Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Школа иконописи имени святых преподобных иконописцев Алипия и его ученика Григория Киево-Печерских

Своеобразное испытание нашего Духа и Веры на прочность и силу

ruskline.ru/news_rl/2020/09/07/svoeobraznoe_ispytanie_nashego_duha_i_very_na_prochnost_i_silu
Своеобразное испытание нашего Духа и Веры на прочность и силу
О значении образа Пресвятой Богородицы «Благодатное небо» и судьбе Святой Софии
Софья Мачигина
Страсти по Святой Софии
07.09.2020 350
В 2015 году в Иконописной мастерской имени святой преподобномученицы Марии (Елизаветы Пиленко) нашего «Творческого союза иконописцев» был создан образ Божией Матери «Благодатное Небо», который сейчас находится в иконостасе Свято-Троицкого храма, стоящего на месте учреждения здесь в 19 в. храма Святаго Духа, в центре одноимённого Русского форта, основы нынешнего города Адлера.
Это один из древнейших иконографических акафистных типов Богородичных изображений. Основой для него послужило описание Видения Cвятого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где описывается явление Богородицы в образе Жены, облеченной в Солнце. Прототип извода так и назывался: «Жена, облаченная в солнце».
Иконописная композиция представляет собой ростовое изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Главу Богородицы, как и Богомладенца венчают короны, украшенные драгоценными каменьями, как символы Царственной власти. В руках Девы Марии императорский жезл, а под ногами - изображение полумесяца с направленными концами вверх, в виде ладьи. Фигуры излучают сияние в виде мандорлы и золотых лучей.
Данный образ имеет глубокое богословское и эсхатологическое значение. С ним связано церковное предание о том, что именно в таком виде предстанет Богородица в конце времен.
Мы видим на иконе, как Небесная Покровительница Руси-России ступает через Русское море в Свой Удел, как бы соединяя духовным мостом нашу Православную прародину - храм Софии Константинопольской, где была крещена княгиня Ольга, и храм Рождества Богородицы, находящийся в нижнем приделе Свято-Владимирского собора в Херсонесе, где был крещён Святой равноапостольный великий князь Владимир.
Интересна история самого древнего списка этой иконы, который из Константинополя был принесен в пределы Московии Софьей Витовтовной в качестве благословения на доброе супружество при ее вступлении в брак с сыном Дмитрия Донского, Великим князем Василием I.
И, конечно, неслучайно, самый известный список этой иконы находится в храме Архангела Михаила Московского Кремля - издревле он считался одним из наиболее почитаемых в русском народе.
О единстве Православной веры, незыблемости Царской власти, о мирном и благоденственном житии молился русский народ, припадая к этому образу Царицы Небесной в самом сердце Государства Российского.
Иконография этого образа зримо являет преемственность Православной Веры от Византии к Руси и, вместе с тем, преемственность государственных устоев Руси и России. Ведь сама Царица Небесная явным образом указала на преемников этого бесценного дара многочисленными явлениями в пределах Древней Руси своих чудотворных икон, прежде почитаемых в период расцвета Христианской Империи в Византии.
Вместе с тем, этот образ утверждает собой единство русского народа с нашей Православной купелью.
Именно об этом глубоко повествовал в своей Публичной лекции «Национальный вопрос, Константинополь и святая София» 1915-го года выдающийся русский философ князь Е.Н.Трубецкой, имя которого носит наш «Творческий союз иконописцев».
В этой лекции Евгений Николаевич подчеркивал, что «Константинополь - та купель, из которой предки наши приняли крещение, и место нахождения великой православной святыни, которая оказала могущественное определяющее влияние на духовный облик православной России».
Это влияние выразилось, в том числе, и в строительстве храмов, посвящённых Святой Софии, на Руси – в Киеве, Великом Новгороде, в других городах и весях. И, как ответ на предложения, прозвучавшие в среде нашей православной общественности, построить сегодня копию Софии Константинопольской в другом месте, хочется напомнить, что это уже было сделано Екатериной Великой в Царском селе, где она создала Софийский собор в ознаменование побед русского оружия над османской Турцией.
Кстати говоря, об этом же единстве византийской и русской культуры, о духовной преемственности нашей культуры от культуры Православной Византии повествует роспись храма Святого Илии Пророка, которая недавно была проведена нами в артиллерийском полку 7-й десантной дивизии в г. Анапа! Этот храм, расписанный по указанию бывшего командующего ВДВ, ныне председателя Комитета ГД ФС РФ по обороне генерала А.В.Шаманова, стал своеобразным памятником защитникам Отечества Земного и Небесного.
В этой росписи присутствуют и образ Святого равноапостольного Константина Великого с храмом Софии, который он возвёл, и образ Святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси, также с образом Киевского храма св. Софии в руках.
Тем самым, эти великие строители Православного мiра благовествуют, что София - Премудрость Божия поселилась в нашем краю, в наших сердцах и душах, поэтому мы стали единым целым, которое никому не разорвать! Поэтому для нас отнюдь небезразлична судьба храма Святой Софии Константинопольской, являющегося зримым воплощением образа, заключающего в себе духовную силу нашего народа.
Возвращение к своим духовным корням, истокам народной мудрости и традиции – важная тенденция современного развития нашего общества и государства. Сегодня Россия показывает пример сохранения духовных и нравственных устоев цивилизации, спасительных для мира, погрязшего в пучине глобализма и разложения. Поэтому для нас сложившаяся ситуация с собором Святой Софии Константинопольской – это своеобразное испытание на прочность и силу нашего Духа и Веры, верности нашим идеалам и ценностям.
И как, на удивление, промыслительно, что созданный нами образ Богородицы «Благодатное Небо» предвосхитил недавнее появление в 67 статье нашего Основного Закона фундаментальной мысли: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».
Эти слова сегодня являются для нас руководством к действенной защите наших святынь – и духовных, и материальных, которые символизируют наши ценности, где бы они ни были – в Адлере или в Тюмени, в Эстонии или в Турции.
И, прежде всего, нам, православным людям, сегодня, как никогда важно устремиться в храмы, особенно посвящённые Святой Софии, и обратить свои молитвы ко Господу, ко Святой Софии – Премудрости Божией, ко Пресвятой Богородице во образе её «Благодатное небо» за духовным вразумлением. Нам необходимо соборное единение в ответ на этот вызов, возможно, в виде общественного движения или братства, которое соединяло бы усилия по защите наших святынь.
Вместе с тем, сегодня представляется важным донести до турецкой общественности глубокую мысль, высказанную князем Е.Н.Трубецким – об объединяющем начале в образе Софии – Премудрости Божией, о её всечеловечности и всеединстве.
Надо помочь здравомыслящим гражданам Турецкой Республики, политикам и духовным лидерам, осознать, что по всем законам – Божиим и человеческим этот храм был и должен оставаться Домом православной молитвы, Домом Божьим.
Наше обращение к Софии – Премудрости Божией, ко Пресвятой Богородице должно навести нас на такое решение проблемы Константинопольского храма, которое позволит сохранить его духовную, православную основу.
Как вариант такого мудрого решения в рамках народной дипломатии возможно предложить турецкой стороне устроение в храмовом здании святой Софии места, куда был бы открыт доступ паломникам-христианам с возможностью совершения православных богослужений.
Такой порядок оформления посещений этого сакрального памятника Мирового уровня мог бы послужить сохранению культурного комплекса собора и сбережению для потомков тех бесценных реликвий, которые являются, без сомнения, достоянием всего Человеческого сообщества. Такое бережное и уважительное отношение к культурным стратам и религиозным святыням, безусловно, может стать символом и духовной основой мирных и добрососедских отношений между нашими народами!

Мачигина Софья Анатольевна, председатель «Творческого союза иконописцев» им. князя Е.Н. Трубецкого, Краснодар

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности