- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 258
- |
- Мероприятия 0
Есть ли критерий, с помощью которого можно оценить качество произведения искусства?
Вопрос: «Какою мерою измерить качество искусства? Композитор или художник со своей колокольни могут быть настроены на созидание, а в результате получается – Пикассо или тяжелый рок».
www.youtube.com/watch?v=yZ3PQ17K_Ag
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Мы сейчас касаемся той области, в которой не может быть никаких формальных критериев. Иногда бывает достаточно формальных критериев, но когда мы касаемся, например, музыки – здесь едва ли таковые могут быть.
К сожалению, существует большая разница между евангельской нравственностью и так называемой – общечеловеческой. Потому что в понятие евангельской нравственности входит тот духовный компонент, который касается содержания человеческой души. Не просто – внешняя нравственность, а что исходит из моей души: зависть или доброжелательство, гордыня или, напротив, уважение к каждому человеку. Вот чем отличается христианская нравственность от так называемой – общечеловеческой. Потому что общечеловеческую нравственность может исповедовать и атеист, и представитель любого религиозного направления, и так далее. Так вот, если человек действительно задастся вопросом: «Не станет ли мое творчество губительным для окружающих? Не заблуждаюсь ли я?» – и начнет жить по Евангелию, то он очень скоро увидит (а дальше он будет видеть и больше, и глубже) – какой характер носит его произведение.
Я довольно часто привожу пример, как однажды в Америке нас повели ночью посмотреть, как развлекается молодежь. Я открыл одну дверь, а там – дикая музыка, называемая тяжелым роком, световые эффекты и прочее. Я захлопнул дверь и сказал: «Кто не верит, что есть ад – пусть сюда посмотрит!» В данном случае действительно не нужны никакие высокие критерии. Всего достаточно, когда атмосфера – уже не человеческая, а демоническая.
А, кстати, вы знаете, что слово «рок» на негритянском сленге носит неприличный смысл? А мы всё твердим: «Рок, рок, рок! Это – хороший рок!» Если хороший – то переименуйте название этого стиля! И это обращение в большей степени относится к звездам музыки, за которыми идут люди. Зачем вы говорите «рок», если хотите созидать, а не разрушать? Неужели трудно придумать другое название? Зачем так вцепились именно в это название? Ведь человеческий язык дан для различения понятий, а не смешения их! Если мы будем Велиаром называть и Христа, и сатану – интересно, кто нас поймет? Если мы добро и зло будем называть одним и тем же словом – какой прок будет от нашей жизни? Я обращаюсь к звездам: дайте другое название этой музыке, если вы считаете, что она созидает, приносит благо человеку, показывает красоту. Назовите иначе – и будет вам благодарность за это!
В очередной раз пришлось убедиться в силе и значимости слова.
Да, до Адама, нарекшего имена животным, нам далеко.