- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 258
- |
- Мероприятия 0
С чего начать духовную жизнь в миру?
Вопрос: «Хотела бы заниматься духовной жизнью, но не знаю, с чего начать. Подскажите, пожалуйста, как можно заниматься духовной жизнью в миру?»
www.youtube.com/watch?v=vTSt5O6Wkb4
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Для того, чтобы заниматься духовной жизнью, конечно, надо что-то знать, а для этого надо читать, потому что без чтения мы ничего не будем знать. А разрешить этот вопрос можно, только порекомендовав литературу.
Я бы порекомендовал в первую очередь Игнатия Брянчанинова, которому наши духоносные наставники дали самую высокую оценку. К этому прибавил бы игумена Никона (Воробьева), который очень ясно, уже современным языком, с акцентом на самых главных моментах духовной жизни, передал это учение в своих «Избранных письмах» и «Нам оставлено покаяние». Затем можно порекомендовать небольшую, но замечательную книгу схиигумена Иоанна Валаамского «Письма валаамского старца». Если игумен Никон (Воробьев) был образованнейшим человеком, то Иоанн Валаамский – самый простой человек, но если вы их почитаете, то увидите, какое поразительное согласие в учении!
Эти книги в самой простой и доступной форме дают нам представление о том, что такое духовная жизнь. Поэтому, если кто-то решил начать духовную жизнь, то должен обязательно прочитать эти книги. Я уж не говорю о том, что нужно читать Священное Писание. Это – само собой разумеется. И обязательно читать святоотеческое толкование Нового Завета! Святоотеческое! Потому что есть такие сумбурные объяснения! Все секты и протестантские направления возникли на том, что стали сами толковать Священное Писание, отстранив единое святоотеческое учение. И в этом отношении было бы хорошо иметь толкования Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского, епископа Михаила.
Также было бы очень полезно читать кое-какую святоотеческую литературу прежних веков. Например, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, которые и написаны очень просто, и, действительно, очень полезны. Можно почитать Иоанна Лествичника, «Добротолюбие». О том, каким должен быть христианин очень хорошо говорит апостол Иаков в своих посланиях. То есть надо читать и научаться, и из этого чтения человек увидит, как надо жить и себя вести. Это одна сторона.
А вторая сторона заключается в том, что человеку так же необходимо приобщаться и к внешней стороне жизни церкви. Речь идет о необходимости крещения – конечно же, при условии, что человек верит. Нет веры – незачем и крещение принимать. Нельзя без веры принимать крещение! Сам Господь сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет».
Итак, принять крещение, ходить на исповедь, каяться в своих грехах, причащаться, посещать храм и, естественно, молиться – совершать утренние и вечерние правила. И таким образом можно постепенно приобщиться к духовной жизни и к самому христианству.