Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Алексей Ильич Осипов

Духовно-нравственные аргументы истинности христианства

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– В чем заключаются духовно-нравственные аргументы, свидетельствующие о божественном происхождении христианства? Если в любой религиозной аудитории спросить: «Что необходимо для спасения? Кто спасется? Кто достигнет цели?» – все ответят, что спасется тот, кто живет в соответствии с законами, заповедями и установлениями данной религии. Правильный ответ? Правильный.

И вот тут-то христианство сказало то, отчего можно только руками развести. Обратите на это внимание, потому что это – беспрецедентное утверждение, которому мы не придаем значения. Мы уже привыкли слышать: «Благоразумный разбойник…» Ах, как умилительно это звучит! А вы представьте реальную картину: негодяй, преступник, убийца – и первым входит в рай?! Это что такое? Вы только представьте это – в реальности! Кого Господь оправдывает? Мытаря ставит впереди фарисея, который исполняет всё! Женщине говорит: «…Где твои обвинители? никто не осудил тебя? ...И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Закхей – мытарь, мошенник и вор – а Христос говорит: «Ныне пришло спасение дому сему». Что это? Что христианство утверждает? А христианство утверждает удивительную вещь: оказывается, человек спасается не совершением каких-то дел, не заслугами, а спасается особым состоянием души – и это состояние души великолепно показано на примере каждого из приведенных образов. Каково же это особое состояние души? Это – состояние смирения, то есть осознание своего недостоинства и видение своей греховности. Состояние смирения! Помните, кто есть Бог? А подобное – соединяется с подобным!

Вот, оказывается, чем спасается человек! Христианство говорит, что все дела, любое исполнение заповедей, все добродетели – только тогда имеют смысл, когда они приводят человека к состоянию мытаря и покаявшегося разбойника! Если они не приводят к этому состоянию – тогда всё бессмысленно! Более того! Опыт показывает, что они даже могут и погубить, если человек впадет в самомнение, в гордыню, в видение своей праведности.

Мы видим в христианстве – принципиально новое, чего не видим ни в одной другой религии. В само́й ветхозаветной религии мы находим, на первый взгляд, прекрасные образцы – например, в 50-м, христианнейшем, псалме Давида, но это – всего лишь малые крупицы… Когда Господь сказал: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное» – то ученики спросили: «Кто же тогда спасется?» Потому что, согласно тому примитивному воззрению – за добродетели Бог дает богатство, здоровье, славу и честь, а за грехи Бог наказывает, а отсюда нищета и болезни. Христианство же смотрит на это – совершенно иначе!

Я обращаю ваше внимание на то, что это утверждение христианства – совершенно антирелигиозное! Под религией я подразумеваю все другие религии, включая, увы – и ветхозаветную религию времен Иисуса Христа. Кающийся разбойник, блудница, мытарь и так далее – всё это было совершенно неприемлемым для всей окружающей среды, включая и самих учеников Христа – апостолов! Они так же, как и все – ничего не понимали и это хорошо видно и в самом Евангелии. И только позже они увидели, и им это открылось, и они поняли – и эти слова Христа, и эти факты. И опять возникает вопрос: как это возможно?

А возможно это только единственно потому, что – здесь Дух Божий! Потому что это – Господь утверждает! Потому что – Господь открыл этот путь спасения. Люди его не знали! Вот чему учит христианство! И, кстати, дает важнейший ответ на вопрос: кто есть христианин? Оказывается, христианин – это тот, кто уподобляется кающемуся разбойнику, а не тот, кто не имеет этого состоянии, и только внешне исполняет все церковные предписания. Нет проку от них, если они не приводят к состоянию мытаря.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: