- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 258
- |
- Мероприятия 0
Мы превратили исповедь в отчет о проделанных грехах!
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Очень многие вещи, многие идеи, многие полезные советы как-то странно девальвируются до такой степени, что не только от них ничего не остается, но, подчас, они превращаются в свою противоположность.
Исповедь является одним из таинств христианской церкви. И в отношении таинств мы видим, насколько они порой различны между собой. Учение церкви говорит о том, что нет таинства и не может быть от него никакой пользы, если человек подходит к нему без простой веры, без твердого обещания изменить свою жизнь и без покаяния. Если этого нет, то таинство может обратиться прямо против человека. В частности апостол Павел о таинстве причащения прямо говорил: «Тот, кто вкушает недостойно, тот суд себе ест и пьет!» И более того говорил: «По этой причине многие из вас болеют и умирают!» И это – первый век! Почему? А причина такова: если ты веришь, что приобщаешься самому Христу, предстоишь перед Ним самим, что это действительно таинственные тело и кровь Христовы, то с каким благоговением и страхом Божиим ты должен подходить к этому таинству. Это – прежде всего. Во-вторых, подходя к этому, ты тем самым уже должен обещать Богу: «Я постараюсь, насколько только это в моих силах, никогда не повторять того, что я делал неправильно».
Это имеет прямое отношение к данному вопросу. Нет таинства без искреннего покаяния и внутреннего обещания человека постараться больше не повторять тех гадостей, которые он делал. Это относится ко всем таинствам, в том числе, и к таинству исповеди. Но во что можно превратить ее? Правильно! Написать бумажки. Как я часто говорю – превратить исповедь в отчет о проделанных грехах. «Батюшка, прочитайте, или я прочту этот список». Что проку от чтения этих списков? Или подошел и просто наговорил. И человек считает, что он исповедовался!
Если бы была возможность какому-либо бесу подойти на исповедь, он бы с удовольствием столько наперечислял грехов! И что проку было бы от этого перечисления? Неужели не понимаем, для чего подходим исповедоваться? Для очищения души! Для исцеления души от тех гадостей, которые мы совершили! Ведь, что такое грехи? Это грязь, в которую падает человек. Это раны, которые человек наносит самому себе. И омыться от этой грязи, исцелиться от этих ран возможно только искренним раскаянием в том, что человек сделал, и обещанием Богу доброй совести. Только при этом условии!
Формальный же подход к таинству исповеди, как и ко всем другим таинствам – не дает человеку никакой благодати Божией! Как жаль, что мы этого не понимаем! Главное – подойти под исповедь. Главное – подойти причаститься. Главное – обвенчаться. Причем, что – главное-то? Форма! А саму суть – вынули и выбросили! А суть в том и состоит, что принятие всех таинств только тогда омывает грязь с человеческой души, только тогда исцеляет раны, когда человек подходит с искренним раскаянием, с искренним желанием не повторять больше этого. Тогда исповедь становится тем таинством, которое действительно изменяет и исцеляет человека. Я даже скажу – окрыляет человека! Многие, подходящие с таким раскаянием, говорили, что они с себя, со своей души, как будто пудовую гирю сбрасывали.
А всё чаще – и очень часто! – исповедь превращают в отчет о проделанных грехах. Особенно «умиляет», когда подносят громадные записки, начинают читать, не понимая простой вещи: все грехи, которые мы совершаем, во веки веков не сможем перечислить! И это будет – капля в море! Поэтому исповедь состоит в том, чтобы покаяться – перед Богом! – а в данном случае сказать перед священником только то, о чем особенно болит душа, о чем я знаю точно, что совершил против совести и против заповедей. Вот что надо сказать! И этого не забудешь! А потому – зачем писать на бумагу?
Исключение – когда человек не исповедовался ни разу в жизни или несколько десятков лет. Тут, конечно, есть, что вспомнить и что записать. Есть то, что, действительно, нужно не забыть. Это понятно. В обычном же плане, когда человек более-менее регулярно ходит в церковь – какие здесь записки? Когда душа болит – ничего не надо записывать. Даже пословица есть: «У кого что болит, тот о том и говорит». А если я боюсь, что забуду – значит, моя душа не болит и проку от того, что я назову, никакого не будет. Сказал: «Я обманывал, клеветал, тщеславился», – и всё это, как пух. Душа не болит – не будет никакого действия благодати! Это очень важно!
И хочу повторить: это относится ко всем таинствам! В результате к таинствам подходят, как к каким-то магическим действам. Верит, не верит… Главное – окрестить. Главное – причастить. Совершить форму! И вынули из этой формы самое главное – Христа-то здесь и нет! Вот беда какая!
И одним из важных элементов этой трагедии является то, что и молитву превратили в форму! Молитвы уже только вычитываются. Богослужение – только просто совершается. А молится кто? Люди перестали молиться! А если и молятся, то только о каких-то земных проблемах: болезнях, несчастьях и так далее. А много ли людей действительно молятся? «Господи, прости меня – опять я солгал!» Потеряли понятие правильной молитвы. Святитель Игнатий Брянчанинов прямо пишет: «Надо учиться правильной молитве!» И говорит далее, что без внимания, благоговения и покаяния молитвы нет! Он даже говорит так: «Она – мертва! Она – пуста! Она является даже – оскорблением Бога!»
Вот откуда начинается такое же наше отношение и к таинствам. Мы не молимся. А если и молим, то понятно – о чем: чтобы муж не гулял, чтобы сын не пил, чтобы дочка замуж вышла, чтобы печенка не болела да селезенка не прыгала… То есть, как классические материалисты. А святые отцы пишут: «Не вздумай обращаться к Царю Царей с ничтожной просьбой, чтобы не оскорбить Его, и дабы Он, оскорбившись, не прогневался на тебя!» А у нас молитва чем наполняется? Только об этом и есть молитвы.
Мы потеряли совсем понимание правильной молитвы… Еще раз повторяю: правильная молитва – которая совершается с вниманием, благоговением и покаянием! Только такая молитва является молитвой. И тогда она действительно приносит благо человеку. Тогда и к таинствам, и, в частности, к таинству исповеди, человек подходит с тем состоянием души, которое дает возможность Богу очистить человеческую душу, ибо, пока нет искреннего покаяния – Бог не может ничего насильно сделать с нами.
Истинно так! Всею душою согласна!
А лекарства мы принимаем по времени, невзирая на нашу бесчувственность... На всё воля Божья должна быть... И момент исцеления Господь управит...