- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 258
- |
- Мероприятия 0
Христианское понимание Бога
www.youtube.com/watch?v=tgcv9QfSarA
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Кажется, что нет религии без учения о Боге. Нет Бога – нет религии. А теперь попробуйте сопоставить христианское учение о Боге со всеми религиями, которые имели место до христианства. Самое высшее, чего они достигали в своем умозрении о Боге – это учение о Боге как Творце, как Справедливости, как Премудрости. В конце концов, о Том, Кто может помиловать, но Кто может и наказать! И это был предел. Вершина. На самом деле, даже и до этого понимания доходили редкие религии. Только богооткровенная ветхозаветная религия учила на этой высоте, но которая, на самом деле, оказалась неизмеримо ниже того, о чем сказало христианство.
Попытаюсь сказать об этом кратко. Бог – справедлив? Нет. Целый ряд отцов пишут: если бы Бог был справедлив, то мы и мгновения не смогли бы прожить, потому что мы все должны были бы быть уничтожены, так как нет ни мгновения нашей жизни, когда бы мы соответствовали Духу Божьему. Мы – непрерывно отступаем от Бога!
Бог – милосерден? Даже здесь – нет! Что такое милосердие? Вот я на кого-то разозлился. Меня упрашивают, и, наконец, я говорю: «Ну, ладно. Так уж и быть…» Проявил милосердие – вместо двойки с тремя минусами поставил двойку с одним минусом. Меня разжалобили – и я проявил милосердие. То есть я – изменился. А что говорит христианство? Бог – неизменен! Неизменен в чем? В абсолютной любви! Бог не может стать более милосердным, потому что Он – Любовь! Это – предел! Бог не может стать ни более милосердным, ни менее милосердным, потому что милосердие предполагает изменение. Христианство говорит: «Он есть Любовь!» Поэтому Он никого не милует. Он – любит! Он никого не награждает, потому что Он любит, а, значит, дает – всё, так как Абсолютная Любовь не может дать меньше, чем это возможно.
Но если Он есть Любовь, то почему мы находимся в скорбях? Потому что, если нам дать хотя бы на грош более того, что мы имеем – и мы сойдем с ума от тщеславия и гордыни! Дай, например, сейчас человеку дар чудотворения – он таких чудес натворит, что весь мир перевернется! То же относится и к благодатным дарам переживания – той божественной сладости, о которой говорят святые. Оказывается, что и этого нам нельзя дать до тех пор, пока мы не смиримся и не поймем, что мы – ничто без Бога.
Только открыв себя Богу, только соединившись с Богом – а врата эти открываются только смирением, как таковым – мы становимся едиными с Богом и только тогда приобретаем всю полноту даров Божьих.
Итак, Бог – вовсе не справедлив или милосерднее. Бог – вовсе не Тот, кого можно жертвами разжалобить, и Он простит грехи. Он – Предельная Любовь! И в этой предельности – Он неизменяем. Он не может ни на одну йоту возлюбить меньше или больше, потому что Он есть Абсолютная Любовь! Бог не наказывает и не награждает, потому что Он всегда дает предельно то, что возможно дать человеку без вреда для самого человека.
Что есть сами молитвы, с которыми христианин обращается к Богу? Умоление Бога? «Господи, прости, ошибся… Споткнулся… Помилуй…» Вы думаете, что Бог становится более милосердным? Вот это и есть то, о чем проповедуют все религии: прибежать к Богу, принести жертву, чтобы умолить Его – Этого грозного Судью!
А что говорит христианство? Молитвой мы только себя делает чуть более способными принять Божественную Любовь. Как в темной комнате чуть-чуть приоткрываем щелочку, через которую начинает проникать лучик света в нашу тьму. Не Бог изменяется, а мы. Не Бога мы своими молитвами делаем более милосердным, а мы становимся более способными принять Божественную Любовь.
И в какой религии вы найдете подобное? Беспрецедентное учение, которое выражено предельно кратко: Бог есть Любовь! «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную!» Предельная любовь!
Это лишь одна из иллюстраций. Надо только сопоставить и подумать: откуда какой-то Иисус взял это? Простой иудей, воспитанный на иудейском Слове Божьем, и всё иудейство которого было наполнено жертвами, исполнением обрядов и предписаний, чтобы – не дай Бог! – не нарушить их и не подвергнуться наказанию. Слепорожденный – кто виноват? А если богатый – значит, угоден Богу. Вот вам и всё понимание. Вот логика всего дохристианского религиозного сознания.
Кажется, о чем говорить относительно учения о Боге? И христианство – о Боге, и другие религии – о Боге. И всё, кажется, одно и то же. Но – одно и то же ли? А вы посмотрите…