решений!

Нам надо обязательно знать и помнить, что по этому поводу пишут святые отцы. Я, по крайней мере, сошлюсь на двоих: Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. Они прямо говорят: в наше время уже нет духоносных наставников! В наше время отношения между духовником и верующим – это отношения совета, а не послушания! Послушание имело место в монастырях. В монашестве!

Поэтому к генеральной исповеди нужно относиться, я считаю, как к явлению – в основном и в принципе! – отрицательному за редчайшими исключениями! А уж требовать готовиться к ней целый год, да еще назвать всё это – «Школой покаяния»! Боже мой, да что вы делаете?! Вы человека вообще отвращаете от церкви! Вообще лишаете человека причащения! Не «Школа покаяния», а лишение покаяния! К сожалению, это печальное явление распространяется в некоторых местах.

Будьте, пожалуйста, осторожны с духовниками! Идите лучше к простому священнику, который не мнит о себе. Как только вы видите, что священник начинает требовать беспрекословного послушания себе – бегите от него, как от огня! Это первый признак гордыни! А от гордого пользы не получишь. Простой священник даст вам совет. Совет! Скажет вам, что говорят святые отцы, а не от себя будет вещать. Или скажет, что в этом вопросе он затрудняется что-либо вам сказать, но посоветует что-то почитать, укажет литературу. И это будут добрые дружеские отношения. Вот это – духовник! К нему можно ходить, с ним можно советоваться!