Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Алексей Ильич Осипов

Христианское понимание Бога

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Если говорить, не углубляясь в дебри, на уровне, понятном достаточно широкому кругу людей, то первое, что нужно сказать: Бог – это не то существо, которое находится где-то в далеком созвездии и которое оттуда наблюдает за всеми событиями этого мира и за каждым человеком в отдельности. Бог – это Дух! А вот что такое Дух – это уже вопрос, над которым, наверное, стоит немного подумать.

Я помню один случай, который произошел у нас, когда я еще учился в академии. К одному из наших студентов подошла группа людей и начали язвить, говоря: «А кто видел Бога, чтобы мы в Него поверили?» Студент оказался человеком остроумным и в ответ спросил: «Простите, а вы свой ум видели? Не видели? Значит ли отсюда, что его у вас нет?» Дружный смех этой компании – и всем стало ясно: когда мы говорим о Духе, то в данном случае речь идет не о простом видении, а что это есть нечто, что нельзя назвать предметом, нельзя назвать каким-то существом, применительно к человеку, а это есть то, что мы можем ощущать и переживать, с чем мы можем соприкоснуться, но что определить, то есть поставить предел и попытаться определить с помощью наших обычных слов, понятий, предметов, красок и звуков – невозможно, хотя это и реальность.

Что такое любовь? Тот, кто пережил это чувство, наверное, знает, что это такое, но у каждого это переживание может быть различным. И опять же – смотря к чему любовь, потому что меняется состояние человека. Ведь мы под любовью разумеем от самых преступных вещей до самых высочайших, которые только может себе представить наше человеческое воображение. И всё это заключено в одном слове.

Так вот, когда мы говорим о Боге, то Бог в различных религиях понимался так же очень различно, вплоть до того, что говорили о множестве богов. Что говорит христианство? Христианство говорит о Боге нечто, что, по существу, никогда не знала ни одна религия мира. Верили, что Бог – один. Знали, предполагали или верили, что Бог есть Ум, что Он сотворил этот видимый мир, что Он, в конечном счете, есть Справедливый Судья. Но никто не знал одного, о чем сказало только христианское откровение: Бог есть Любовь и только Любовь!

Очень важно то, что мы читаем в Евангелие и в апостольских посланиях: не у Бога есть любовь, а Бог – есть Любовь! Это принципиально иная постановка вопроса. Он – есть Любовь! То есть Само Существо того, кого мы называем Богом – это есть Любовь. Какая? Я скажу об одной стороне, но очень важной. Когда мы говорим, что Сам Бог есть Любовь, то этим самым мы указываем на чрезвычайно важное, а именно: что, следовательно, Любовь – есть основной и фундаментальный закон всего нашего бытия! Всей нашей жизни! А что из этого следует? Мы знаем, что такое нарушить закон тяготения или закон температуры. Нарушил закон тяготения – голову разбил. А если нарушил закон температуры – поджег себе какое-нибудь место. Так вот любовь – есть основной закон нашей жизни, нашего существования. И любое нарушение этого закона приведет нас к трагическим или, по крайней мере – драматическим последствиям.

Итак, Бог есть Дух, Разум, но основная Его характеристика – есть та Любовь, которая составляет сущность всего нашего бытия и, прежде всего – человеческого.

Вопрос интервьюера: «Алексей Ильич, но что же в этом нового? Язычники то же самое говорили. У них была Венера, персонификация любовных чувств и вообще – любви. У них была Афина – богиня разума. А чем отличается наше, христианское, понимание этого всего? Может быть, действительно, мы так проецируем свои собственные чувства и переживания, свои собственные характеристики и называем всё это Богом?»

Алексей Ильич Осипов:
– Совершенно верно. Я и сказал, что когда мы употребляем понятие любви, то попадаем в область невероятнейшего размаха: от самой преступной до самой возвышенной. Чем характеризуется христианская любовь и христианское понимание Бога? Что это – жертвенная любовь, то есть та любовь, которая готова (и здесь мы будем выражаться языком человеческих понятий, потому что иного у нас нет) смириться до предела! Самым ярким выражением христианской любви является Крест Христов. В чем поразительность Его страданий? В том, что Он знал и заранее говорил, что Сына человеческого предадут, будут подвергать разным мучениям и убьют, но Он добровольно пошел на это ради спасения человека.

В этом отношении я не могу не сказать о фильме Гибсона «Страсти Христовы». Впервые за две тысячи лет люди смогли увидеть, какие страдания перенес Христос ради человека. Впервые! Даже тогда, когда всё это происходило – эти мучения видела только небольшая кучка людей: Его Матерь, несколько ее спутниц, Иоанн Богослов. Стража никому не позволяла приблизиться – все стояли вдалеке. Но теперь весь мир смог увидеть, какие жесточайшие страдания перенес Он! Добровольно перенес!

То есть, если говорить о важнейших характеристиках христианской любви – то это есть жертвенность, смирение. Там, где нет смирения, там не может быть и истинной любви. Потому что смирение свидетельствует о готовности отдать себя до конца! А где этого нет – там, следовательно, присутствуют эгоизм, расчет и прочие вещи. Вот что является наиболее важной характеристикой христианского понимания любви и, следовательно – христианского понимания Бога.

Вопрос интервьюера: «Алексей Ильич, но мне всё равно не вполне понятно. Вы всё равно говорите о возвышенной любви, но о любви, как качестве. А нам предлагают молиться Богу, обращаться к Нему иногда, как к человеку. Что это? Антропоморфизм, который мы видели в древности? Примитивный антропоморфизм. Или всё-таки нечто другое, серьезное?»

Алексей Ильич Осипов:
Дело в том, что когда христианство говорит о Боге, как о Любви, то оно не исключает, что эта любовь сопряжена с Высочайшим Разумом. Что Бог – есть Личность, причем, не та личность, которой обладает каждый из людей, а Триипостасное Существо. Если хотите – Трехличностное Существо. И этой истиной, может быть, наиболее ярко и глубоко выражается и самое существо Любви. Три – как один! Один – как три!

Мы иногда говорим: «Эти люди – едины!» Альтер эго! Другой я! Они двое – как одно! Так вот оказывается: предел или идеал этой совершенной любви только тогда, когда три становятся одним! И один является тремя.

Поэтому в этом плане мы обращаемся к Богу и как к Существу. Он же есть – Высший Разум. Он же – Триипостасный Разум. Он же – Существо Которого есть Любовь!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности