

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 258
- |
- Мероприятия 0
Почему святые отцы, имея настоящее смирение, всё же выходили на борьбу с ересью?
Вопрос: «Мы понимаем, что главное – это духовное состояние человека, но вся история всеобщей церкви и эпохи Вселенских Соборов показывают, что святые отцы, имея духовное состояние и настоящее смирение, всё-таки выходили на борьбу с ересью и очищали от нее истинные догматы…»
www.youtube.com/watch?v=8Q1O_rHkfn8
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Мы очень часто мыслим крайностями. Например, я ем и могу объесться. «Не ешь вообще!» – «Как это – вообще не есть?» – «А так! Иначе – ты объешься!»
Разве речь идет о том, что догматы нам не нужны – будем теперь спасаться смирением?! Нужны! Но – какие? Почему святые отцы боролись с ересями? По той простой причине, что они видели и понимали – какие будут последствия, если сейчас оставить то или иное ложное убеждение и признать его православным. Поэтому и боролись за чистоту веры.
Но из этого не следует, что все должны стать богословами. Кто из людей вам сейчас объяснит – какая человеческая природа во Христе? Как понять преложение святых даров? Ну, и зачем это людям нужно? Это – Тело и Кровь Христовы! И всё! И точка! И замолчите! Но богословы же: «Нет! Давай! А как это?» И начинается… «А какую природу принял?» Монофизиты говорят: «Принял природу уже совершенную, как у первозданного Адама! И не надо было уже ничего делать…» Спрашивается: а зачем тогда Он пришел? Кого спасать пришел? В чем тогда – спасение? И начинается! И поехали…
Если это предложить людям – они за голову схватятся! «Мы знаем, что Христос – Спаситель – и всё! Отстаньте от нас и не морочьте нам голову своими тонкостями!» Однако для уровня иерархического, священнического, учительного – это надо знать. И одно дело – знать для учительного уровня, и совсем другое – знать для уровня народного, простого.
Но при этом всегда надо помнить и самое главное: как правило, все ереси кончались впадением в гордыню! Вот в чем беда-то! Вот чего боялись! Ведь были святые отцы, которые служили евхаристию – с ангелом! Вспомните в Патерике: а другой брат приходит и говорит: «Что же это ты произносишь ересь-то?» Тот: «Как?» Он ему объясняет. Он понял и обращается к ангелу: «Ты что мне сказал?» А ангел ему ответил: «Человекам должны отвечать человеки, а не ангелы». То есть был-то – святой, а говорил ересь! Или вспомните другой случай из Патерика: «Трое вас, трое нас. Помилуй нас».
Бог видит сердце человеческое. Они произносили свою веру на том уровне, который был им доступен. Поэтому святые отцы боролись за чистоту вероучения, но вся суть сводилась к тому, что ложное вероучение может привести человека к гордыне, а тогда – беда! Если же человек искренне ошибается, потому что не понимает, если у него очень малый уровень сознания и знаний – Бог не спросит с него, как он мыслил об этом.
У Мельникова–Печерского описан интересный случай: идет служба, и вдруг священник слышит страшный шум у дверей храма. Выходит и видит, что дело уже чуть ли не до драки дошло. Мужик кричит: «Открывайте ворота – я обещал Миколе привезти воз сена!» Ему говорят: «Ты, что? С ума сошел? Куда ты в храм – с сеном!» Вот вам простота веры: обещал Миколе сено – и привез! Или у него же другой случай описан: священник на Троицу произнес проповедь и спрашивает, стоящего тут же, огромного мужика: «Ну, Фома, понял, что такое Троица?» – «Понял». – «И что же такое Троица?» – «Христос, Микола и Богородица». Молодой священник взвыл: «Ты что говоришь?! Слушай! – и опять начал объяснять. – Понял, наконец, теперь?» – «Понял». – «Ну, и?» – «Микола, Богородица и Христос». Автор, конечно, иронизирует. Но какова у простых людей вера-то? Если вы сегодня с магнитофончиком подойдете к Успенскому собору и начнете у людей «экзамен» принимать по догматическому богословию, то в итоге скажите, что все они – еретики!
В чем суть? Да, на том уровне, который у тебя есть – ты должен исповедовать правильную веру. Но главное в том, что ты увидел: тебе нужен Спаситель от твоих страстей!
Интересные личности
- Митрофорный протоиерей
- Протоиерей
- Священник
- Священник
Кажется, у Мельникова-Печерского нет описания этих случаев (с Фомой)! Если я ошибаюсь, дайте, пожалуйста ссылку на конкретное произведение или документ писателя!